: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

О.А. Белкина, Л.Н. Лызлова

Управление реализацией инновационного проекта
«Профилактика социального сиротства» 
в Центре образования № 190 г. Екатеринбурга

Проект «Профилактика социального сиротства», реализуемый в условиях Центра образования № 190, является частью городской программы по защите прав детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или ставших социальными сиротами. Цель проекта – создание условий для реализации модели жизненного и профессионального самоопределения обучающихся как фактора первичной профилактики безнадзорности и беспризорности и полноценного развития ребёнка. В задачи проекта входит:

1) создание банка данных детей из категории социального сиротства, изучение их социально-психологического положения;

2) определение основных направлений работы с данными детьми;

3) разработка модели комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям группы риска;

4) оказание помощи детям и семьям группы риска.

Для диагностики и решения проблем социального сиротства в Центре организованы 7-9-е классы компенсирующего обучения, работает психолого-медико-педагогическая служба, создана соответствующая система воспитательной работы, организована профессиональная ориентация учащихся по востребованным на рынке труда профессиям.

При изучении социально-психологических особенностей подростковой безнадзорности нами выделены «явная безнадзорность» и «скрытая безнадзорность». Причины «явной безнадзорности» отсутствие контроля со стороны взрослых, эмоциональное отторжение родителей от детей, неудовлетворение базовых потребностей детей. Причины «скрытой безнадзорности» недостаточный контроль со стороны взрослых, чрезмерность запретов, чрезмерная строгость при наказании подростка, приоритет материального обеспечения среди других родительских обязанностей. С учётом этих причин нами выделены следующие направления работы по профилактике социального сиротства:

1. Диагностико-консультативное. Комплексная диагностика учащихся специалистами психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК). Консультации детей и родителей. Патронаж на дому.

2. Коррекционно-развивающее. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, ролевые игры, тренинги, беседы с родителями и детьми.

3. Лечебно-профилактическое. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, ролевые игры, тренинги, беседы с родителями и детьми. Поддерживающая и лечебная терапия. Профилактика обострений вредных привычек. Формирование навыков здорового образа жизни.

4. Реабилитационное. Реализация индивидуальных программ реабилитации трудных подростков.

5. Просветительское. Правовое просвещение учащихся в рамках программы «Подросток и закон». Организация родительского всеобуча по актуальным вопросам воспитания. Постоянно действующий семинар для учителей и родителей «Понять, чтобы помочь».

На основании комплексного обследования детей группы риска специалистами Центра образования № 190 была представлена обобщающая характеристика трудного подростка, у которого выявлены такие проблемы, как стойкая школьная и семейная дезадаптация, сниженная учебная мотивация, неблагополучные микросоциальные условия, побеги из дома, бродяжничество, психологическая деформация личности, дефицит нравственных ориентиров, зависимые формы поведения, нервно-соматическая ослабленность.

С учётом проблем учащихся нами разработана модель профилактики социального сиротства, включающая в себя 2 этапа:

1-й – первичная диагностика подростка. Комплексное обследование и определение степени дезадаптации учащегося.

2-й – выработка и осуществление психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка подростков и их семей, реализация индивидуальных программ реабилитации.

Психологи проводят диагностику и коррекцию поведения учащихся, мониторинговые исследования когнитивной, коммуникативной, эмоционально-волевой сфер подростков, их характеров, проводят консультативную и коррекционную работу с неблагополучными семьями.

Социальный педагог Центра поддерживает контакты семьи и школы, устанавливает связь между родителями ребёнка и социальными службами, при необходимости сопровождает в медицинские учреждения и социальные службы. Он находится в курсе семейной ситуации и условий жизни ребёнка, при выявлении высокого риска для жизни и здоровья ребёнка информирует органы опеки, правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних и совместно с ними обеспечивает безопасность ребёнка.

Воспитатели ежедневно следят за посещаемостью занятий и состоянием детей. При обнаружении признаков жестокого обращения с ними содействуют ребёнку в получении помощи. Они поддерживают контакты с классными руководителями, учителями-предметниками и специалистами школьного консилиума.

Школьный врач проводит первичную диагностику учащихся, выявляет нарушения в состоянии их здоровья, проводит консультации с родителями по лечению ребёнка, осуществляет поддерживающую терапию, профилактику болезней и вакцинацию подростков. Детям, плохо подготовленным к школе, оказывается помощь дефектолога и психолога, с ними проводятся специальные коррекционно-развивающие занятия.

За Центром закреплён инспектор отдела по делам несовершеннолетних, который проводит профилактическую работу со всеми субьектами образовательного процесса. Он защищает права ребёнка, привлекает к административной ответственности родителей, плохо исполняющих свои обязанности в отношении несовершеннолетних детей.

Одной из важных задач проекта является профориентация и профессиональная подготовка учащихся. Помощь в выборе профессии им оказывает психолог-профессиолог, который проводит диагностическую работу по выявлению их интересов и склонностей, определяет возможную сферу будущей деятельности, помогает строить личные профессиональные планы.

В нашем Центре дети учатся профессиям, востребованным на современном рынке труда. В отделении технологического цикла организована подготовка специалистов по следующим профилям: автодело, швейное дело, основы косметологии и визажа, основы коммерческой деятельности и торговли, общественное питание, офисные технологии.

Творческое применение педагогического наследия А.С. Макаренко актуально для нашего общеобразовательного учреждения. Концепция Центра опирается на положение А.С. Макаренко о воспитательной системе как обязательно живой системе, сердцевину которой составляет элемент творческого развития, изменения, совершенствования. На этой основе нами разработана функционально-ролевая модель воспитательной системы «Семицветие». Её модель представляет собой интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность отношений, диалоговый характер общения, свободу творчества и саморазвития учащихся. Реализация содержания воспитания в ней происходит через традиционные коллективные творческие дела. Вместе с тем большое внимание в Центре уделяется организации клубной, спортивной деятельности и дополнительному образованию.

Для работы над проектом привлекаются родители, службы и организации города, работающие с детьми и подростками «группы риска». Так, благотворительный фонд «Детство» помогает в обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей; базовые предприятия оказывают помощь в организации производственной практики учащихся; подростковый центр при областной психиатрической больнице проводит обследование и лечение детей в стационаре, организует медицинские консультации; детский правозащитный фонд «Шанс» оказывает правовую помощь семье в решении имущественных споров, вопросов опеки и попечительства; центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» проводит консультирование всех участников проекта, помогает во внедрении профилактических программ, проведении социологических и психологических исследований; городская и районная службы занятости обеспечивают участие Центра в ярмарках вакансий, помогают в трудоустройстве выпускников и в организации трудовой занятости учащихся в период летних каникул; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав контролирует исполнение закона «Об образовании»; отделы милиции по месту жительства помогают в профилактике правонарушений; органы опеки и попечительства участвуют в выявлении социального неблагополучия в семьях, в жизнеустройстве особых категорий несовершеннолетних; районные службы социального обеспечения и социальной защиты содействуют Центру в оказании материальной помощи малоимущим и многодетным семьям; территориальный центр помощи семье и детям «Отрада» помогает осуществлять взаимодействие со специалистами по социальной работе, проводит методическую подготовку педагогов Центра образования, занятия с детьми по программе профилактики зависимостей «Жизненные навыки»; учреждения дополнительного образования района и города, с которыми мы сотрудничаем, предоставляют возможность нашим учащимся бесплатно заниматься в кружках и секциях; ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» ежегодно выделяет средства на ремонт школьных помещений, улучшение материально-технической базы, организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.

Управление реализацией проекта осуществляется координационным общешкольным советом Центра и контролируется его руководителями.

Для грамотной организации проекта нужны и грамотные специалисты, поэтому в Центре организовано постоянное обучение педагогов, совершенствование их педагогической квалификации. С этой целью здесь работает семинар «Актуальные вопросы коррекционной педагогики», в 2008 г. все педагоги прошли подготовку по программе «Современные образовательные технологии».

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению