|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. М.П. Кашина Направления социально-педагогической
деятельности В
современном мире высок уровень социальной напряжённости, политических
конфликтов и разного рода разногласий. Одна из причин, объединяющая
вышеуказанные явления – тенденция к росту агрессии. Агрессивное поведение,
отличающее взрослых людей, характерно и для детей, т.к. эта возрастная группа
легко поддаётся влиянию. Ребёнок становится агрессивным вследствие множества
причин, но агрессия, к которой он привык в детстве, приобретает характер
постоянной модели поведения. А
если у ребёнка нет семьи? Воспитываясь в условиях государственного
учреждения, он ежедневно чувствует направленную на него агрессию «внешнего»
мира за пределами учреждения или в самом учреждении и отвечает на неё. Никому
не нужный ребёнок пытается выжить, как умеет, обращаясь к простейшему
доступному защитному механизму – агрессии. Учёные
пытаются раскрыть сущность агрессивного поведения детей и разработать меры по
его профилактике. Одним из них является А.С. Макаренко. В «Педагогической
поэме» он затрагивает и этот аспект. Уже на первых страницах произведения мы
читаем: «В первый год нас особенно удручало их постоянное стремление к ссоре
друг с другом, страшно слабые коллективные связи, разрушаемые на каждом шагу
из-за первого пустяка. В спальне содом и крик. В углу две зверски ощерившиеся
группы. Угрожающие жесты и наскоки перемешиваются с головокружительной
руганью» [2, с. 48 – 49]. «Остромухова стали бить по всякому поводу и без
всякого повода. Избивать, издеваться на каждом шагу, отнять хороший пояс или
целую обувь и дать взамен их негодное рваньё, каким-нибудь хитрым способом
оставить без пищи или испортить пищу, дразнить без конца, поносить разными
словами и, самое ужасное, всегда держать в страхе и презрении. Бороться с
этим оказалось невыносимо трудно» [2, с. 84]. Сегодня
в науке отсутствует однозначная трактовка понятия «агрессия». Согласно теории
З. Фрейда, в жизни человека существует два основных инстинкта – стремление к
жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). По мнению Фрейда, агрессия,
направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо
если эта энер¬гия танатоса не будет направле¬на вовне, это приведёт к
раз¬рушению самого индивидуума. Заслу¬живает внимания и теория К. Лоренца,
считавшего, что источник агрессии – это инстинкт борьбы за выживание.
Человеческая способность к насилию, по мне¬нию этого учёного, превалирует над
сдерживающими началами, подавляющими агрессию. Согласно третьей теории
аг¬рессивности – «теории социаль¬ного научения» – человек перени¬мает
агрессивное поведение, на¬блюдая за другими людьми. По теории американского
психолога Альберта Бандуры, боль¬шинство особенностей нашего поведения
развивается путём подражания другим людям. Это проявляется и в агрессии. Агрессию
можно определить как «целенаправленное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, причиняющее
физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания,
состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.». Зачастую
дети проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов
выражения чувств, поэтому одна из задач педагога заключается в научении детей
выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Все меры по
профилактике агрессии должны быть направлены на формирование в ребёнке
способности понимать других, воспитание доброжелательного отношения к
сверстникам и миру в целом. Очень важно помочь ребёнку расширить свой
поведенческий репертуар – набор способов реагирования на определённые события
[1, с. 55]. Анализ
поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую работу с
ним и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление
вну¬тренней изоляции, формирование в ребён¬ке способности видеть и понимать
других. Основная задача педагога в работе с агрессивными детьми –
сформиро¬вать чувство общности с другими, желание ви¬деть и понимать
сверстников. Нужно по¬мочь ребёнку увидеть в ровеснике не против¬ника или
конкурента, а интересного и само¬ценного человека, партнёра по совместной
деятельности [1, с. 56]. При этом традиционные методы – убеждения,
объяснения, ссылка на поло¬жительные примеры, призыв не обижать дру¬гих –
малоэффективны. Не принесут успеха и соревновательные меры. Конкурсы,
соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка лишь на
собственные успехи, порож¬дают ориентацию на конкурентность и
проти¬вопоставленность другим. Это ведёт к разобщённости и отчужденности.
Наиболее эффективным средством профилактики является игра, специально
организуемая педагогом. В игре у детей появляется потребность регулировать
взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения,
проявляются нравственные чувства, что особенно важно для преодоления
агрессии. Полезны для агрессивных детей сюжетно-ролевые игры. В этом случае
агрессивному ребёнку целесообразнее давать роли слабых, беззащитных
персонажей, чтобы он мог почувствовать себя на их месте. Ес¬ли же ребёнку
достаётся роль агрессив¬ного персонажа, необходимо акцентиро¬вать внимание на
таких его качествах, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой,
защищать слабых. Неплохим методом является и так называемая «песочная
терапия», помогающая ребёнку с помощью построения картин на песке отразить
все свои переживания и негативные чувства [1, с. 57]. Агрессивность
ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способом
самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
С другой стороны, агрессивность способна нанести вред, сформировать
нежелательные черты характера. И то и другое негативно сказывается на наших
чувствах и может привести к деструкции, разрушению непосредственного
окружения, включая людей, которых мы любим. Библиографический список 1. Ватова Л. Как снизить агрессивность
детей [Текст] / Л. Ватова // Дошкольное воспитание. 2003. № 6. 2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма
[Текст] / А.С. Макаренко. М., 1983. |
|
||
|
|
|
|
|