: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Л.Н. Попов, А.М. Столяров, А.О. Шумакова

Эмоциональная культура педагога: педагогический опыт А.С. Макаренко
и современная педагогическая действительность

Сегодня первый принцип государственной политики в области образования предполагает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» [1, с. 6]. Гуманистический характер образования подразумевает гуманные отношения всех участников образовательного процесса.

Однако опрос, проведённый нами в Социальном институте РГППУ среди студентов 1-2 курса, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», для выявления фактов негуманных отношений в общеобразовательной школе, показал, что эта проблема в практике современной общеобразовательной школы ещё не нашла окончательного решения.

Так, реципиентам (34 чел.) были предложены следующие вопросы: 1. Сколько учителей в школе относились к Вам положительно (в %)? 2. Сколько учителей в школе относились к Вам отрицательно (в %)? 3. Каким образом выражалось положительное отношение (тон, мимика и жесты, лексика, другие средства)? 4. Каким образом выражалось отрицательное отношение (тон, мимика и жесты, лексика, другие средства)?

Положительное эмоциональное воздействие испытали на себе 80%, отрицательное – 20% опрошенных студентов.

Положительный тон педагогов 6 реципиентов определили как спокойный, 5 – как уважительный, 5 – доброжелательный, 4 – нормальный, 3 – ласковый, 2 – дружелюбный, 2 – мягкий, 2 – игривый.

Отрицательный тон 8 студентов определили как грубый, 4 – как высокий, 4 – злой, 2 – строгий, 2 – агрессивный, 1 – громкий, 1 – жестокий, 1 – нервный, 1 – враждебный, 1 – невежливый, 1 – крикливый, 1 – дурной.

Положительно воспринимаемая мимика и жесты: улыбка – 7 чел., подмигивание – 2. Отрицательно воспринимаемая мимика и жесты: покручивание пальцем у виска – 1 человек, взмахи руками – 1, топанье ногами –1.

Положительно воспринимаемая лексика: молодец –11 чел., умница – 6, хорошо – 4, солнышко – 4, поздравляю – 2, отлично – 2, замечательно –1, птичка – 1, рыбка – 1. Отрицательно воспринимаемая лексика: тупые – 4, идиоты – 2, стадо баранов – 2, плохо – 2, жвачные животные – 1, полудурки – 1, старая – 1, ленивая – 1, уроды – 1, быдло – 1, сволочи – 1, дурында –1, позор – 1, ужас – 1, сейчас получишь – 1, выйди из класса – 1, нецензурная брань – 1.

Другие положительно воспринимаемые средства: поглаживание по голове – 4. Другие отрицательно воспринимаемые средства: вызывали родителей – 2 чел., занижали оценки – 2, не помогали – 1, полное игнорирование – 1, оставляла после уроков – 1, били учебником по столу – 1, били по карте указкой – 1, выкидывали портфели из класса – 1, кидался предметами – 1, бросал в мальчиков стул – 1, подзатыльники – 1, «фашистские» средства – 1.

Таким образом, каждый пятый учитель общеобразовательной школы негуманно относится к ученикам. Наиболее приемлемым тоном является спокойный, уважительный, доброжелательный тон речи педагога, а наиболее неприемлемым – грубый, высокий, злой. Отрицательно воспринимаемые мимика и жесты в два раза разнообразнее положительно воспринимаемых мимики и жестов. Отрицательно воспринимаемая лексика в два раза разнообразнее положительно воспринимаемой лексики. Другие отрицательно воспринимаемые средства в двенадцать раз разнообразнее (изощрённее) других положительно воспринимаемых средств.

Данные факты педагогических отношений свидетельствуют о недостаточной культуре общения значительной части педагогов общеобразовательной школы, в том числе и гуманно относящихся к ученикам.

Педагогическое отношение актуализируется главным образом через устную речь педагога как важнейшее средство педагогического общения и взаимодействия. Внутренняя форма устой речи – тон, интонация является её сущностью, определяющей в итоге внешние аспекты педагогической речи: высоту, громкость, тембр, длительность и пространственную локализацию звука, жесты и мимику, а также лексику. Эмоциональный аспект интонации, в свою очередь, является ключевым компонентом её структуры. Определить тон педагогической речи и отдельного высказывания, выявить необходимую интонацию и эмоцию – важнейшая педагогическая задача, решаемая не всегда должным образом. Касаясь тона и эмоции педагогического общения, А.С. Макаренко высказал ряд полезных и очень важных для современного педагога мыслей. Он считал, что громовой стук кулаками по столу, крик, гнев не могут произвести полезного действия.

«Что же такое гнев? Всё надо понимать диалектически. При мастерстве гнев звучит иначе. Если вы мастер, то вы будете переживать негодование, но у вас это не примет никаких антипедагогических форм. Это будет искреннее проявление вашего настоящего человеческого чувства, но не вообще человека, а мастера-педагога.

Не только гнев противополагается ровному голосу, ровному голосу я противополагаю вообще живое переживание человека. Надо представить себе всю лестницу от простого недовольства до гнева. Я должен сказать, что я тут научился поневоле, и я знал, что значит сказать: ”Здравствуй” – сухим, сдержанным тоном и ”Здравствуй” – спокойным, добрым тоном; или: ”Всё. Можешь идти” – суровым, холодным тоном; или: ”Всё. Можешь идти” – сдержанным, но мягким тоном. Всё это практика.

Это разворачивание вашего мастерского тона проявляется не только в крайних категориях гнева или радости.

Вот почему не нужно ровного голоса. А негодование, если вы мастер, вы знаете, когда потушить, а когда дать ему ход. И когда нужно, негодование может делать больше, чем даже ласка, потому что в негодовании вы проявляете себя как гражданин, как человек и представитель учреждения, как представитель идеи, как представитель права, вы отстаиваете что-то большое» [2, с. 171].

Эта обширная цитата, пример практической деятельности выдающегося педагога может иметь и теоретическое обоснование: А.С. Макаренко говорит о художественных эмоциях, эмоциях гнева или радости, но эмоциях всегда положительных благодаря их возвышенности, а также эстетичности формы речевого педагогического высказывания. Известный психолог С.Х. Раппопорт писал о них: «Это – не слепки жизненных (то есть обыденных) переживаний и чувств, а особые, художественные эмоции» [4, с. 124]. Музыковед В.В. Медушевский подчёркивал: «Исследователи отмечают особую концентрированность, богатство художественных эмоций, поскольку они связаны не со случайным, а с устойчивым, общественно-значимым социально-историческим содержанием… Жизненные эмоции представляют собой только исходный материал музыки» [3, с. 57]. Следует отметить, что художественные эмоции представляют собой «плод нередко весьма долгого обдумывания жизненного опыта» [4, с. 132]. Сложная система жизненных эмоций наиболее убедительно классифицируется по принципу полярности. В.В. Медушевский подразделяет их «на положительные и отрицательные» [3, с. 61]. Художественные эмоции в отличие от обыденных невозможно строго разграничить и до конца описать хотя бы потому, что при всём бесконечном разнообразии «…художественные эмоции всегда положительны» [4, с. 152]. Именно поэтому А.С. Макаренко сравнивал профессию педагога с профессией актёра. «Педагог не может не играть», – писал он [2, с. 206].

Играть, «уметь управлять своим настроением» [2, с. 206], мастерски моделировать «культурные» эмоции – это положительно чувствовать, осмысливать свои чувства, выбирать стиль поведения, соотносить всё это с собственным педагогическим опытом и конкретной ситуацией педагогического общения, с образом себя и воспитанника в этой ситуации – и только тогда действовать.

Такие речевые педагогические действия обеспечат уважительное, гуманное взаимодействие и взаимоотношение субъектов педагогического процесса в современной школе – педагога и учеников, воспитанников.

 

Библиографический список

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. М., 2006.

2. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1946.

3. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В.В. Медушевский. М., 1976.

4. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции [Текст] / С.Х. Раппопорт. М., 1972.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению