: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Н.Ф. Уфимцева

Социально-педагогическая реабилитация осуждённых *

В истории отечественной пенитенциарной системы известен лишь один пример многомерного использования социокультурного фактора в условиях изоляции – это практический опыт А.С. Макаренко в исправительном учреждении. Сегодня необходимо вновь вернуться к его наследию и с учётом современных условий реализовать его открытия.

В рамках гуманизации уголовно-исправительной системы одним из основополагающих принципов в настоящее время является принцип гуманизма. Его реализация в процессе социально-педагогической работы с осуждёнными – большая и сложная проблема, стоящая перед администрацией учреждений и другими субъектами реабилитации.

Принцип гуманизма заключается прежде всего в охране общественного и государственного строя, личности и прав граждан от преступных посягательств и в равной мере в том, что общество не отказывается от преступника как от своего гражданина, а стремится его перевоспитать, сделать полезным членом социума.

Многие осуждённые за время отбывания срока наказания утрачивают социально полезные связи, подвергаются внешним социально-психологическим воздействиям, влиянию субкультуры и т.п. В этой связи работа, проводимая в колонии, должна преследовать не только цель перевоспитания осуждённых, но и способствовать их быстрейшей адаптации, создавать условия для реабилитации в местах лишения свободы.

Проблема реабилитации осуждённых понимается нами как один из сложнейших социальных процессов, направленный на подготовку лиц к жизни в обществе и являющийся процессом непрерывным, в котором необходимо максимально использовать время отбытия наказания осуждённым для проведения комплекса воспитательных воздействий.

Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность её определений. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация – это и результат воздействия на личность, её отдельные психические и физические функции.

В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление к среде, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему. В этот период у осуждённого происходит ломка привычных стереотипов поведения и адаптация к новым условиям жизни в заключении.

Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Различаются разные виды реабилитации: медицинская, психологическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая. Мы остановимся на социально-педагогической реабилитации.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности осуждённых, их жизненной позиции, на овладение положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе, на получение необходимого образования [4, с. 225].

Социально-педагогическая реабилитация осуждённых включает три основных этапа: диагностику, создание и реализацию реабилитационной программы, постреабилитационную защиту. Она предполагает организацию мер педагогической помощи при нарушении способности граждан к получению образования в соответствии с состоянием здоровья, интересами, физическими и психическими возможностями личности.

Имеющиеся в научной литературе определения позволяют выделить признаки социальной реабилитации, педагогической реабилитации, социально-педагогической реабилитации.

Социальная реабилитация – система мер, направленных на восстановление человеком разрушенных или утраченных общественных связей вследствие изменения социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе. В процесс реабилитации осуждённых необходимо включать общественные организации, специалистов по социальной работе и всю социально-педагогическую систему исправительного учреждения.

Основная задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как «восстановление нормального отношения между личностью и обществом, возбуждение новой системы мотивации» [2, с. 53].

Педагогическая реабилитация представляет собой меры воспитательного характера, направленные на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования, ликвидацию педагогической запущенности, выработку у человека психологической уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация» тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания.

Ресоциализация – это деятельность, направленная на лиц с различными видами отклоняющегося поведения с целью восстановления их социального статуса, утраченных либо несформированных навыков социального поведения; переориентация социальных установок и референтных ориентаций за счёт включения девиантов в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности [3, с. 24]. Данный процесс должен осуществляться как в пенитенциарном учреждении, так и после отбытия срока.

Практически во всех публикациях по проблемам воспитательной работы в пенитенциарных учреждениях указываются цели этой деятельности – исправление и перевоспитание осуждённых. «Перевоспитание» – это изменения в личности правонарушителя, происшедшие благодаря целесообразному, спланированному и специально организованному в учреждении (при участии субъектов социально-педагогической деятельности) педагогическому воздействию, и означающие, что человек стал внутренне другим.

Понятия ресоциализация и перевоспитание предусматривают систему действий, направленных на замену предшествующих качеств и ценностных установок личности новыми. Однако перевоспитание предусматривает изменение качеств личности, а ресоциализация – повторное накопление социального опыта или освоение нового социального опыта. Между тем и ресоциализация, и перевоспитание являются составными частями процесса социально-педагогической реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация – это процесс, объединяющий действия по социальной и педагогической реабилитации. Возможность такого объединения объясняется наличием общих составляющих: ресоциализация в педагогической реабилитации, научение действиям социальных ролей в социальной реабилитации.

На основе объединения содержания понятий «социальная реабилитация» и «педагогическая реабилитация» можно дать определение социально-педагогической реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация есть система мер, направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения, перевоспитания, ресоциализации [1, с. 107].

Совершенствование реабилитационной работы с осуждёнными – одна из важных задач любого развитого общества. Это связано с её огромной значимостью для улучшения нравственного состояния общества.

 

Библиографический список

1. Зубкова Т.И. Сущность социально-педагогической реабилитации [Текст]: материалы научно-практической конференции СоИн УГППУ / Т.И. Зубкова. Екатеринбург, 2001.

2. Макаренко А.С. Режим – это только средство [Текст]: пед. соч.: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т.4. М., 1984.

3. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Платонова. СПб., 1997.

4. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций /под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 



* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Социально-педагогическая реабилитация осуждённых в пенитенциарных учреждениях Свердловской области», проект № 09-06-83604а/У