|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля А.В. Ткаченко Соцвос и церковь: к истории взаимоотношений При
переводе Полтавской трудовой колонии им. М. Горького в Куряж возникло
соседство возглавляемого А.С. Макаренко инновационного воспитательного
учреждения с действующим религиозным учреждением – Спасо-Преображенской
церковью. Эта церковь была последним действующим культовым сооружением
куряжского Преображенского мужского монастыря, основанного архимандритом
Иоилем ещё в Необходимость
считаться с тем, что центральная часть усадьбы колонии принадлежит другому
собственнику, беспокоила Макаренко на протяжении всей его
работы в Куряже. Но создавшаяся коллизия имела характер не столько
территориальный либо имущественный, сколько идеологический. Макаренко больше всего
беспокоил контраст между атрибутами создаваемой им новой педагогики и
религиозного учреждения. Единственным выходом из этого противостояния он
считал устранение монастырского храма. Можно предположить, что борьба вокруг
указанного вопроса рассматривалась Макаренко как своеобразное педагогическое
средство в воспитательной системе колонии им. Горького. Недаром «церковный»
вопрос звучит своеобразным рефреном на страницах 3-й части «Педагогической
поэмы». Так, в главе «Первый сноп» автор описывает свои переговоры с
церковным советом по поводу ликвидации храма [1, с. 592 – 593], а глава «Жизнь покатилась дальше» раскрывает формы
противостояния церковникам со стороны колонистов [1, с. 615]. Эта ситуация
противостояния церкви подробно комментируется А.С. Макаренко в письме к Г.С.
Салько от 16 апреля В
одном из первых проектов договора между Наркомпросом и Харьковской окружной
инспектурой наробраза (ОИНО) и комиссией помощи детям (ОКПД) о переводе
колонии им. М. Горького в Куряж, составленном в марте Позже,
на июльском пленуме ОКПД, в своём докладе о работе колонии А.С. Макаренко,
вероятно, снова поднял этот вопрос, ибо пленум постановил: «Считать
необходимым поддерживать ходатайство о переводе места совершения религиозных
обрядов с большего помещения в меньшее» [5]. Впрочем, нам не удалось найти
документов, подтверждающих, что ОКПД стремился выполнить своё постановление.
Не получив реальной поддержки со стороны ОКПД, колония в октябре месяце того
же «Посреди нашего двора стоит бывшая
монастырская церковь. По воскресеньям и по некоторым будням в этой церкви
служится, поёт на всю колонию хор и пахнет ладан. Иногда в церковь привозят
покойников, а по праздникам частенько во двор колонии влетают на тройках и на
лошадях свадьбы, почти всегда пьяные: кое-кто тут же возле церкви пьёт
самогон, кричит и поёт, а наши хлопцы стоят вокруг и смотрят. Между хлопцами и церковниками не
может быть согласия: у нас всегда есть новенькие, а есть и характеры
невыдержанные. Бывает, кто и вступит в спор, начнёт доказывать, что бога нет.
А другой, не без греха, залезет на колокольню, начнёт звонить, или набьёт кирпича
в церковный замок. От этого возникают ссоры и портятся отношения между нами и
крестьянами. Иначе и быть не может, ибо та
церковь занимает весь двор, и хлопцам после
работы ни поиграть, ни побегать негде: стоит та церковь всем на пути –
кинет кто мяч, то он и летит в церковное окно, то уж теперь у нас запрещено
играть в футбол. Нас же всех 350, и нам трудно так повернуться, чтоб ту
церковь не зацепить. Благодаря той церкви мы не хозяева
в своём дворе, через двор ходит кто хочет, а спросить нельзя… Мы все
обращаемся в Президиум ВУЦИК с ходатайством, чтоб та церковь, которая стоит в
нашем дворе, была закрыта, а потом совсем разобрана, ибо колония совершила
большие расходы на ремонт, построила новые дома, собирается сидеть здесь
долго, и совсем трудно нам жить рядом с церковью и неприятно» [6]. Последующие
документы демонстрируют путь решения дела: 22 октября ОИНО поддерживает
ходатайство колонии перед президиумом окрисполкома (ОИК) [7]; 11 ноября ОИК
поднимает этот вопрос перед НКВД [8]; 18 ноября НКВД отказывает в
удовлетворении ходатайства, объясняя, что «указанная церковь обслуживает
религиозные потребности достаточно многочисленной по количеству религиозной
общины и что здание указанной церкви для функциональных потребностей колонии
не необходимо» [9]. Последним
из известных нам документов по этому делу является акт июньского Кроме
горьковской колонии, религиозные сооружения находились на территории тех
интернатных учреждений, базой для которых послужили монастырские подворья.
Именно в это время (декабрь Именно со столкновения с религиозной общиной началась
славная история другого известнейшего интернатного учреждения Харьковщины –
Ахтырского детского городка. Его руководитель, М.Л. Довгополюк, однако,
поступал более решительно. К чести А.С. Макаренко надо заметить, что он в
своей борьбе действовал исключительно административными методами, а не
врывался в храм во время богослужения, не угрожал оружием священникам, не
сбрасывал крест с купола собора, как делал это Довгополюк [4, с.163 – 164]. В
конце концов, Куряжский собор был закрыт немногим более чем через год после
увольнения А.С. Макаренко из колонии – на октябрьские праздники Приведённые
материалы, прежде всего, дают дополнительные данные к дискуссионным темам
современного макаренковедения «Макаренко и религия» и «Макаренко и церковь».
Кроме того, они представляют для нас чрезвычайно интересное явление нашего
недавнего прошлого – противостояние двух, несомненно, гуманистических начал:
религиозного спасения человеческой души и физического спасения обездоленного
и обречённого детства. Библиографический список
1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма
[Текст] / А.С. Макаренко; сост.,
авт. вступ. ст., примеч., коммент. С. Невская. М., 2003. 2. Переписка А.С. Макаренко с женой
[Текст]: в 2 т. / сост. и коммент. Г. Хиллиг и С. Невская. Введение Г.
Хиллига. Т.1. М., 1994. 3. Переписка А.С. Макаренко с М. Горьким
[Текст]: академическое издание / под ред. Г. Хиллига при участии С.С. Невской. Maрбург, 1990. 4. Hillig G.
Verblaßte Gesichter, vergessene Menschen: 28 Porträts von
“Freunden” und “Feinden” A.S. Makarenkos. 5. ГАХО,[1] ф.
Р-917, оп. 1, д. 6. ГАХО, ф.
Р-845, оп. 2, д. 7. ГАХО, ф. Р-845, оп. 2, д. 8. ГАХО, ф. Р-845, оп. 2, д. 9. ГАХО, ф. Р-845, оп. 2, д. 10. ГАХО, ф. Р-408, оп. 4, д. 11. ГАХО, ф. Р-917, оп. 1, д. 12. ГАХО, ф. Р-858, оп. 1, д. 13. ЦГАВОВУ,[2]
ф. 166, оп. 6, д. |
|
||
|
|
|
|
|