|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Е.А. Широкова, Н.М. Борщёва Детский
подростковый клуб как институт социализации Под
социализацией понимают процесс полной интеграции личности в социальную
систему (Р. Метрон, Т. Парсонс) или процесс индивидуализации и
самоактуализации личности, реализации её потенций и творческих способностей,
а также как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих её
саморазвитию (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс). Такое
понимание процесса социализации в целом разделяется и отечественными
социологами, психологами и педагогами. Обстоятельства, создающие условия для
социализации, называют факторами социализации. Выделяют макро-, мезо- и
микрофакторы социализации. Особое
внимание хотелось бы уделить микрофакторам, которые оказывают прямое влияние
на конкретного человека: семья, группы сверстников, организации и т.п. [4, с.
8]. К числу таких факторов относятся любительские объединения и клубы по
интересам. История клубов – это процесс возникновения и развития уникального
социокоммуникативного института мировой культуры. Клубы в России зародились
во второй половине ХVIII в. и носили сначала узкосословный или чисто
национальный характер. С началом реформ 1860-х гг. они утратили сословный
характер, но их членами не могли быть женщины, учащиеся и нижние чины. В
1860-70-х гг. возникли клубы интеллигенции: Собрание врачей, Педагогическое
собрание, Юридическое собрание и др. В конце XIX в. возникли первые
спортивные клубы. Своеобразным типом народных клубов были народные дома. В
ходе революции 1905-07гг. возникли партийные клубы. При участии профсоюзов
создавались рабочие клубы, где устраивались политические митинги и собрания,
читались лекции. Большое развитие в России после Октябрьской революции
получили авиационные и спортивные клубы. Они были основой развивающейся авиационной
и спортивной жизни страны [1, с.112 – 113]. В 1980-90-х гг. начали
создаваться клубы компьютерные, досуга, развлечений, по интересам, развития
личности, пэйнтбола, шейпинга, аэробики, фитнеса, геральдики, нумизматики,
бизнес, гольф и др. [2, с. 13 – 15]. Основная
задача клуба как социального института заключается в развитии социальной
активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм
досуга и отдыха, создании условий для полной самореализации в сфере досуга.
Однако сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное
заключается в характере его использования. Возможность вбирать в себя функции
разных социальных институтов делает работу детских подростковых клубов более
содержательной. Это способствует органичному сочетанию культурного отдыха с
просвещением, самовоспитанием и самореализацией молодых людей, развитием их
творческих способностей и облегчает процесс социализации. Создавая
клубы по интересам или любительские объединения, важно выделять приоритетные
направления в их деятельности и чётко определять её цели и задачи, средства,
формы и методы работы. На разных этапах деятельности клубов они могут быть
различными. В
соответствии с тематическими направлениями, по которым работают клубы,
выделяют: историко-патриотические, краеведческие, естественнонаучные,
литературоведческие, художественно-искусствоведческие, социально-возрастные
(семейные, для ветеранов и пожилых людей, женские, молодёжные, детские) и
другие клубы [3, с. 29 – 46]. В
настоящее время в Екатеринбурге существует около 110 клубов по месту
жительства с самыми разными направлениями деятельности, в число которых
входит и детско-подростковый клуб Ленинского района «Тимуровец», созданный в
ноябре 1983 г. для детей и подростков микрорайона «Юго-западный А». Здесь
всегда особое внимание уделялось физическому здоровью ребят и секциям для
поддержания здорового образа жизни: фигурного катания, хоккея, футбола,
туризма, общей физической подготовки. Кроме них в клубе работают студии
рукоделия, авторской песни, театральная, интеллектуального развития
дошкольников, живописи, фотостудия, студия «Граффити», моделирования одежды и
создан ряд творческих объединений профессионально-ориентационной
направленности. В
плане преемственности поколений можно отметить студию авторской песни
«Парус», которая существует в нашем клубе с 1999 г., и объединение «Юный
железнодорожник» от детской железной дороги. Уже второе поколение детей
посещает этот кружок. Многие из посещавших ранее это объединение сейчас
работают на железной дороге, часть детей поступают в колледж железнодорожного
транспорта, а затем – в железнодорожный институт. Это говорит о важной
социализирующей роли детских объединений. Что касается целей, задач, форм и методов
работы социального педагога в клубе по месту жительства, то они направлены
именно на создание условий для решения проблем успешной социализации
подростков, их социальной адаптации и реабилитации. Это беседы, тренинги,
дискуссии, участие детей в фестивалях, концертах, соревнованиях, конкурсах,
викторинах, тематических встречах и дискотеках, экскурсии, посещение музеев,
театров и выставок. Совместно с подростками ведётся активная проектная
деятельность. Таким образом, можно сказать, что детский подростковый клуб
является благоприятной почвой для социализации детей, подростков и юношества.
Библиографический список 1. Демченко А. Возможности российского
досуга [Текст] / А. Демченко // Клуб. 1996. № 7. 2. Калинин И. Клубный клубок [Текст] /
И. Калинин // Встреча. 1998. № 6. 3.
Клубоведение [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.А. Ковшарова. М., 1998. 4. Мудрик А.В. Социальная педагогика
[Текст]: учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик. М., 1999.одика
физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С.
Кузнецов. М., 2008. |
|
||
|
|
|
|
|