|
||⇦: |
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности» Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 9
апреля 2009 г. Предисловие Настоящий сборник включает в себя
материалы 6-х студенческих макаренковских педагогических чтений, которые
состоялись в апреле Эти чтения традиционно связаны с именем
А.С. Макаренко, являющимся одним из основоположников отечественной
социальной педагогики. В этом году они были посвящены проблемам
взаимодействия и преемственности поколений, которым он уделял большое
внимание в своём педагогическом творчестве. К сожалению, эта сторона
педагогического творчества А.С. Макаренко до сих пор не получила в
макаренковедении достаточного освещения. Лишь в последние годы она нашла своё
отражение в работах А.А. Фролова, который рассматривает педагогику А.С.
Макаренко как «науку о взаимодействии поколений»[1], и в ряде работ его последователей. По мнению
А.А. Фролова, «он придерживался традиционного понимания воспитания
прежде всего в его социальной функции: воспитание обеспечивает
преемственность поколений, передачу общественно-исторического опыта от одного
поколения к другому, без чего существование и развитие общества и человека
невозможно»[2]. В повседневной жизни преемственность
поколений может осуществляться только при активном взаимодействии детей и
взрослых, когда в процессе их непосредственного общения детям передаются
знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. Поэтому «взрослые,
старшее поколение, педагоги в теории и практике А.С. Макаренко ценны прежде
всего как “живые люди”, всесторонне обогащающие жизненный опыт детей, стиль и
“тон” человеческих отношений в разных сферах общения и деятельности»[3]. Но преемственность поколений
осуществляется и в процессе исторического развития общества, когда происходит
последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует
какие-то материальные и моральные ресурсы, передаваемые ему всеми
предшествующими поколениями. В этом плане существует преемственность
педагогических идей с древних времен до наших дней, преемственность взглядов
на воспитание и обучение педагогов разных исторических эпох и т.д. Эта преемственность прослеживается и в
работах А.С. Макаренко, в педагогическом творчестве которого находят
отражение идеи К.Д. Ушинского о семейном воспитании, влиянии жизни и
воспитания на характер, идея свободного воспитания Ж. Руссо, идея Р. Оуэна о
формировании характера человека средой, идея Г. Песталоцци о создании
воспитательных учреждений, в которых обучение детей сочеталось бы с трудом в
сельском хозяйстве и промышленности, идеи Дж. Локка о физическом и умственном
воспитании ребёнка, развитии его воли, нравственном дисциплинировании и т.д.
Таким образом, мы видим, что основу педагогического мировоззрения А.С.
Макаренко составили те гуманистические идеи педагогов-предшественников, без
которых не сложилась бы его гуманистическая педагогика. При анализе проблем взаимодействия и
преемственности поколений в педагогике участники педагогических чтений
рассмотрели разные аспекты этих проблем: историко-культурные,
историко-педагогические, социально- педагогические и управленческие. В связи
с этим настоящий сборник включает в себя четыре следующих раздела: проблемы
преемственности в социальной педагогике, история развития социально-педагогической
мысли и современность, роль А.С. Макаренко в развитии социальной педагогики,
идеи социального менеджмента в социальной педагогике и в деятельности
современного социального педагога. Каждый из разделов решает свои задачи, но
в совокупности они реализуют главную цель сборника – показать, каким образом
взаимодействие и преемственность поколений проявляются сегодня в
социально-педагогической теории и практике. Концептуальное
значение для сборника имеет статья профессора Южного Федерального университета Р.М. Ситько «Идея
преемственности поколений в историко-культурном наследии», где чётко
обозначены ключевые моменты развития идеи преемственности, в том числе и в
педагогике. Рассматривая вопросы взаимодействия и
преемственности поколений, авторы сборника касаются таких важных сторон
педагогической теории и практики, которые ещё не разработаны учёными, но
настоятельно требуют научного осмысления. Это «Предпосылки для разработки
проблемы преемственности поколений в общей педагогике» (Г.Н. Козлова, А.В. Кожевников), «Педагогическое
содружество поколений» (А.Б. Николаев), «Развитие идеи здоровьесбережения в теории педагогики» (Е.А. Югова), «Самопрезентация
преподавателя – важный фактор
социально-педагогической деятельности» (А.М. Рощенюк), «Управление
социальной адаптацией лиц, страдающих психическими расстройствами и
утративших социальные связи» (Е.А. Карпенко) и т.д. В плане преемственности поколений
определённый интерес представляют материалы статей М.Н. Начапкина, М.И.
Соколовой и В.Н. Турышева, И.А. Протасовой,
Е.Н. Новосёловой и Н.И. Гирфанова,
свидетельствующие о исторических основах развития социально-педагогической мысли в России. Они
проявляются в работах Д.И. Фонвизина о воспитании, в социально-педагогических
идеях С.И. Гессена, в педагогических трудах В.В. Зеньковского о
влиянии семьи и школы на процесс социального воспитания личности. Их развитие находит отражение и в системе социального
воспитания детей в Советской России (Д.В.
Потепалов). Во многих публикациях сборника нашли
отражение идеи развития теории и практики семейного воспитания (Т.В.
Носакова, Д.Н. Симонов, О.Б. Набокова, Н.П. Сулимова, Д.Д. Миннуллин, Р.Х.
Исхаков и др). Впервые предметом анализа в нашем
сборнике стали проблемы здоровья учащейся молодёжи и исторические аспекты их
решения (С.Б. Масленцева, Н.Ю. Масленцева, В.П. Сидоров, Г.П. Селивёрстова,
Е.А. Югова), проблемы социально-педагогической деятельности с больными
детьми: аутичными (А.И. Ткаченко, П.С. Ивкин) и с синдромом Дауна (М.А. Розбаум). Впервые авторами
вынесены на обсуждение проблемы социально-педагогической
реабилитации осуждённых (Н.Ф.
Уфимцева) и социально-педагогической
работы с пожилыми людьми (С.Н. Шилова), продолжено обсуждение проблем
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (А.Е. Великанова, Ю.А. Пилипчук, М.П. Кашина). Все публикации в сборнике так или иначе связаны с
именем А.С. Макаренко. Но о разделе, посвящённом его роли в развитии
социальной педагогики, следует сказать особо, так как здесь в основном
представлены материалы, содержащие новые знания о великом педагоге. Так, статья
профессора А.А. Фролова «Догматизм
в освоении педагогического наследия А.С. Макаренко» даёт нам совершенно новое
представление о Макаренко-учёном, его значении для развития педагогики и
родственных ей гуманитарных наук. Она позволяет по-новому оценить
педагогическое творчество великого педагога и определяет пути исследования
этого творчества с новых научных позиций. В статье Э. Меттини
«Педагогические идеи А.С. Макаренко и западно-европейская научная мысль»
раскрывается отношение современных итальянских учёных к психолого-педагогическому наследию Макаренко-практика и учёного и даётся
интересный анализ влияния Гегеля на формирование его педагогического
мировоззрения. В работах Г.Н. Козловой,
А.В. Демидова, С.И. Аксёнова, А.И. Санникова анализируется решение
проблем взаимодействия и преемственности поколений в теории и практике А.С.
Макаренко. Обращаясь к истории взаимоотношений колонии имени
М. Горького и куряжской религиозной общины, А.В. Ткаченко даёт нам интересные
данные к дискуссии «Макаренко и религия», «Макаренко и церковь» не только в
студенческой аудитории, но и в современном маренковедении. В связи с тем, что специализация наших студентов
«Социальный менеджмент в системе образования» имеет управленческую
направленность, традиционным в студенческом сборнике является управленческий
раздел. Его цель – помочь студентам осмыслить подходы к организации
социально-педагогической деятельности с позиций управления. Каждому важно
понимать, что «управлению с необходимостью подвержены и социальное поведение
людей, и социальные отношения в целом»[4], что организация любых видов деятельности с людьми
– это и есть управление их поведением и отношениями. Сборник включает в себя 52 публикации.
37 из них подготовлены студентами и аспирантами с их научными руководителями,
15 – преподавателями СоИн и вузов других городов России и зарубежья:
Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Полтавы, Ровно, Ливорно
(Италия). Благодарим каждого из них за участие в наших
студенческих макаренковских педагогических чтениях и в этом сборнике.
Надеемся, что он явится ещё одним серьёзным шагом на нашем пути к А.С.
Макаренко и к пониманию сущности профессии социального педагога. Библиографический
список 1. Фролов А.А. Педагогика А.С. Макаренко – наука о
взаимодействии поколений [Текст] /А.А. Фролов // Макаренко (альманах). 2008.
№ 2. С. 9 – 17. 2. Там
же. С. 9. 3. Там
же. С. 14. 4.
Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1983. С. 704. Н. Г. Санникова |
|
||
|
||⇦: |
|
|
|