|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.М. Рощенюк Самопрезентация преподавателя – Рассматривая пути
подготовки специалиста высшей квалификации, следует обратить внимание на
проблемы взаимоотношений между преподавателями и студентами в
учебно-воспитательной деятельности. В высшей школе, как ни в какой другой
системе образования, особенно активно протекает взаимодействие между
студентами и преподавателями в любых формах учебного процесса. Личность
педагога – объект постоянного придирчивого внимания студентов с первых
моментов общения. От эффекта «первого впечатления» зависит дальнейшее
развитие взаимоотношений и результативность совместной работы. Поэтому А.С.
Макаренко настойчиво советовал обращать внимание на такие «решающие пустячки»
поведения, как стоять, сидеть, встать со стула, из-за стола, как повысить
голос, улыбнуться, посмотреть и т.д. Он писал: «Я сделался настоящим мастером
только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15-20 оттенками, когда
научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [2, с. 453 –
454]. Отсюда следует, что воспитатель должен владеть и определёнными актёрскими
способностями. «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который
не умел бы играть», – такова точка зрения великого педагога [1, с. 57]. Взгляды Макаренко
актуальны и в нынешних условиях, поскольку проблема педагогического
мастерства непосредственно касается не только преподавателей педагогических
учебных заведений, но и учителей школ, а также педагогов учебных заведений
непедагогического направления. Навыки
педагогического мастерства преподавателей являются предметом особой заботы и
нашего Национального университета водного хозяйства и природопользования. Оно
корректируется с учётом «взглядов со стороны», то есть оценок студентами
личности педагога. Например, студентка Светлана К. констатирует: «Моё
впечатление о преподавателе складывается после его первой лекции: насколько
умно и интересно он смог рассказать, насколько он сумел заинтересовать меня
своим предметом, насколько он сам увлечён им». Продолжая мысль сокурсницы,
студент Андрей Т. выделяет конкретные аспекты лекции и поведения педагогов,
которые захватывают студентов. Это «ясность, чёткость изложения, уровень
эрудиции, дикция, жестикуляция, внешность». Потому готовясь к первой встрече
со студентами, мы сосредоточиваем внимание на внешнем виде, характере
приветствия, поведении, даже на последнем слове, которое должно
актуализировать деятельность студента в дальнейшем, то есть на
самопрезентации. «Самопрезентация»
трактуется учёными как вербальная и невербальная демонстрация собственной
личности в системе внешних коммуникаций. Самопрезентация преподавателя
происходит в процессе целенаправленного общения преподавателя и студентов,
когда преподаватель «подаёт себя», проявляя свои знания, умения, способности,
чтобы вызвать у студентов интерес, повлиять на них для достижения
определённых учебно-воспитательных задач. В истории
развития проблемы самопрезентации можно выделить три этапа: 1) период
выделения идеи социальной детерминации формирования личности, признания
влияния социальной среды на выбор человеком определённого стиля поведения в конце
XIX – начале XX в. (Л.С. Выготский, У. Джемс, Г.С. Костюк, Дж. Мид, Ч. Шара);
2) этап выделения в 50-70 гг. XX в. проблемы самоподачи в самостоятельное
направление научного анализа на социологическом, а позже – на психологическом
уровне (Э. Берн, И. Гофман, Р. Ленг, К. Роджерс, К. Юнг); 3) этап
развёртывания экспериментальных исследований самопрезентационного феномена в
конце XX – начале XXI в. как одного из фундаментальных межличностных
процессов (R. Arkin, R. Baumeister, В. Schlenker). При определении
сущности понятия «самопрезентация» психологи сосредоточивают внимание как на
внешних (динамических), так и внутренних (содержательных) аспектах явления. С
позиции внешних аспектов самопрезентация – это акт поведения, форма
социальной активности, которая имеет характер публичности и проявляется в
межличностном общении. Самопрезентацию можно трактовать как форму
самовыражения и поведения, направленную на создание благоприятного
впечатления, которое отвечает чьим-то идеалам (Д. Майерс). В последние годы
популярным синонимом понятия самопрезентация стало понятие «харизма». На
древнегреческом оно означает «притягивать к себе внимание» и восходит к
понятию «хариты» (три богини красоты и изящества в древнегреческой
мифологии). У слов «харизма», «характер», «харя» – один корень. Быть
харизматичным в ходе публичного выступления – значит уметь успешно
самопрезентоваться, притягивать и удерживать внимание аудитории.
Самопрезентация происходит независимо от того, насколько оратор представляет
себе её и как к ней относится. От её культуры зависит личностная
привлекательность преподавателя. По нашему мнению,
самопрезентация преподавателя зачастую начинается задолго до
непосредственного знакомства с определённой аудиторией. В связи с этим
правомерно выделить при её организации стадию, условно названную нами стадией
«предкоммуникативной атмосферы», которая складывается на основе начальной
информированности преподавателя о студентах, а последних – о преподавателе.
Первичная информация, полученная как из официальных, так и из неофициальных
источников, создаёт предпосылки, определяющие особенности дальнейших
отношений. Так, многие
студенты считают, что большое значение в первоначальной оценке преподавателя
имеют впечатления, которые сложились у первокурсников на основе рассказов
студентов старших курсов. Некоторые из них дают довольно широкие сведения о
своих преподавателях. «В условиях вуза, – говорит студентка Валентина Т., –
первые сведения о преподавателе получаешь ещё до непосредственного знакомства
с ним, когда студенты старших курсов, которые прослушали его, дают
преподавателю характеристику». Для успешной
самопрезентации большое значение имеет стратегия, избранная преподавателем.
Она должна исключать заигрывания или запугивания, а также различные формы
общения-дистанции, которые усложняют педагогический процесс и снижают его
эффективность. С первых моментов общения преподавателю важно не подчёркивать
свои ролевые преимущества, а сделать ударение на личностной харизме,
энергетике, энтузиазме, уверенности в своих знаниях и т.д. Первоначальная
задача педагога – проиллюстрировать свои сильные стороны. А его харизма,
которая призвана привлекать студентов, должна поддерживаться безупречным
знанием своего предмета и методики обучения, серьёзным отношением к работе,
заботой об успехах каждого студента, общей эрудицией, культурой, тактом. Особенно
продуктивной, как показывает наш опыт, является стратегия педагогического
общения на основе увлечённости совместной творческой деятельностью и
дружеской благосклонности. Такой стиль общения можно рассматривать как
предпосылку для успешной совместной учебно-воспитательной работы. Он
выступает как стимулятор развития взаимоотношений педагога со студентами.
Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко
утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и
наставником, а с другой, – соучастником совместной деятельности – «инженером
детских душ». И хотя студенты – уже не дети, эта точка зрения
распространяется и на них. Подготовка
специалиста в любом высшем учебном заведении невозможна без учёта такого
важного аспекта, как педагогическое мастерство, которое необходимо
формировать у каждого педагога. К основным слагаемым педагогического
мастерства относятся, умения управлять своим поведением; прививать студентам
такие положительные качества как честность, правдивость, добросовестность,
ответственность, дисциплинированность, любовь к учёбе и т.д.; самосознание;
наблюдательность – гибкое распределение внимания; коммуникативные умения;
способность понимать студента, его психическое состояние, «читать по лицу». В процессе
самопрезентации все элементы педагогического мастерства аккумулируются в
единое целое, создавая те невидимые нити общения, которые связывают педагога
с аудиторией, и благодаря которым осуществляется воспитательное и учебное
влияние, происходит развитие «творческого актива личности». Таким образом, мы
можем говорить о самопрезентации преподавателя как факторе
социально-педагогической деятельности. Библиографический
список 1. Макаренко А.С. Некоторые выводы из
педагогического опыта [Текст] / А.С. Макаренко; сост., авт. вступ. ст.,
примеч. В.С. Аранский, А.И. Пискунов. М., 1952. 2. Макаренко А.С. О коммунистическом
воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952. |
|
||
|
|
|
|
|