|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Н.Ф. Уфимцева Социально-педагогическая реабилитация
осуждённых * В истории
отечественной пенитенциарной системы известен лишь один пример многомерного
использования социокультурного фактора в условиях изоляции – это практический
опыт А.С. Макаренко в исправительном учреждении. Сегодня необходимо вновь
вернуться к его наследию и с учётом современных условий реализовать его
открытия. В
рамках гуманизации уголовно-исправительной системы одним из основополагающих
принципов в настоящее время является принцип гуманизма. Его реализация в
процессе социально-педагогической работы с осуждёнными – большая и сложная
проблема, стоящая перед администрацией учреждений и другими субъектами
реабилитации. Принцип
гуманизма заключается прежде всего в охране общественного и государственного
строя, личности и прав граждан от преступных посягательств и в равной мере в
том, что общество не отказывается от преступника как от своего гражданина, а
стремится его перевоспитать, сделать полезным членом социума. Многие
осуждённые за время отбывания срока наказания утрачивают социально полезные
связи, подвергаются внешним социально-психологическим воздействиям, влиянию
субкультуры и т.п. В этой связи работа, проводимая в колонии, должна
преследовать не только цель перевоспитания осуждённых, но и способствовать их
быстрейшей адаптации, создавать условия для реабилитации в местах лишения
свободы. Проблема
реабилитации осуждённых понимается нами как один из сложнейших социальных
процессов, направленный на подготовку лиц к жизни в обществе и являющийся
процессом непрерывным, в котором необходимо максимально использовать время
отбытия наказания осуждённым для проведения комплекса воспитательных
воздействий. Рассмотрение
проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать
неоднозначность её определений. Реабилитация может рассматриваться как
система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от
привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.
Реабилитация – это и результат воздействия на личность, её отдельные
психические и физические функции. В
отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление к среде,
реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе
реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления
существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему. В этот
период у осуждённого происходит ломка привычных стереотипов поведения и
адаптация к новым условиям жизни в заключении. Следовательно,
реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к
активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс
является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Различаются
разные виды реабилитации: медицинская, психологическая, социально-педагогическая,
социально-экономическая, профессиональная, бытовая. Мы остановимся на
социально-педагогической реабилитации. Социально-педагогическая
реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на
формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности осуждённых,
их жизненной позиции, на овладение положительными социальными ролями,
правилами поведения в обществе, на получение необходимого образования [4, с.
225]. Социально-педагогическая
реабилитация осуждённых включает три основных этапа: диагностику, создание и
реализацию реабилитационной программы, постреабилитационную защиту. Она
предполагает организацию мер педагогической помощи при нарушении способности
граждан к получению образования в соответствии с состоянием здоровья,
интересами, физическими и психическими возможностями личности. Имеющиеся
в научной литературе определения позволяют выделить признаки социальной
реабилитации, педагогической реабилитации, социально-педагогической
реабилитации. Социальная
реабилитация – система мер, направленных на восстановление человеком
разрушенных или утраченных общественных связей вследствие изменения
социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе. В
процесс реабилитации осуждённых необходимо включать общественные организации,
специалистов по социальной работе и всю социально-педагогическую систему
исправительного учреждения. Основная
задача педагога-реабилитолога была сформулирована ещё Макаренко как
«восстановление нормального отношения между личностью и обществом,
возбуждение новой системы мотивации» [2, с. 53]. Педагогическая
реабилитация представляет собой меры воспитательного характера, направленные
на коррекцию поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования,
ликвидацию педагогической запущенности, выработку у человека психологической
уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой
личностно-профессиональной ориентации. Понятие «педагогическая реабилитация»
тесно связано с понятиями ресоциализации и перевоспитания. Ресоциализация
– это деятельность, направленная на лиц с различными видами отклоняющегося
поведения с целью восстановления их социального статуса, утраченных либо
несформированных навыков социального поведения; переориентация социальных
установок и референтных ориентаций за счёт включения девиантов в новые
позитивно ориентированные отношения и виды деятельности [3, с. 24]. Данный
процесс должен осуществляться как в пенитенциарном учреждении, так и после
отбытия срока. Практически
во всех публикациях по проблемам воспитательной работы в пенитенциарных
учреждениях указываются цели этой деятельности – исправление и перевоспитание
осуждённых. «Перевоспитание» – это изменения в личности правонарушителя,
происшедшие благодаря целесообразному, спланированному и специально
организованному в учреждении (при участии субъектов социально-педагогической
деятельности) педагогическому воздействию, и означающие, что человек стал
внутренне другим. Понятия
ресоциализация и перевоспитание предусматривают систему действий, направленных
на замену предшествующих качеств и ценностных установок личности новыми.
Однако перевоспитание предусматривает изменение качеств личности, а
ресоциализация – повторное накопление социального опыта или освоение нового
социального опыта. Между тем и ресоциализация, и перевоспитание являются
составными частями процесса социально-педагогической реабилитации.
Социально-педагогическая реабилитация – это процесс, объединяющий действия по
социальной и педагогической реабилитации. Возможность такого объединения
объясняется наличием общих составляющих: ресоциализация в педагогической
реабилитации, научение действиям социальных ролей в социальной реабилитации. На
основе объединения содержания понятий «социальная реабилитация» и
«педагогическая реабилитация» можно дать определение социально-педагогической
реабилитации. Социально-педагогическая реабилитация есть система мер,
направленных на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов,
восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей
в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной
деятельности, получение образования на основе переобучения, перевоспитания,
ресоциализации [1, с. 107]. Совершенствование
реабилитационной работы с осуждёнными – одна из важных задач любого развитого
общества. Это связано с её огромной значимостью для улучшения нравственного
состояния общества. Библиографический список 1. Зубкова Т.И. Сущность
социально-педагогической реабилитации [Текст]: материалы научно-практической
конференции СоИн УГППУ / Т.И. Зубкова. Екатеринбург, 2001. 2. Макаренко А.С. Режим – это только
средство [Текст]: пед. соч.: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т.4. М., 1984. 3. Платонова Н.М. Основы социальной
педагогики [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Платонова. СПб., 1997. 4. Социальная
педагогика [Текст]: курс лекций /под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. |
|
||
|
|
|
|
|
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках
научно-исследовательского проекта «Социально-педагогическая реабилитация
осуждённых в пенитенциарных учреждениях Свердловской области», проект №
09-06-83604а/У