: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

 

И.А. Протасова, Е.Н. Новосёлова

Социально-педагогические идеи С.И. Гессена

В работах русского философа, правоведа, педагога С.И. Гессена (1887-1950), представителя «первой волны» русской эмиграции нашли отражение различные аспекты проблемы социализации личности.

В «Основах педагогики» С.И. Гессен вслед за И. Кантом и П. Наторпом трактует социализацию как процесс становления личности, её индивидуальности в ходе осуществления целей-заданий. В понимании учёного, для своего движения к индивидуальности личность должна задаваться не сиюминутными, а «сверхличными» задачами. Гессен поясняет, что в течение жизни индивид может отказаться от старых задач и целей, но должен сохранить при этом «единство направления жизненного пути». Если же действия индивида «не содержат никакого единства, никакого внутреннего роста и творчества, то он перестаёт быть личностью» [1, с. 64 – 65].

В процессе социализации С.И. Гессен выделяет ряд этапов, каждый из которых отличается своеобразием. Так, если на ступени аномии («беззакония») ведущим фактором развития индивида является природа, то на ступени гетерономии («чужезаконности») идёт процесс активного познания им социальной жизни, её законов и требований. Третья ступень развития личности – ступень автономии («самозаконности»), этап завершения формирования собственного «Я», нравственных императивов личности, убеждений и мировоззренческих позиций, независимых от идеологии и политики, внешних и случайных по отношению к нравственности целей, интересов, условий. Это ступень свободного самообразования и творчества.

Аномия, по Гессену, это период дошкольного образования, в котором ведущей является игровая деятельность. Анализируя этот период, педагог на основе изучения теорий игры М. Монтессори, Ф. Фрёбеля и других теоретиков свободного воспитания делает вывод, что игра не должна вырождаться в забаву, в пассивное механическое упражнение отдельных функций и свойств. В ней должен «просвечивать» будущий урок, «культивироваться творческое начало личности».

Исходя из особенностей того или иного этапа социализации индивида, С.И. Гессен рассматривает процесс становления его мировоззрения. В работе «Мировоззрение и идеология» он признает, что «мировоззрение есть выражение личности человека» [1, с. 96 − 97]. Учёный показал, что в младшем и среднем возрасте мировоззрение складывается под воздействием социокультурной среды, духовного окружения и школы.

В работе «В защиту педагогики» С.И. Гессен дал всесторонний анализ структуры личности и наук, исследующих каждый «отдельный иерархический пласт личности». Выделив три пласта или «плана человеческого бытия» – биологический, социальный, духовно-культурный (позднее – благодатный), Гессен отметил, что им соответствуют четыре уровня воспитания, выполняющие свои функции в развитии личности: как психофизического организма, как общественного индивида и личности, включённой в культурную традицию, как члена царства духа.

Нижний пласт – это биологическое бытие, в котором воспитание выступает как биологический процесс, реализуясь через физическое укрепление организма, опеку и дрессировку. Второй пласт – общественное бытие, где воспитание выступает как социальный процесс формирования индивида в качестве члена социальной группы. Третий пласт – план духовной культуры: образования, духовного развития личности и её приобщения к ценностям культуры. «Воспитание, понимаемое как духовный процесс», – отмечает Гессен, − является самовоспитанием личности, которая реализует в жизни духовные ценности». Развитие личности рассматривается им как «одновременное введение её в живое течение созидания культуры» [1, с. 84]. Принимая активное участие в той или иной области духовного творчества, непосредственно соприкасаясь с «источниками культуры», индивид осваивает культурные традиции, идёт по пути духовного саморазвития. Четвёртый пласт – высший – это план благодатного бытия, в котором воспитание «выступает как спасение, осуществляемое через любовь к ближнему и любовь к Богу и ведёт к личному бессмертию» [1, с. 85]. С.И. Гессен утверждал, что в образовательном процессе все «планы воспитания» взаимопроникают друг в друга, «предчувствуются» друг в друге и нуждаются в гармонизации.

На ступени гетерономии (школьного образования), по мнению педагога, осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни. Одной из основных задач школы С.И. Гессен считал развитие «в человеке свободы». Школа, утверждал он, должна быть правовым государством в миниатюре, соблюдающим права ребёнка, воспитывающим в нём способность уважать право другого и отстаивать своё собственное.

Для Гессена образовательный процесс − это: 1) приобщение человека к культурным ценностям общества; 2) духовное созревание личности, формирование её собственного «Я» на основе законов морали; 3) взаимодействие учителя и учащихся в решении жизненно важных и личностно значимых для них проблем; 4) формирование «ярких в своей индивидуальности свободных и творческих личностей», способных жить в свободном и демократическом обществе; 5) приобщение к творческой деятельности.

С.И. Гессен полагал, что школа должна базироваться на принципах равенства образовательных возможностей и демократической всеобщности, единства и целостности, многоуровневой дифференциации образования и широко понимаемом трудовом начале. Она должна быть доступной для всех, её содержание должно быть ориентировано на самостоятельный творческий труд, обеспечивающий самоактуализацию личности ребёнка.

Идеал школы Гессен видел в трёхступенной единой трудовой школе, построенной на принципах дифференциации, обеспечивающей целостность и единство многообразия [1, с. 27]. Развивая эти идеи, педагог предложил природоведческую, родиноведческую дифференциацию на первой ступени, психологическую − на второй и профессиональную − на третьей.

В начальной школе, писал учёный, пропедевтический курс должен строиться на основе родиноведческой (краеведческой) дифференциации, требующей освоения природы, истории и культуры родного края, языка и народных традиций. В качестве задач первой ступени школы (7-10 лет) он видел: 1) приучение детей к труду; 2) создание школьного сообщества, «организованного на принципах дисциплины». Ребёнок на этой ступени привыкает исполнять общественные функции, хоть и «обозначенные ему учителем, но всё-таки ясные для него в их общественной необходимости» [1, с.168 − 169].

Средняя школа должна быть направлена на развитие индивидуальности школьника, его способностей и интересов. При этом игра и труд являются основными видами деятельности подростков. Старшая ступень − это школа социально-профессиональной ориентации, которая строится на принципе создания отделений, учитывающих многообразие конкретных профессий, целостно отражающих культурное содержание социальной жизни. «Общее образование принимает характер «специального общего образования», а профессионально ориентированная школа ставит себе целью сделать профессию исходной точкой и источником общего образования», − писал С.И. Гессен [1, с. 173].

Характеризуя особенности школы третьей ступени, учёный признавал, что наряду с трудовой деятельностью, связанной с будущей профессией школьников, необходимо организовать и деятельность общественную: «Выполнение функций в добровольных объединениях учеников, а также кружках взаимопомощи, которым ныне передаётся значительная часть ответственности за внешний порядок школьной жизни, становится настоящим гражданским воспитанием. Воспитание общественного деятеля и руководителя связано здесь с воспитанием в духе общественной дисциплины и солидарности… Это правовое воспитание и, кроме того, воспитание государственное в самом глубоком смысле этого слова» [1, с. 174 − 175].

Отстаивая идею трудовой школы, Гессен полагал, что трудовая школа − это школа, в которой образование и труд не противопоставляются друг другу; это школа, где в центре стоят интересы личности, реализуемые через практическую деятельность. Своему пониманию трудовой школы как школы интеллектуальной и физической активности педагог противопоставляет школу пассивную, с одной стороны, и школу утилитарную, ремесленную − с другой. Труд для Гессена выступает как источник гармонического развития личности.

Важнейшим средством социализации молодёжи, по мнению педагога, является школьное самоуправление. При этом он отмечает, что проблемы, решаемые органами школьного самоуправления, должны быть «проблемами самой молодёжи», а не проблемами управления или соуправления школой. Самоуправление должно помочь организации широкой общественной жизни молодёжи в различных формах − в союзах, кружках, публицистике и т.д.

Таким образом, в период «гетерономии» осуществляется сложный процесс социального становления и индивидуализации личности.

Третий этап − «автономии» − период юности, период зрелости и ответственности личности за принимаемые решения и выбор судьбы, период критического восприятия и оценки действительности, упрочения мировоззрения.

 

Библиографический список

1. Гессен С.И. Пед. соч. [Текст]: в 2 т. / С.И. Гессен, М.В. Богуславский, О.Е.Осовский; сост., авт. вступ. ст. и ред. Е.Г. Осовский. Т.1. Саранск, 2001.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению