Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Российский государственный

 профессионально-педагогический университет»

Уральское отделение Российской академии образования

Академия профессионального образования

 

 

 

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО В СОВРЕМЕННОЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Материалы

6-х Международных Макаренковских

студенческих педагогических чтений

Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

 

 

Обнародовано на сетевой странице Педагогического музея А.С.Макаренко

по разрешению члена ред. коллегии сборника, проф. Н.Г.Санниковой

 

 

УДК 381.478 (082)
 ББК Ч466Я431
 П 74

 

Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности [Текст]: материалы 6-х Междунар. Макаренк. студ. пед. чтений, Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. /сост. Н.Г. Санникова. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»., 2009. 177 с.

 

  Материалы 6-х Международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Социального института, посвященных 121-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. В статьях студентов, аспирантов и преподавателей анализируются психолого-педагогические идеи, связанные с проблемами взаимодействия и преемственности поколений.

Данные материалы могут быть широко использованы в курсе преподавания «Социальной педагогики», «Истории социальной педагогики» и других дисциплин.

 

 

Редакционная коллегия:

кандидат педагогических наук, профессор Н.Г. Санникова (отв. ред.);

кандидат философских наук, доцент Н.М. Борщёва;

кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Сулимова.

 

ã Российский государственный

профессионально-педагогический

 университет, 2009

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Предисловие (здесь и далее страницы даны по бумажному изданию для возможности ссылок на него)

3

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

 

7

 

 

Ситько Р.М. Идея преемственности поколений в историко-культурном наследии

7

 

 

Козлова Г.Н., Кожевников А.В. Предпосылки для разработки проблемы преемственности поколений в общей педагогике

12

 

 

Козлова Г.Н., Демидов А.В. Феномен межпоколенного взаимодействия и наследие А.С. Макаренко

14

 

 

Николаев А.Б. Педагогическое содружество поколений

16

 

 

Аксёнов С.И. Воспитание как взаимодействие поколений: участие администрации и педагогической общественности в деятельности трудовой колонии им. М.Горького

18

 

 

Гофман А.М. Воспитание как передача социального опыта от поколения к поколению

22

 

 

Бражкина Д.В., Зонтова П.А. Преемственность идей А.С. Макаренко в вопросах воспитания в труде и в коллективе

23

 

 

Масленцева Н.Ю., Масленцева С.Б., Королёва Н.Н. Педагогическая преемственность в заботе о здоровье ребёнка

25

 

 

Мельникова А.А. Преемственность в формировании социально-ролевого поведения подростков

27

 

 

 

РАЗДЕЛ  2.     ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

                        И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

30

 

 

Начапкин М.Н., Турышева В.Н. Денис Иванович Фонвизин о воспитании

30

 

 

Протасова И.А., Новосёлова Е.Н. Социально-педагогические идеи Гессена

31

 

 

Протасова И.А., Гирфанов Н.И. В.В. Зеньковский о влиянии семьи и школы на процесс социального воспитания личности

35

 

 

Югова Е.А. Развитие идеи здоровьесбережения в теории педагогики

38

 

 

Набокова О.Б., Сулимова Н.П. В.А. Сухомлинский о здоровьесбережении детей и современный опыт Екатеринбурга

40

 

 

Потепалов В.Д. Социальное воспитание детей в Советской России

44

 

 

Носакова Т.В. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни в истории педагогической теории и практики

47

 

 

Симонов Д.Н. Особенности формирования картины мира у младенца в традиционном русском семейном воспитании

51

 

 

Миннуллин Д.Д., Исхаков Р.Х. Особенности национального семейного воспитания

54

 

 

Великанова А.Е. Проблема реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

56

 

 

Пилипчук Ю.А. Особенности организации процесса общения взрослого с ребёнком младенческого возраста, развивающимся в условиях материнской депривации

59

 

 

Кашина М.П. Направления социально-педагогической деятельности  по профилактике агрессивного поведения у старших дошкольников – воспитанников детского дома

71

 

 

Розбаум М.А. Социально-педагогическая работа с детьми с синдромом Дауна

74

 

 

Ткаченко А.И., Ивкин П.С. Из опыта обучения аутичных детей навыкам коммуникации

76

 

 

Вершинина И.А. Молодёжная музыкальная субкультура как фактор социализации

79

 

 

Сидоров В.П., Селивёрстова Г.П. Повышение резервов здоровья современной студенческой молодёжи средствами туризма

85

 

 

Широкова Е.А., Борщёва Н.М. Детский подростковый клуб как институт социализации

88

 

 

Уфимцева Н.Ф. Социально-педагогическая реабилитация осуждённых

91

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. РОЛЬ А.С. МАКАРЕНКО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

97

 

 

Фролов А.А. Догматизм в освоении педагогического наследия А.С. Макаренко

97

 

 

Меттини Э. Педагогические идеи А.С. Макаренко и западноевропейская научная мысль

100

 

 

Санникова Н.Г., Ахматшина А.И. Значение А.С. Макаренко для развития социальной педагогики

104

 

 

Игнатенко А.А. Связь теории и практики А.С. Макаренко с базовыми гуманитарными науками

108

 

 

Санников А.И. Проблемы взаимодействия и преемственности поколений в теории и практике А.С. Макаренко

112

 

 

Коршунова Н.М. Технология профессионального обучения воспитанников в педагогике А.С. Макаренко

117

 

 

Ткаченко М.С. Эстетика организации жизни детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко

119

 

 

Столяров А.М., Попов Л.Н. Эмоциональная культура педагога: педагогический опыт А.С. Макаренко и современная педагогическая действительность

122

 

 

Касаткина И.С. Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней

125

 

 

Рыбачук И.Г., Карпенчук С.Г. Идеи А.С. Макаренко в контексте профессиональной подготовки специалистов колледжа культуры и искусств

129

 

 

Ткаченко А.В. Соцвос и церковь: к истории взаимоотношений колонии им. М. Горького и куряжской религиозной общины

133

 

 

Лазарев А.В. Чему сегодня нам надо учиться у Макаренко?

138

 

 

РАЗДЕЛ 4.      ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                        СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

142

 

 

Лошакова Е.В. Педагогический анализ в управлении процессом социально-педагогической деятельности

142

 

 

Верещагина Е.П. Проблемы лидерства в творчестве А.С. Макаренко

144

 

 

Карпенко Е.А. Управление социальной адаптацией лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи

148

 

 

Рощенюк А.М. Самопрезентация преподавателя – важный фактор социально-педагогической деятельности

151

 

 

Хилинская Т.В., Пивовар Н.М. В педагогический вуз – через систему допрофессиональной подготовки

155

 

 

Шакуто Е.А. Научно-методическая работа с педагогами как условие развития их педагогического мастерства

160

 

 

Белкина О.А., Лызлова Л.Н. Управление реализацией инновационного проекта «Профилактика социального сиротства» в Центре образования № 190 г. Екатеринбурга

165

 

 

Москалёва Д.И, Попов Л.Н. Организация форм обучения как условие подготовки ребёнка к школе

170

 

 

Кашникова Е.Ю, Кадыкова О.Н. Культурно-досуговая деятельность как форма управления профилактикой девиантного поведения подростков

172

 

 

Бакаева Е.В. Условия и пути оптимизации детско-родительских отношений

177

 

 

Евсеева Н.В. Роль семьи в социальной адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста

179

 

 

Власова М.В. Основные направления работы социального педагога с неблагополучной семьёй

181

 

 

Шилова С.Н. Социальная адаптация граждан пожилого возраста в условиях стационарного учреждения социального обслуживания

184

 

 

Сведения об авторах и выходные данные сборника

 

 

 

Архив сборника материалов за 2009 год одним документом MsWord (Zip, 282 Кб.)

 

 

 

 

 

 

К перечню ссылок о современном макаренковедении

 

На главную страницу