: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

А.А. Мельникова

Преемственность в формировании

социально-ролевого поведения подростков

Каждый из нас когда-то был подростком и, думаю, что до сих пор каждый помнит себя в этом возрасте. Из детства в памяти всплывают многие несбывшееся мечты и ожидания. По-моему, подросток – это именно тот этап жизни, когда маленький человечек переступает границу во взрослую, серьёзную жизнь, когда родители постепенно отходят на второй план, а окружающие люди становятся своеобразным ориентиром в жизни. В это время у подростков на первом месте стоят сверстники, и у каждого их них есть своя социальная роль. Их межличностные отношения опираются на схему: лидер – подчинённый – независимая сторона. Задумывались ли вы, оглядываясь назад, какую позицию из этой схемы занимали и какой была ваша роль? Возможно, что это была всего лишь маска, за которой скрывался игрок, достаточно хитрый и смышлёный. Вариантов может быть много. В зависимости от ситуации старая маска сбрасывалась, а новая роль приобретала другое «лицо». Если всё так, то кто является ведущим, а кто ведомым, чьим правилам подчиняется игра, и какие могут быть результаты?

            Существует множество различных систем воспитания, разработанных как педагогами средневековья, так и нашего времени. Мысли о воспитании педагогов прошлых веков часто находят развитие в работах современных педагогов, то есть существует преемственность идей разных поколений. Они являются опорными для практической деятельности. Мне как будущему педагогу близки такие мысли наших предшественников: «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом» (Я.А. Каменский) [2, с. 247 – 250]. Необходимо «создание такой обстановки, при которой бы открывались сердца детей, воспитатель и воспитанники были бы во власти одних чувств и настроений. Дитя учится развиваться благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом» (И.Г. Песталоцци) [1, с. 27 – 31]. «Воспитатель не будет считать возможным одинаковое воспитание для всех и каждого и будет подмечать, какие наклонности образуются в ребёнке с особенной быстротой и прочностью, а какие, напротив, встречают сопротивление к своему образованию в самой природе. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всём его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его духовными требованиями» (К.Д. Ушинский) [1, с. 421 – 457]. «Мы должны знать, чего мы добиваемся… Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества. Самоуправление является эффективным воспитательным средством» (А.С. Макаренко) [3, с. 541].

На этой основе я выбрала такой девиз для своей будущей педагогической работы: «Не ограничивай ребёнка в познании самого себя, и он, ведомый своим “Я”, выберет с твоей помощью нужную для себя роль».

            Подросток впервые сталкивается с первой любовью. Окрылённый своим состоянием, в этот период он забывает обо всём и способен совершать необдуманные, глупые поступки. Не прислушиваясь к мнению родителей, он даже может бросить школу. В такой ситуации задача педагога – помочь подростку разрешить его проблемы. Через организацию досуговой деятельности и системы поощрений педагог может направить подростка в нужное русло. Необходимо выяснить увлечения подростка, его интересы, а не навязывать ему что-то извне. Время дополнительных занятий установить, так чтобы подросток успевал подготовиться к урокам на следующий день, а в свободные часы занимался любимым делом, тогда мысль о развлечениях просто отойдёт на второй план или совсем исчезнет. Если те занятия, которые выбирает подросток, ему действительно интересны, то и результаты будут положительными.

В качестве вывода хочу сказать, что именно педагог, применив свои знания и опыт, помогает подростку преодолеть кризис его возраста и определиться с выбором социальной роли для будущей взрослой жизни.

 

Библиографический список

1.     Латышина Д.И. История педагогики [Текст] / Д.И. Латышина. М., 2005.

2.     Торостян В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст] / В.Г. Торостян. М., 2006.

3.      Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению