|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Н.Ю. Масленцева, С.Б. Масленцева, Н.Н. Королёва Педагогическая
преемственность в заботе о здоровье ребёнка Охрана
здоровья детей и подростков считается одной из важнейших задач не только в
медицине, но и в педагогике. Воспитание и обучение с самого раннего детского
возраста должно быть нацелено на формирование физически и духовно крепкого
молодого поколения. Каждое
учебное пособие для студентов начинается с подобных цитат. Возрастная
анатомия и физиология, педиатрия, гигиена, основы медицинских знаний – это не
полный перечень дисциплин, которые изучают будущие педагоги дошкольных и
школьных образовательных учреждений. Это первая составляющая преемственности
в педагогической заботе о здоровье ребёнка. Но, к сожалению, по разным
причинам здоровье детей год от года становится хуже, как показала и последняя
диспансеризация детского населения. Вторая
составляющая преемственности – это знакомство учителя- воспитателя с
медицинскими документами будущего ученика, так как педагоги должны учитывать
состояние его здоровья в педагогическом процессе. Дети
проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем кроме
медицинских работников должны и педагоги. Это третья составляющая
преемственности в сохранении здоровья ребёнка. За
годы обучения здоровье детей ухудшается. А две болезни, с которыми ребёнок
заканчивает школу, являются сугубо школьными: сколиоз и близорукость. Они
связаны с санитарно-гигиеническими условиями обучения: плохой школьной
мебелью и слабой освещённостью классов. За
последние 10 лет заболеваемость невротическими расстройствами, связанная со
стрессами и психическими нагрузками у детей 15-17 лет, увеличилась почти на
26%. По результатам медицинских осмотров, примерно 30%
старшеклассников-юношей ежегодно признаются негодными к воинской службе из-за
болезней костно-мышечной системы, психических расстройств, болезней органов
пищеварения и нервной системы. В
2006 г. на профилактическом учёте состояло 127 тысяч подростков, страдающих
наркологическими расстройствами в связи с употреблением психотропных и
психоактивных веществ. Причинами тому становятся такие
социально-психологические факторы, как конфликты с родителями, сверстниками,
учителями, несчастная любовь и т.д. Всё это усугубляется на фоне
алкоголизации и наркотизации среди подростков. Можно прогнозировать снижение
интеллектуального потенциала россиян, если ситуация не изменится. Врачи и
педагоги обеспокоены: кого учить и как лечить? Детские
проблемы продолжаются. Сиротство – одна из неразрешимых в России. За
последние 10 лет абсолютное количество детей-сирот и детей, лишившихся
родительского попечения, выросло более чем в 1,5 раза, но при этом детское
население России сократилось более чем на 6 млн., сиротство детей выросло в 2
раза. Профилактика социального сиротства трудно реализуема, однако возможна
при совместных усилиях социальных педагогов, медиков и других специалистов. Здоровье
детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребёнка, значительно
отличается по структуре заболеваемости в худшую сторону. Если за детьми,
проживающими в семьях, ведётся постоянное наблюдение с учётом материнской
ласки и любви, то «брошенные» дети также нуждаются в ласке и внимании. И эту
ласку и внимание им дарят педагоги и медицинские работники. Это ещё одна
сторона преемственности в педагогической заботе о здоровье «брошенного»
ребёнка. Одна
из наших Российских бед – уличные дети, то есть дети и подростки, по разным
причинам сбежавшие из дома и оставшиеся без определённого места жительства, –
бомжи. Потенциальными бомжами являются выпускники детских домов и интернатов.
Самым страшным в общей картине лиц без определённого места жительства
является то, что каждый десятый бомж – это ребёнок. Их число постоянно растёт
(по последним данным в России более 2-х млн. детей и подростков нигде не
работают и не учатся). Россия приближается по этому показателю к 1918-1920
гг. Фактором
риска стала позиция школы, которая дистанцируется от подростков с трудными
судьбами. Свёртывание внеклассной работы в образовательных учреждениях,
исчезновение детских общественных организаций обедняют досуговую деятельность
детей, их воспитание и развитие. Преемственность в педагогической и
медицинской деятельности по сохранению детского здоровья как главного
национального достояния, сохранение в этой деятельности лучших традиций
российского общества – вот что сегодня нам необходимо для нашего
благополучного будущего. |
|
||
|
|
|
|
|