|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Е. А. Шакуто, Н.Г. Санникова Научно-методическая работа с педагогами Главным
залогом успешности педагогического дела А.С. Макаренко считал педагогическое
мастерство, которое, по его мнению, «не является каким-то исключительным
свойством, присущим только талантливым людям. Педагогическое мастерство
приобретается выучкой и опытом, научной организацией педагогического
процесса» [4, с. 107 – 108]. Педагогическое мастерство – это высокий уровень
овладения педагогической профессией, это комплекс профессиональных знаний,
умений и навыков. Многолетней
практикой доказано, что на формирование и развитие педагогического мастерства
огромное влияние оказывает методическая работа с педагогами. По определению
Ю.К. Бабанского, «методическая работа в образовательном учреждении – это
целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта
и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система
взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее
повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога… на
развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива
образовательного учреждения в целом, а, в конечном счёте, на
совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального
уровня образования, воспитания и развития конкретных воспитанников» [3, с.
90]. «Методическая работа – это важнейшее звено, без которого немыслима
качественная работа педагогического коллектива», – утверждают современные
исследователи [2, с. 96]. Выделяется
три группы функций методической работы [5, с. 145]: 1-я
направлена на формирование индивидуальности педагога, обогащение его
профессиональных знаний, развитие ценностных ориентаций, мотивов творческой
деятельности, устойчивых нравственных качеств, современного стиля
педагогического мышления, педагогической техники. 2-я обращена
к педагогическому коллективу и нацелена на его консолидацию как коллектива
единомышленников, на выявление, обобщение и распространение педагогического
опыта, обмен ценными методическими находками, приобщение коллектива к
научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. 3-я
направлена на организацию работы за пределами образовательного учреждения.
Она обеспечивает взаимодействие образовательных учреждений с целью внедрения
новаторского опыта в практику школ через педагогические чтения,
научно-практические конференции, публикации. В современных исследованиях доказывается необходимость
преобразования методической работы образовательных учреждений в
научно-методическую, основное отличие которой от методической работы
«заключается не в овладении уже существующими в науке знаниями и не в
присвоении чужого опыта преподавания, а в самостоятельном отыскании, добыче
нового знания» [1, с. 25 – 26]. Цель
научно-методической работы имеет
двойственный характер, а именно: ·
повышение
профессиональной квалификации
и научно-методического уровня
педагогических кадров; · обеспечение образовательного процесса научно
обоснованными средствами
обучения (программами, планами, учебниками и учебными пособиями, средствами наглядности, компьютерными программами и т.д.). Участие
педагогов в постоянном научном поиске расширяет их кругозор, развивает творческое мышление, формирует стремление к обновлению способов и средств педагогической деятельности на научной
основе, потребность подняться с потребительского уровня на
уровень принятия собственных методических решений. В этом мы убедились на
практике Свердловского областного педагогического колледжа, где в течение
ряда лет нами отрабатывается система научно-методической работы
педколлектива. По
мнению Н.В. Гладик, разделяемому нами, научно-методическую работу можно
рассматривать как открытую систему совместной деятельности руководителей и
педагогов, обеспечивающую качество подготовки выпускников учреждений среднего
педагогического образования посредством повышения педагогического мастерства
и профессиональной компетентности педагогов [1, с. 25 – 26]. На этой основе система научно-методической работы
выстраивается нами как совокупность взаимосвязанных компонентов, главными
среди которых являются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая
подсистема включает в себя информационно-методический центр (ИМЦ) и
методический кабинет, работающие под руководством заместителя директора по
научно-методической работе, а управляемая состоит из научно-методических
объединений 5 кафедр, соответствующих главным направлениям их
учебно-воспитательной деятельности. При этом на каждой кафедре действуют
творческие объединения, организующие научно-исследовательскую работу
преподавателей и студентов. Научно-методическая работа педагога требует следующих
умений: ·
умения выбирать актуальное направление научного
исследования, отличающееся теоретической новизной и практической значимостью;
·
умения обосновывать актуальность избранной темы
научного исследования, формулировать его цель, задачи, объект, предмет,
гипотезу и предполагаемый практический результат, отбирать методы
исследования и уметь ими пользоваться в ходе намеченных научных планов; ·
умения вести библиографический поиск, работать с
научной литературой, анализировать, обобщать, оценивать практическую
значимость имеющихся данных и на этой основе делать самостоятельные выводы; ·
умения правильно интерпретировать теоретические
положения и пользоваться научно-методической терминологией; ·
умения разрабатывать на основе полученных
теоретических данных практические учебные материалы и пособия; ·
умения применять различные методики экспериментально-педагогических
исследований и проводить обучение по авторским материалам; ·
умения грамотно излагать процесс и результаты собственного
научного исследования; ·
умения профессионально изложить и защитить основные
теоретические и методические положения своего научного исследования, его
практическую значимость; ·
умения
руководить научно-методической работой студентов. Наличие у педагога именно этих умений является, на наш
взгляд, главным показателем его педагогического мастерства, поэтому
деятельность управляющей подсистемы направлена прежде всего на их отработку. Организация системы научно-методической работы в колледже
началась с систематического проведения мониторинга активности педагогов в
научно-методической деятельности, их умений вести исследовательскую
деятельность и использовать её результаты в работе со студентами. В
итоге в На
этой основе цель научно-методической
работы с педагогами нами была определена как повышение
профессиональной
квалификации и научно-методического уровня педагогических кадров. Для её реализации
был проведён ряд мероприятий, призванных способствовать оптимизации научно-методической
деятельности в учреждении: 1)
активизирована работа творческих групп на кафедрах, нацеленная на создание
авторских программ, учебных пособий, разработку методических рекомендаций к
курсам, дидактических материалов, оптимизацию научной работы со студентами; 2)
организованы семинары по актуальным вопросам педагогики, психологии,
научно-исследовательской и экспериментальной работы; 3)
определены научные направления деятельности каждой кафедры и отдельных
преподавателей; 4) создана школа молодого
специалиста; 5) планировано
участие педагогов в работе педагогического и научно-методического советов, в
разработке учебно-методического обеспечения учебных дисциплин кафедр; 6) систематизировано
педагогическое руководство учебно-исследовательской работой студентов; 7) определён
перечень научно-практических конференций и семинаров, которые должны быть
проведены совместно со студентами в предстоящие 5 лет; 8)
запланировано ежегодное проведение мастер-классов по учебным предметам; 9) каждый
педагог колледжа включён в систему повышения квалификации преподавателей. В
результате реализации этих мероприятий в колледже произошли заметные
изменения как в состоянии научно-методической работы, так и в уровне
педагогического мастерства преподавателей. Так, итоги мониторинга Библиографический
список 1.
Гладик Н.В. Внутришкольное
управление научно-методической работой [Текст] / Н.В. Гладик. М., 2008. 2.
Конаржевский Ю.А Анализ итогов учебного
года [Текст] / Ю.А. Конаржевский. Челябинск, 1985. 3.
Методическая работа в школе: Организация и управление
[Текст]: рекомендации для руководителей школ / под ред. Ю.К Бабанского. М.,
1988. 4.
Медынский Е.Н. А.С.Макаренко
[Текст] / Е.Н Медынский. М., 1949. 5.
Управление современной школой [Текст] / под ред. М.М.
Поташника. М., 1992. |
|
||
|
|
|
|
|