: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

 

Е.А. Югова

Истоки развития идеи здоровьесбережения в социальной педагогике

Задолго до появления термина «здоровьесбережение» в науке возникла тема санитарной и гигиенической пропаганды. Она интересовала не только медицинских работников. Интерес к вопросам сохранения здоровья определялся не столько чистой любознательностью, сколько практической необходимостью.

На рубеже XVII и XVIII столетий в России произошли перемены, охватившие все стороны её экономической, политической и культурной жизни. Они привели к преобразованиям, вошедшим в историю под именем Петровских реформ. Стремление к повышению доходности помещичьего сельского хозяйства, к повышению производительности развивающейся промышленности выдвигало необходимость заботиться о ведущем факторе производительности – о рабочих руках. Это привлекало внимание к вопросу о сохранении и увеличении численности населения. Росла потребность в здоровых и боеспособных рекрутах для армии, ведущей многочисленные и тяжёлые войны.

Проблема «сохранения и размножения народа российского», как определил её в 1761 г. М. В. Ломоносов, приобретала важное значение. На решение этой задачи были нацелены указы Петра I об устройстве приютов для подкидышей, открытия вольных аптек и госпиталей, реформа медицинской администрации во второй половине XVIII столетия: создание Медицинской Коллегии, учреждение больниц при приказах общественного призрения и т. д.

Существенным средством в борьбе за здоровье населения было и распространение медицинских знаний. Оно явилось одним из звеньев той естественнонаучной пропаганды, которая начала развиваться в России с первой четверти XVIII в. Академия наук, созданная по инициативе и при ближайшем участии Петра I, должна была по замыслу её создателя не только науки «производить», но и «оные распространять». Сразу же после возникновения Академии при ней были организованы публичные лекции.

В общей цепи естественнонаучной пропаганды в России XVIII в. видное место занимало сообщение сведений об устройстве и деятельности человеческого тела, о болезнях и мерах борьбы с ними, о правильном, здоровом образе жизни – «диэтетике», по выражению того времени. Потребность в этих сведениях ощущалась многими и нашла своё отражение в том интересе, который учёные проявляли к анатомии, физиологии и медицине. Мысли о важности распространения основных медицинских знаний, о необходимости выпуска для населения книг по медицинским вопросам проявились в высказываниях ряда русских деятелей XVIII в. При этом одни (передовые русские учёные и врачи) руководствовались профессиональными и научными интересами, другие (помещики) – заботой о своей выгоде и сохранении рабочих рук.

А.Т. Болотов – помещик, агроном, учёный и писатель, автор множества сочинений и известных воспоминаний, издавая журнал для помещиков, много места отводил в нём медицинским вопросам и отмечал, что многим читателям они значительно ближе, «нежели самые существительно экономические».

М.В. Ломоносов в своём известном письме И.И. Шувалову, намечая основные мероприятия для «размножения и сохранения народа российского», называл среди них издание популярной книжки о повивальном искусстве и лечении детских болезней, с тем, чтобы эту «книжку, напечатав в довольном множестве, распродать во всё государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать» [2, с. 603 – 604].

Академик-врач И.И. Лепёхин также считал необходимым «снабдить сельских жителей кратким и простым наставлением, каким образом поступать в главнейших и обыкновенных болезнях… Не великий из того произойдёт убыток, когда отдалённые места такими наставлениями снабдены будут даром...» [1, с. 411 – 412].

Таким образом, идея здоровьесбережения на уровне так называемых «государственных целевых программ» начинает развиваться в России уже в XVII и XVIII вв., некоторые идеи имеют место и в более раннее время. Основными проводниками идеи здоровьесбережения стали самые образованные люди, представители созданной Петром I Академии наук, стоящие у истоков развития российской социальной педагогики как науки.

 

Библиографический список

1. Лепёхин И.И. Дневные записки путешествия Ивана Лепёхина [Текст] / И.И. Лепёхин. Санкт-Петербург, 1780.

2. Ломоносов М.В. Письмо И.И. Шувалову [Текст]: избр. филос. соч. / М.В. Ломоносов. М., 1950.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению