: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

А.М. Рощенюк

Самопрезентация преподавателя –
важный фактор социально-педагогической деятельности

Рассматривая пути подготовки специалиста высшей квалификации, следует обратить внимание на проблемы взаимоотношений между преподавателями и студентами в учебно-воспитательной деятельности. В высшей школе, как ни в какой другой системе образования, особенно активно протекает взаимодействие между студентами и преподавателями в любых формах учебного процесса. Личность педагога – объект постоянного придирчивого внимания студентов с первых моментов общения. От эффекта «первого впечатления» зависит дальнейшее развитие взаимоотношений и результативность совместной работы. Поэтому А.С. Макаренко настойчиво советовал обращать внимание на такие «решающие пустячки» поведения, как стоять, сидеть, встать со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, посмотреть и т.д. Он писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “иди сюда” с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [2, с. 453 – 454]. Отсюда следует, что воспитатель должен владеть и определёнными актёрскими способностями. «Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть», – такова точка зрения великого педагога [1, с. 57].

Взгляды Макаренко актуальны и в нынешних условиях, поскольку проблема педагогического мастерства непосредственно касается не только преподавателей педагогических учебных заведений, но и учителей школ, а также педагогов учебных заведений непедагогического направления.

Навыки педагогического мастерства преподавателей являются предметом особой заботы и нашего Национального университета водного хозяйства и природопользования. Оно корректируется с учётом «взглядов со стороны», то есть оценок студентами личности педагога. Например, студентка Светлана К. констатирует: «Моё впечатление о преподавателе складывается после его первой лекции: насколько умно и интересно он смог рассказать, насколько он сумел заинтересовать меня своим предметом, насколько он сам увлечён им». Продолжая мысль сокурсницы, студент Андрей Т. выделяет конкретные аспекты лекции и поведения педагогов, которые захватывают студентов. Это «ясность, чёткость изложения, уровень эрудиции, дикция, жестикуляция, внешность». Потому готовясь к первой встрече со студентами, мы сосредоточиваем внимание на внешнем виде, характере приветствия, поведении, даже на последнем слове, которое должно актуализировать деятельность студента в дальнейшем, то есть на самопрезентации.

«Самопрезентация» трактуется учёными как вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Самопрезентация преподавателя происходит в процессе целенаправленного общения преподавателя и студентов, когда преподаватель «подаёт себя», проявляя свои знания, умения, способности, чтобы вызвать у студентов интерес, повлиять на них для достижения определённых учебно-воспитательных задач.

В истории развития проблемы самопрезентации можно выделить три этапа: 1) период выделения идеи социальной детерминации формирования личности, признания влияния социальной среды на выбор человеком определённого стиля поведения в конце XIX – начале XX в. (Л.С. Выготский, У. Джемс, Г.С. Костюк, Дж. Мид, Ч. Шара); 2) этап выделения в 50-70 гг. XX в. проблемы самоподачи в самостоятельное направление научного анализа на социологическом, а позже – на психологическом уровне (Э. Берн, И. Гофман, Р. Ленг, К. Роджерс, К. Юнг); 3) этап развёртывания экспериментальных исследований самопрезентационного феномена в конце XX – начале XXI в. как одного из фундаментальных межличностных процессов (R. Arkin, R. Baumeister, В. Schlenker).

При определении сущности понятия «самопрезентация» психологи сосредоточивают внимание как на внешних (динамических), так и внутренних (содержательных) аспектах явления. С позиции внешних аспектов самопрезентация – это акт поведения, форма социальной активности, которая имеет характер публичности и проявляется в межличностном общении. Самопрезентацию можно трактовать как форму самовыражения и поведения, направленную на создание благоприятного впечатления, которое отвечает чьим-то идеалам (Д. Майерс).

В последние годы популярным синонимом понятия самопрезентация стало понятие «харизма». На древнегреческом оно означает «притягивать к себе внимание» и восходит к понятию «хариты» (три богини красоты и изящества в древнегреческой мифологии). У слов «харизма», «характер», «харя» – один корень. Быть харизматичным в ходе публичного выступления – значит уметь успешно самопрезентоваться, притягивать и удерживать внимание аудитории. Самопрезентация происходит независимо от того, насколько оратор представляет себе её и как к ней относится. От её культуры зависит личностная привлекательность преподавателя.

По нашему мнению, самопрезентация преподавателя зачастую начинается задолго до непосредственного знакомства с определённой аудиторией. В связи с этим правомерно выделить при её организации стадию, условно названную нами стадией «предкоммуникативной атмосферы», которая складывается на основе начальной информированности преподавателя о студентах, а последних – о преподавателе. Первичная информация, полученная как из официальных, так и из неофициальных источников, создаёт предпосылки, определяющие особенности дальнейших отношений.

Так, многие студенты считают, что большое значение в первоначальной оценке преподавателя имеют впечатления, которые сложились у первокурсников на основе рассказов студентов старших курсов. Некоторые из них дают довольно широкие сведения о своих преподавателях. «В условиях вуза, – говорит студентка Валентина Т., – первые сведения о преподавателе получаешь ещё до непосредственного знакомства с ним, когда студенты старших курсов, которые прослушали его, дают преподавателю характеристику».

Для успешной самопрезентации большое значение имеет стратегия, избранная преподавателем. Она должна исключать заигрывания или запугивания, а также различные формы общения-дистанции, которые усложняют педагогический процесс и снижают его эффективность. С первых моментов общения преподавателю важно не подчёркивать свои ролевые преимущества, а сделать ударение на личностной харизме, энергетике, энтузиазме, уверенности в своих знаниях и т.д. Первоначальная задача педагога – проиллюстрировать свои сильные стороны. А его харизма, которая призвана привлекать студентов, должна поддерживаться безупречным знанием своего предмета и методики обучения, серьёзным отношением к работе, заботой об успехах каждого студента, общей эрудицией, культурой, тактом.

Особенно продуктивной, как показывает наш опыт, является стратегия педагогического общения на основе увлечённости совместной творческой деятельностью и дружеской благосклонности. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку для успешной совместной учебно-воспитательной работы. Он выступает как стимулятор развития взаимоотношений педагога со студентами. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой, – соучастником совместной деятельности – «инженером детских душ». И хотя студенты – уже не дети, эта точка зрения распространяется и на них.

Подготовка специалиста в любом высшем учебном заведении невозможна без учёта такого важного аспекта, как педагогическое мастерство, которое необходимо формировать у каждого педагога. К основным слагаемым педагогического мастерства относятся, умения управлять своим поведением; прививать студентам такие положительные качества как честность, правдивость, добросовестность, ответственность, дисциплинированность, любовь к учёбе и т.д.; самосознание; наблюдательность – гибкое распределение внимания; коммуникативные умения; способность понимать студента, его психическое состояние, «читать по лицу».

В процессе самопрезентации все элементы педагогического мастерства аккумулируются в единое целое, создавая те невидимые нити общения, которые связывают педагога с аудиторией, и благодаря которым осуществляется воспитательное и учебное влияние, происходит развитие «творческого актива личности». Таким образом, мы можем говорить о самопрезентации преподавателя как факторе социально-педагогической деятельности.

 

Библиографический список

1.  Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст] / А.С. Макаренко; сост., авт. вступ. ст., примеч. В.С. Аранский, А.И. Пискунов. М., 1952.

2. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению