|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.А. Мельникова Преемственность в
формировании социально-ролевого
поведения подростков Каждый
из нас когда-то был подростком и, думаю, что до сих пор каждый помнит себя в
этом возрасте. Из детства в памяти всплывают многие несбывшееся мечты и
ожидания. По-моему, подросток – это именно тот этап жизни, когда маленький
человечек переступает границу во взрослую, серьёзную жизнь, когда родители
постепенно отходят на второй план, а окружающие люди становятся своеобразным
ориентиром в жизни. В это время у подростков на первом месте стоят
сверстники, и у каждого их них есть своя социальная роль. Их межличностные
отношения опираются на схему: лидер – подчинённый – независимая сторона.
Задумывались ли вы, оглядываясь назад, какую позицию из этой схемы занимали и
какой была ваша роль? Возможно, что это была всего лишь маска, за которой
скрывался игрок, достаточно хитрый и смышлёный. Вариантов может быть много. В
зависимости от ситуации старая маска сбрасывалась, а новая роль приобретала другое «лицо». Если всё так, то кто
является ведущим, а кто ведомым, чьим правилам подчиняется игра, и какие
могут быть результаты? Существует
множество различных систем воспитания, разработанных как педагогами
средневековья, так и нашего времени. Мысли о воспитании педагогов прошлых
веков часто находят развитие в работах современных педагогов, то есть
существует преемственность идей разных поколений. Они являются опорными для
практической деятельности. Мне как будущему педагогу близки такие мысли наших
предшественников: «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но
необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом» (Я.А.
Каменский) [2, с. 247 – 250]. Необходимо «создание такой обстановки, при
которой бы открывались сердца детей, воспитатель и воспитанники были бы во власти
одних чувств и настроений. Дитя учится развиваться благодаря чувственному
восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и
обогащаясь опытом» (И.Г. Песталоцци) [1, с. 27 – 31]. «Воспитатель не будет
считать возможным одинаковое воспитание для всех и каждого и будет подмечать,
какие наклонности образуются в ребёнке с особенной быстротой и прочностью, а
какие, напротив, встречают сопротивление к своему образованию в самой
природе. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в
действительности, со всеми его слабостями и во всём его величии, со всеми его
будничными, мелкими нуждами и со всеми его духовными требованиями» (К.Д.
Ушинский) [1, с. 421 – 457]. «Мы должны знать, чего мы добиваемся… Коллектив
способствует воспитанию энергичных и активных членов общества. Самоуправление
является эффективным воспитательным средством» (А.С. Макаренко) [3, с. 541]. На
этой основе я выбрала такой девиз для своей будущей педагогической работы:
«Не ограничивай ребёнка в познании самого себя, и он, ведомый своим “Я”,
выберет с твоей помощью нужную для себя роль». Подросток впервые сталкивается с
первой любовью. Окрылённый своим состоянием, в этот период он забывает обо
всём и способен совершать необдуманные, глупые поступки. Не прислушиваясь к
мнению родителей, он даже может бросить школу. В такой ситуации задача
педагога – помочь подростку разрешить его проблемы. Через организацию
досуговой деятельности и системы поощрений педагог может направить подростка
в нужное русло. Необходимо выяснить увлечения подростка, его интересы, а не
навязывать ему что-то извне. Время дополнительных занятий установить, так
чтобы подросток успевал подготовиться к урокам на следующий день, а в
свободные часы занимался любимым делом, тогда мысль о развлечениях просто
отойдёт на второй план или совсем исчезнет. Если те занятия, которые выбирает
подросток, ему действительно интересны, то и результаты будут положительными.
В
качестве вывода хочу сказать, что именно педагог, применив свои знания и
опыт, помогает подростку преодолеть кризис его возраста и определиться с
выбором социальной роли для будущей взрослой жизни. Библиографический
список 1.
Латышина Д.И. История
педагогики [Текст] / Д.И. Латышина. М., 2005. 2.
Торостян В.Г. История
образования и педагогической мысли [Текст] / В.Г. Торостян. М., 2006. 3.
Макаренко А.С. О коммунистическом
воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952. |
|
||
|
|
|
|
|