|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. О.А. Белкина, Л.Н. Лызлова Управление реализацией инновационного проекта Проект
«Профилактика социального сиротства», реализуемый в условиях Центра
образования № 190, является частью городской программы по защите прав детей,
оказавшихся в трудных жизненных ситуациях или ставших социальными сиротами. Цель проекта – создание условий для
реализации модели жизненного и профессионального самоопределения обучающихся
как фактора первичной профилактики безнадзорности и беспризорности и
полноценного развития ребёнка. В задачи
проекта входит: 1) создание банка данных детей из категории
социального сиротства, изучение их социально-психологического положения; 2)
определение основных направлений работы с данными детьми; 3)
разработка модели комплексной психолого-медико-педагогической, социальной и
правовой помощи детям и семьям группы риска; 4)
оказание помощи детям и семьям группы риска. Для диагностики
и решения проблем социального сиротства в Центре организованы 7-9-е классы
компенсирующего обучения, работает психолого-медико-педагогическая служба,
создана соответствующая система воспитательной работы, организована
профессиональная ориентация учащихся по востребованным на рынке труда
профессиям. При изучении социально-психологических особенностей подростковой
безнадзорности нами выделены «явная безнадзорность» и «скрытая
безнадзорность». Причины «явной безнадзорности» –
отсутствие контроля со стороны взрослых, эмоциональное отторжение родителей
от детей, неудовлетворение базовых потребностей детей. Причины «скрытой
безнадзорности» – недостаточный контроль со стороны взрослых, чрезмерность
запретов, чрезмерная строгость при наказании подростка, приоритет
материального обеспечения среди других родительских обязанностей. С учётом
этих причин нами выделены следующие направления работы по профилактике
социального сиротства: 1. Диагностико-консультативное. Комплексная диагностика учащихся специалистами психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПК). Консультации детей
и родителей. Патронаж на дому. 2. Коррекционно-развивающее. Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия, ролевые игры, тренинги, беседы с родителями и детьми. 3. Лечебно-профилактическое. Индивидуальные и групповые
коррекционные занятия, ролевые игры, тренинги, беседы с родителями и детьми.
Поддерживающая и лечебная терапия. Профилактика обострений вредных привычек.
Формирование навыков здорового образа жизни. 4. Реабилитационное. Реализация индивидуальных
программ реабилитации трудных подростков. 5. Просветительское. Правовое просвещение учащихся в
рамках программы «Подросток и закон». Организация родительского всеобуча по
актуальным вопросам воспитания. Постоянно действующий семинар для учителей и
родителей «Понять, чтобы помочь». На основании комплексного обследования
детей группы риска специалистами Центра образования № 190 была
представлена обобщающая характеристика трудного подростка, у которого
выявлены такие проблемы, как стойкая школьная и семейная дезадаптация,
сниженная учебная мотивация, неблагополучные микросоциальные условия, побеги
из дома, бродяжничество, психологическая деформация личности, дефицит
нравственных ориентиров, зависимые формы поведения, нервно-соматическая
ослабленность. С учётом проблем учащихся нами разработана модель профилактики
социального сиротства, включающая в себя 2 этапа: 1-й – первичная диагностика
подростка. Комплексное обследование и определение степени дезадаптации
учащегося. 2-й – выработка и осуществление
психолого-педагогических и медицинских мер, социально-правовая поддержка
подростков и их семей, реализация индивидуальных программ реабилитации. Психологи проводят диагностику и коррекцию поведения учащихся,
мониторинговые исследования когнитивной, коммуникативной,
эмоционально-волевой сфер подростков, их характеров, проводят консультативную
и коррекционную работу с неблагополучными семьями. Социальный педагог Центра поддерживает контакты семьи и школы,
устанавливает связь между родителями ребёнка и социальными службами, при
необходимости сопровождает в медицинские учреждения и социальные службы. Он
находится в курсе семейной ситуации и условий жизни ребёнка, при выявлении
высокого риска для жизни и здоровья ребёнка информирует органы опеки,
правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних и совместно с
ними обеспечивает безопасность ребёнка. Воспитатели ежедневно следят за посещаемостью занятий и
состоянием детей. При обнаружении признаков жестокого обращения с ними
содействуют ребёнку в получении помощи. Они поддерживают контакты с классными
руководителями, учителями-предметниками и специалистами школьного консилиума. Школьный врач проводит первичную диагностику учащихся, выявляет
нарушения в состоянии их здоровья, проводит консультации с родителями по
лечению ребёнка, осуществляет поддерживающую терапию, профилактику болезней и
вакцинацию подростков. Детям, плохо подготовленным к школе, оказывается
помощь дефектолога и психолога, с ними проводятся специальные коррекционно-развивающие
занятия. За Центром закреплён инспектор отдела по делам
несовершеннолетних, который проводит профилактическую работу со всеми
субьектами образовательного процесса. Он защищает права ребёнка, привлекает к
административной ответственности родителей, плохо исполняющих свои
обязанности в отношении несовершеннолетних детей. Одной из важных задач проекта является профориентация и
профессиональная подготовка учащихся. Помощь в выборе профессии им оказывает
психолог-профессиолог, который проводит диагностическую работу по выявлению
их интересов и склонностей, определяет возможную сферу будущей деятельности,
помогает строить личные профессиональные планы. В нашем Центре дети учатся профессиям, востребованным на
современном рынке труда. В отделении технологического цикла организована
подготовка специалистов по следующим профилям: автодело,
швейное дело, основы косметологии и визажа, основы коммерческой деятельности
и торговли, общественное питание,
офисные технологии. Творческое
применение педагогического наследия А.С. Макаренко актуально для нашего
общеобразовательного учреждения. Концепция Центра опирается на положение А.С.
Макаренко о воспитательной системе как обязательно живой системе, сердцевину
которой составляет элемент творческого развития, изменения,
совершенствования. На этой основе нами разработана функционально-ролевая
модель воспитательной системы «Семицветие». Её модель представляет собой
интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых,
предполагающий доброжелательность отношений, диалоговый характер общения,
свободу творчества и саморазвития учащихся. Реализация содержания воспитания
в ней происходит через традиционные коллективные творческие дела. Вместе с
тем большое внимание в Центре уделяется
организации клубной, спортивной деятельности и дополнительному образованию. Для работы над проектом привлекаются родители, службы и
организации города, работающие с детьми и подростками «группы риска». Так,
благотворительный фонд «Детство» помогает в обеспечении бесплатным питанием
детей из малоимущих семей; базовые предприятия оказывают помощь в организации
производственной практики учащихся; подростковый центр при областной
психиатрической больнице проводит обследование и лечение детей в стационаре,
организует медицинские консультации; детский правозащитный фонд «Шанс»
оказывает правовую помощь семье в решении имущественных споров, вопросов
опеки и попечительства; центр психолого-педагогической поддержки
несовершеннолетних «Диалог» проводит консультирование всех участников
проекта, помогает во внедрении профилактических программ, проведении
социологических и психологических исследований; городская и районная службы
занятости обеспечивают участие Центра в ярмарках вакансий, помогают в
трудоустройстве выпускников и в организации трудовой занятости учащихся в
период летних каникул; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав контролирует исполнение закона «Об
образовании»; отделы милиции по месту жительства помогают в профилактике
правонарушений; органы опеки и попечительства участвуют в выявлении социального неблагополучия в семьях, в
жизнеустройстве особых категорий несовершеннолетних; районные службы
социального обеспечения и социальной защиты содействуют Центру в оказании
материальной помощи малоимущим и многодетным семьям; территориальный центр
помощи семье и детям «Отрада» помогает осуществлять взаимодействие со
специалистами по социальной работе, проводит методическую подготовку
педагогов Центра образования, занятия с детьми по программе профилактики
зависимостей «Жизненные навыки»; учреждения дополнительного образования
района и города, с которыми мы
сотрудничаем, предоставляют возможность нашим учащимся бесплатно заниматься в
кружках и секциях; ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» ежегодно выделяет
средства на ремонт школьных помещений, улучшение материально-технической
базы, организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Управление
реализацией проекта осуществляется координационным общешкольным советом
Центра и контролируется его руководителями. Для грамотной организации проекта нужны и
грамотные специалисты, поэтому в Центре
организовано постоянное обучение педагогов, совершенствование их
педагогической квалификации. С этой целью здесь работает семинар «Актуальные вопросы коррекционной педагогики», в |
|
||
|
|
|
|
|