: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Е.А. Широкова, Н.М. Борщёва

Детский подростковый клуб как институт социализации

Под социализацией понимают процесс полной интеграции личности в социальную систему (Р. Метрон, Т. Парсонс) или процесс индивидуализации и самоактуализации личности, реализации её потенций и творческих способностей, а также как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её саморазвитию (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс).

Такое понимание процесса социализации в целом разделяется и отечественными социологами, психологами и педагогами. Обстоятельства, создающие условия для социализации, называют факторами социализации. Выделяют макро-, мезо- и микрофакторы социализации.

Особое внимание хотелось бы уделить микрофакторам, которые оказывают прямое влияние на конкретного человека: семья, группы сверстников, организации и т.п. [4, с. 8]. К числу таких факторов относятся любительские объединения и клубы по интересам. История клубов – это процесс возникновения и развития уникального социокоммуникативного института мировой культуры. Клубы в России зародились во второй половине ХVIII в. и носили сначала узкосословный или чисто национальный характер. С началом реформ 1860-х гг. они утратили сословный характер, но их членами не могли быть женщины, учащиеся и нижние чины. В 1860-70-х гг. возникли клубы интеллигенции: Собрание врачей, Педагогическое собрание, Юридическое собрание и др. В конце XIX в. возникли первые спортивные клубы. Своеобразным типом народных клубов были народные дома. В ходе революции 1905-07гг. возникли партийные клубы. При участии профсоюзов создавались рабочие клубы, где устраивались политические митинги и собрания, читались лекции. Большое развитие в России после Октябрьской революции получили авиационные и спортивные клубы. Они были основой развивающейся авиационной и спортивной жизни страны [1, с.112 – 113]. В 1980-90-х гг. начали создаваться клубы компьютерные, досуга, развлечений, по интересам, развития личности, пэйнтбола, шейпинга, аэробики, фитнеса, геральдики, нумизматики, бизнес, гольф и др. [2, с. 13 – 15].

Основная задача клуба как социального института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для полной самореализации в сфере досуга. Однако сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования. Возможность вбирать в себя функции разных социальных институтов делает работу детских подростковых клубов более содержательной. Это способствует органичному сочетанию культурного отдыха с просвещением, самовоспитанием и самореализацией молодых людей, развитием их творческих способностей и облегчает процесс социализации.

Создавая клубы по интересам или любительские объединения, важно выделять приоритетные направления в их деятельности и чётко определять её цели и задачи, средства, формы и методы работы. На разных этапах деятельности клубов они могут быть различными.

В соответствии с тематическими направлениями, по которым работают клубы, выделяют: историко-патриотические, краеведческие, естественнонаучные, литературоведческие, художественно-искусствоведческие, социально-возрастные (семейные, для ветеранов и пожилых людей, женские, молодёжные, детские) и другие клубы [3, с. 29 – 46].

В настоящее время в Екатеринбурге существует около 110 клубов по месту жительства с самыми разными направлениями деятельности, в число которых входит и детско-подростковый клуб Ленинского района «Тимуровец», созданный в ноябре 1983 г. для детей и подростков микрорайона «Юго-западный А». Здесь всегда особое внимание уделялось физическому здоровью ребят и секциям для поддержания здорового образа жизни: фигурного катания, хоккея, футбола, туризма, общей физической подготовки. Кроме них в клубе работают студии рукоделия, авторской песни, театральная, интеллектуального развития дошкольников, живописи, фотостудия, студия «Граффити», моделирования одежды и создан ряд творческих объединений профессионально-ориентационной направленности.

В плане преемственности поколений можно отметить студию авторской песни «Парус», которая существует в нашем клубе с 1999 г., и объединение «Юный железнодорожник» от детской железной дороги. Уже второе поколение детей посещает этот кружок. Многие из посещавших ранее это объединение сейчас работают на железной дороге, часть детей поступают в колледж железнодорожного транспорта, а затем – в железнодорожный институт. Это говорит о важной социализирующей роли детских объединений.

 Что касается целей, задач, форм и методов работы социального педагога в клубе по месту жительства, то они направлены именно на создание условий для решения проблем успешной социализации подростков, их социальной адаптации и реабилитации. Это беседы, тренинги, дискуссии, участие детей в фестивалях, концертах, соревнованиях, конкурсах, викторинах, тематических встречах и дискотеках, экскурсии, посещение музеев, театров и выставок. Совместно с подростками ведётся активная проектная деятельность. Таким образом, можно сказать, что детский подростковый клуб является благоприятной почвой для социализации детей, подростков и юношества.

 

Библиографический список

1. Демченко А. Возможности российского досуга [Текст] / А. Демченко // Клуб. 1996. № 7.

2. Калинин И. Клубный клубок [Текст] / И. Калинин // Встреча. 1998. № 6.

3. Клубоведение [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.А. Ковшарова. М., 1998.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик. М., 1999.одика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М., 2008.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению