: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Н.Ю. Масленцева, С.Б. Масленцева, Н.Н. Королёва

Педагогическая преемственность в заботе о здоровье ребёнка

Охрана здоровья детей и подростков считается одной из важнейших задач не только в медицине, но и в педагогике. Воспитание и обучение с самого раннего детского возраста должно быть нацелено на формирование физически и духовно крепкого молодого поколения.        Каждое учебное пособие для студентов начинается с подобных цитат. Возрастная анатомия и физиология, педиатрия, гигиена, основы медицинских знаний – это не полный перечень дисциплин, которые изучают будущие педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений. Это первая составляющая преемственности в педагогической заботе о здоровье ребёнка. Но, к сожалению, по разным причинам здоровье детей год от года становится хуже, как показала и последняя диспансеризация детского населения.

Вторая составляющая преемственности – это знакомство учителя- воспитателя с медицинскими документами будущего ученика, так как педагоги должны учитывать состояние его здоровья в педагогическом процессе.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем кроме медицинских работников должны и педагоги. Это третья составляющая преемственности в сохранении здоровья ребёнка.

За годы обучения здоровье детей ухудшается. А две болезни, с которыми ребёнок заканчивает школу, являются сугубо школьными: сколиоз и близорукость. Они связаны с санитарно-гигиеническими условиями обучения: плохой школьной мебелью и слабой освещённостью классов.

За последние 10 лет заболеваемость невротическими расстройствами, связанная со стрессами и психическими нагрузками у детей 15-17 лет, увеличилась почти на 26%. По результатам медицинских осмотров, примерно 30% старшеклассников-юношей ежегодно признаются негодными к воинской службе из-за болезней костно-мышечной системы, психических расстройств, болезней органов пищеварения и нервной системы.

В 2006 г. на профилактическом учёте состояло 127 тысяч подростков, страдающих наркологическими расстройствами в связи с употреблением психотропных и психоактивных веществ. Причинами тому становятся такие социально-психологические факторы, как конфликты с родителями, сверстниками, учителями, несчастная любовь и т.д. Всё это усугубляется на фоне алкоголизации и наркотизации среди подростков. Можно прогнозировать снижение интеллектуального потенциала россиян, если ситуация не изменится. Врачи и педагоги обеспокоены: кого учить и как лечить?

Детские проблемы продолжаются. Сиротство – одна из неразрешимых в России. За последние 10 лет абсолютное количество детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, выросло более чем в 1,5 раза, но при этом детское население России сократилось более чем на 6 млн., сиротство детей выросло в 2 раза. Профилактика социального сиротства трудно реализуема, однако возможна при совместных усилиях социальных педагогов, медиков и других специалистов.

Здоровье детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребёнка, значительно отличается по структуре заболеваемости в худшую сторону. Если за детьми, проживающими в семьях, ведётся постоянное наблюдение с учётом материнской ласки и любви, то «брошенные» дети также нуждаются в ласке и внимании. И эту ласку и внимание им дарят педагоги и медицинские работники. Это ещё одна сторона преемственности в педагогической заботе о здоровье «брошенного» ребёнка.

Одна из наших Российских бед – уличные дети, то есть дети и подростки, по разным причинам сбежавшие из дома и оставшиеся без определённого места жительства, – бомжи. Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов. Самым страшным в общей картине лиц без определённого места жительства является то, что каждый десятый бомж – это ребёнок. Их число постоянно растёт (по последним данным в России более 2-х млн. детей и подростков нигде не работают и не учатся). Россия приближается по этому показателю к 1918-1920 гг.

Фактором риска стала позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными судьбами. Свёртывание внеклассной работы в образовательных учреждениях, исчезновение детских общественных организаций обедняют досуговую деятельность детей, их воспитание и развитие. Преемственность в педагогической и медицинской деятельности по сохранению детского здоровья как главного национального достояния, сохранение в этой деятельности лучших традиций российского общества – вот что сегодня нам необходимо для нашего благополучного будущего.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению