||:

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

 «Психолого-педагогическое наследие прошлого

в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Предисловие

Настоящий сборник включает в себя материалы 6-х студенческих макаренковских педагогических чтений, которые состоялись в апреле 2009 г. на кафедре социальной педагогики и психологии Социального института (СоИн) Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ).

Эти чтения традиционно связаны с именем А.С. Макаренко, являющимся одним из основоположников отечественной социальной педагогики. В этом году они были посвящены проблемам взаимодействия и преемственности поколений, которым он уделял большое внимание в своём педагогическом творчестве. К сожалению, эта сторона педагогического творчества А.С. Макаренко до сих пор не получила в макаренковедении достаточного освещения. Лишь в последние годы она нашла своё отражение в работах А.А. Фролова, который рассматривает педагогику А.С. Макаренко как «науку о взаимодействии поколений»[1], и в ряде работ его последователей. По мнению А.А. Фролова, «он придерживался традиционного понимания воспитания прежде всего в его социальной функции: воспитание обеспечивает преемственность поколений, передачу общественно-исторического опыта от одного поколения к другому, без чего существование и развитие общества и человека невозможно»[2].

В повседневной жизни преемственность поколений может осуществляться только при активном взаимодействии детей и взрослых, когда в процессе их непосредственного общения детям передаются знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Поэтому «взрослые, старшее поколение, педагоги в теории и практике А.С. Макаренко ценны прежде всего как “живые люди”, всесторонне обогащающие жизненный опыт детей, стиль и “тон” человеческих отношений в разных сферах общения и деятельности»[3].

Но преемственность поколений осуществляется и в процессе исторического развития общества, когда происходит последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует какие-то материальные и моральные ресурсы, передаваемые ему всеми предшествующими поколениями. В этом плане существует преемственность педагогических идей с древних времен до наших дней, преемственность взглядов на воспитание и обучение педагогов разных исторических эпох и т.д.

Эта преемственность прослеживается и в работах А.С. Макаренко, в педагогическом творчестве которого находят отражение идеи К.Д. Ушинского о семейном воспитании, влиянии жизни и воспитания на характер, идея свободного воспитания Ж. Руссо, идея Р. Оуэна о формировании характера человека средой, идея Г. Песталоцци о создании воспитательных учреждений, в которых обучение детей сочеталось бы с трудом в сельском хозяйстве и промышленности, идеи Дж. Локка о физическом и умственном воспитании ребёнка, развитии его воли, нравственном дисциплинировании и т.д. Таким образом, мы видим, что основу педагогического мировоззрения А.С. Макаренко составили те гуманистические идеи педагогов-предшественников, без которых не сложилась бы его гуманистическая педагогика.

При анализе проблем взаимодействия и преемственности поколений в педагогике участники педагогических чтений рассмотрели разные аспекты этих проблем: историко-культурные, историко-педагогические, социально- педагогические и управленческие. В связи с этим настоящий сборник включает в себя четыре следующих раздела: проблемы преемственности в социальной педагогике, история развития социально-педагогической мысли и современность, роль А.С. Макаренко в развитии социальной педагогики, идеи социального менеджмента в социальной педагогике и в деятельности современного социального педагога. Каждый из разделов решает свои задачи, но в совокупности они реализуют главную цель сборника – показать, каким образом взаимодействие и преемственность поколений проявляются сегодня в социально-педагогической теории и практике.

Концептуальное значение для сборника имеет статья профессора Южного Федерального университета Р.М. Ситько «Идея преемственности поколений в историко-культурном наследии», где чётко обозначены ключевые моменты развития идеи преемственности, в том числе и в педагогике.

Рассматривая вопросы взаимодействия и преемственности поколений, авторы сборника касаются таких важных сторон педагогической теории и практики, которые ещё не разработаны учёными, но настоятельно требуют научного осмысления. Это «Предпосылки для разработки проблемы преемственности поколений в общей педагогике» (Г.Н. Козлова, А.В. Кожевников), «Педагогическое содружество поколений» (А.Б. Николаев), «Развитие идеи здоровьесбережения в теории педагогики» (Е.А. Югова), «Самопрезентация преподавателя – важный фактор социально-педагогической деятельности» (А.М. Рощенюк), «Управление социальной адаптацией лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи» (Е.А. Карпенко) и т.д.

В плане преемственности поколений определённый интерес представляют материалы статей М.Н. Начапкина, М.И. Соколовой и В.Н. Турышева, И.А. Протасовой, Е.Н. Новосёловой и Н.И. Гирфанова, свидетельствующие о исторических основах развития социально-педагогической мысли в России. Они проявляются в работах Д.И. Фонвизина о воспитании, в социально-педагогических идеях С.И. Гессена, в педагогических трудах В.В. Зеньковского о влиянии семьи и школы на процесс социального воспитания личности. Их развитие находит отражение и в системе социального воспитания детей в Советской России (Д.В. Потепалов).

Во многих публикациях сборника нашли отражение идеи развития теории и практики семейного воспитания (Т.В. Носакова, Д.Н. Симонов, О.Б. Набокова, Н.П. Сулимова, Д.Д. Миннуллин, Р.Х. Исхаков и др).

Впервые предметом анализа в нашем сборнике стали проблемы здоровья учащейся молодёжи и исторические аспекты их решения (С.Б. Масленцева, Н.Ю. Масленцева, В.П. Сидоров, Г.П. Селивёрстова, Е.А. Югова), проблемы социально-педагогической деятельности с больными детьми: аутичными (А.И. Ткаченко, П.С. Ивкин) и с синдромом Дауна (М.А. Розбаум).

Впервые авторами вынесены на обсуждение проблемы социально-педагогической реабилитации осуждённых (Н.Ф. Уфимцева) и социально-педагогической работы с пожилыми людьми (С.Н. Шилова), продолжено обсуждение проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (А.Е. Великанова, Ю.А. Пилипчук, М.П. Кашина).

Все публикации в сборнике так или иначе связаны с именем А.С. Макаренко. Но о разделе, посвящённом его роли в развитии социальной педагогики, следует сказать особо, так как здесь в основном представлены материалы, содержащие новые знания о великом педагоге.

Так, статья профессора А.А. Фролова «Догматизм в освоении педагогического наследия А.С. Макаренко» даёт нам совершенно новое представление о Макаренко-учёном, его значении для развития педагогики и родственных ей гуманитарных наук. Она позволяет по-новому оценить педагогическое творчество великого педагога и определяет пути исследования этого творчества с новых научных позиций.

В статье Э. Меттини «Педагогические идеи А.С. Макаренко и западно-европейская научная мысль» раскрывается отношение современных итальянских учёных к психолого-педагогическому наследию Макаренко-практика и учёного и даётся интересный анализ влияния Гегеля на формирование его педагогического мировоззрения.

В работах Г.Н. Козловой, А.В. Демидова, С.И. Аксёнова, А.И. Санникова анализируется решение проблем взаимодействия и преемственности поколений в теории и практике А.С. Макаренко.

Обращаясь к истории взаимоотношений колонии имени М. Горького и куряжской религиозной общины, А.В. Ткаченко даёт нам интересные данные к дискуссии «Макаренко и религия», «Макаренко и церковь» не только в студенческой аудитории, но и в современном маренковедении.

В связи с тем, что специализация наших студентов «Социальный менеджмент в системе образования» имеет управленческую направленность, традиционным в студенческом сборнике является управленческий раздел. Его цель – помочь студентам осмыслить подходы к организации социально-педагогической деятельности с позиций управления. Каждому важно понимать, что «управлению с необходимостью подвержены и социальное поведение людей, и социальные отношения в целом»[4], что организация любых видов деятельности с людьми – это и есть управление их поведением и отношениями.

Сборник включает в себя 52 публикации. 37 из них подготовлены студентами и аспирантами с их научными руководителями, 15 – преподавателями СоИн и вузов других городов России и зарубежья: Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Полтавы, Ровно, Ливорно (Италия).

Благодарим каждого из них за участие в наших студенческих макаренковских педагогических чтениях и в этом сборнике. Надеемся, что он явится ещё одним серьёзным шагом на нашем пути к А.С. Макаренко и к пониманию сущности профессии социального педагога.

 

Библиографический список

1. Фролов А.А. Педагогика А.С. Макаренко – наука о взаимодействии поколений [Текст] /А.А. Фролов // Макаренко (альманах). 2008. № 2. С. 9 – 17.

2.  Там же. С. 9.

3.  Там же. С. 14.

4.  Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 704.

 

Н. Г. Санникова

 

 

 

 

||:

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению