: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Е. А. Шакуто, Н.Г. Санникова

Научно-методическая работа с педагогами
как условие развития их педагогического мастерства

Главным залогом успешности педагогического дела А.С. Макаренко считал педагогическое мастерство, которое, по его мнению, «не является каким-то исключительным свойством, присущим только талантливым людям. Педагогическое мастерство приобретается выучкой и опытом, научной организацией педагогического процесса» [4, с. 107 – 108]. Педагогическое мастерство – это высокий уровень овладения педагогической профессией, это комплекс профессиональных знаний, умений и навыков.

Многолетней практикой доказано, что на формирование и развитие педагогического мастерства огромное влияние оказывает методическая работа с педагогами. По определению Ю.К. Бабанского, «методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога… на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива образовательного учреждения в целом, а, в конечном счёте, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [3, с. 90]. «Методическая работа – это важнейшее звено, без которого немыслима качественная работа педагогического коллектива», – утверждают современные исследователи [2, с. 96].

Выделяется три группы функций методической работы [5, с. 145]:

1-я направлена на формирование индивидуальности педагога, обогащение его профессиональных знаний, развитие ценностных ориентаций, мотивов творческой деятельности, устойчивых нравственных качеств, современного стиля педагогического мышления, педагогической техники.

2-я обращена к педагогическому коллективу и нацелена на его консолидацию как коллектива единомышленников, на выявление, обобщение и распространение педагогического опыта, обмен ценными методическими находками, приобщение коллектива к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

3-я направлена на организацию работы за пределами образовательного учреждения. Она обеспечивает взаимодействие образовательных учреждений с целью внедрения новаторского опыта в практику школ через педагогические чтения, научно-практические конференции, публикации.

В современных исследованиях доказывается необходимость преобразования методической работы образовательных учреждений в научно-методическую, основное отличие которой от методической работы «заключается не в овладении уже существующими в науке знаниями и не в присвоении чужого опыта преподавания, а в самостоятельном отыскании, добыче нового знания» [1, с. 25 – 26]. Цель научно-методической работы имеет двойственный характер, а именно:

·            повышение профессиональной квалификации и научно-методического уровня педагогических кадров;

·      обеспечение образовательного процесса научно обоснованными средст­вами обучения (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, средствами наглядности, компью­терными программами и т.д.).

Участие педагогов в постоянном научном поиске расширяет их кругозор, развивает творческое мышление, формирует стремление к обновлению способов и средств педагогической деятельности на научной основе, потребность подняться с потребительского уровня на уровень принятия собственных методических решений. В этом мы убедились на практике Свердловского областного педагогического колледжа, где в течение ряда лет нами отрабатывается система научно-методической работы педколлектива.

По мнению Н.В. Гладик, разделяемому нами, научно-методическую работу можно рассматривать как открытую систему совместной деятельности руководителей и педагогов, обеспечивающую качество подготовки выпускников учреждений среднего педагогического образования посредством повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов [1, с. 25 – 26].

На этой основе система научно-методической работы выстраивается нами как совокупность взаимосвязанных компонентов, главными среди которых являются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая подсистема включает в себя информационно-методический центр (ИМЦ) и методический кабинет, работающие под руководством заместителя директора по научно-методической работе, а управляемая состоит из научно-методических объединений 5 кафедр, соответствующих главным направлениям их учебно-воспитательной деятельности. При этом на каждой кафедре действуют творческие объединения, организующие научно-исследовательскую работу преподавателей и студентов.

Научно-методическая работа педагога требует следующих умений:

·        умения выбирать актуальное направление научного исследования, отличающееся теоретической новизной и практической значимостью;

·        умения обосновывать актуальность избранной темы научного исследования, формулировать его цель, задачи, объект, предмет, гипотезу и предполагаемый практический результат, отбирать методы исследования и уметь ими пользоваться в ходе намеченных научных планов;

·        умения вести библиографический поиск, работать с научной литературой, анализировать, обобщать, оценивать практическую значимость имеющихся данных и на этой основе делать самостоятельные выводы;

·        умения правильно интерпретировать теоретические положения и пользоваться научно-методической терминологией;

·        умения разрабатывать на основе полученных теоретических данных практические учебные материалы и пособия;

·        умения применять различные методики экспери­ментально-педагогических исследований и проводить обучение по авторским материалам;

·        умения грамотно излагать процесс и результаты собственного научного исследования;

·        умения профессионально изложить и защитить основные теоретические и методические положения своего научного исследования, его практическую значимость;

·         умения руководить научно-методической работой студентов.

Наличие у педагога именно этих умений является, на наш взгляд, главным показателем его педагогического мастерства, поэтому деятельность управляющей подсистемы направлена прежде всего на их отработку.

Организация системы научно-методической работы в колледже началась с систематического проведения мониторинга активности педагогов в научно-методической деятельности, их умений вести исследовательскую деятельность и использовать её результаты в работе со студентами.

В итоге в 2005 г. было выявлено, что большинство педагогов колледжа не принимает участия в научных конкурсах, не участвует в научно-практических конференциях, только у 2% есть научные публикации, 30% педагогов давно не обновляли свои учебно-методические комплексы новым содержанием, не корректировали рабочие учебные программы в соответствии с новыми требованиями к учебным дисциплинам, исследовательские умения и навыки педагогов проявляются на низком уровне и т.д.

На этой основе цель научно-методической работы с педагогами нами была определена как повышение профессиональной квалификации и научно-методического уровня педагогических кадров. Для её реализации был проведён ряд мероприятий, призванных способствовать оптимизации научно-методической деятельности в учреждении:

1) активизирована работа творческих групп на кафедрах, нацеленная на создание авторских программ, учебных пособий, разработку методических рекомендаций к курсам, дидактических материалов, оптимизацию научной работы со студентами;

2) организованы семинары по актуальным вопросам педагогики, психологии, научно-исследовательской и экспериментальной работы;

3) определены научные направления деятельности каждой кафедры и отдельных преподавателей;

4) создана школа молодого специалиста;

5) планировано участие педагогов в работе педагогического и научно-методического советов, в разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин кафедр;

6) систематизировано педагогическое руководство учебно-исследовательской работой студентов;

7) определён перечень научно-практических конференций и семинаров, которые должны быть проведены совместно со студентами в предстоящие 5 лет;

8) запланировано ежегодное проведение мастер-классов по учебным предметам;

9) каждый педагог колледжа включён в систему повышения квалификации преподавателей.

В результате реализации этих мероприятий в колледже произошли заметные изменения как в состоянии научно-методической работы, так и в уровне педагогического мастерства преподавателей. Так, итоги мониторинга 2009 г. свидетельствуют об активизации их участия во всех сферах научно-исследовательской деятельности и совершенствовании у педагогов умений, свидетельствующих об уровне их педагогического мастерства. Если в 2005 г. эти умения проявлялись на высоком уровне лишь у 10% преподавателей, то сегодня этот показатель вырос до 50%.

 

Библиографический список

1.     Гладик Н.В. Внутришкольное управление научно-методической работой [Текст] / Н.В. Гладик. М., 2008.

2.     Конаржевский Ю.А Анализ итогов учебного года [Текст] / Ю.А. Конаржевский. Челябинск, 1985.

3.     Методическая работа в школе: Организация и управление [Текст]: рекомендации для руководителей школ / под ред. Ю.К Бабанского. М., 1988.

4.     Медынский Е.Н. А.С.Макаренко [Текст] / Е.Н Медынский. М., 1949.

5.     Управление современной школой [Текст] / под ред. М.М. Поташника. М., 1992.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению