|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Е.А. Югова Истоки развития идеи
здоровьесбережения в социальной педагогике Задолго
до появления термина «здоровьесбережение» в науке возникла тема санитарной и
гигиенической пропаганды. Она интересовала не только медицинских работников.
Интерес к вопросам сохранения здоровья определялся не столько чистой
любознательностью, сколько практической необходимостью. На
рубеже XVII и XVIII столетий в России произошли перемены, охватившие все
стороны её экономической, политической и культурной жизни. Они привели к
преобразованиям, вошедшим в историю под именем Петровских реформ. Стремление
к повышению доходности помещичьего сельского хозяйства, к повышению
производительности развивающейся промышленности выдвигало необходимость
заботиться о ведущем факторе производительности – о рабочих руках. Это
привлекало внимание к вопросу о сохранении и увеличении численности
населения. Росла потребность в здоровых и боеспособных рекрутах для армии,
ведущей многочисленные и тяжёлые войны. Проблема
«сохранения и размножения народа российского», как определил её в 1761 г. М.
В. Ломоносов, приобретала важное значение. На решение этой задачи были
нацелены указы Петра I об устройстве приютов для подкидышей, открытия вольных
аптек и госпиталей, реформа медицинской администрации во второй половине
XVIII столетия: создание Медицинской Коллегии, учреждение больниц при
приказах общественного призрения и т. д. Существенным
средством в борьбе за здоровье населения было и распространение медицинских
знаний. Оно явилось одним из звеньев той естественнонаучной пропаганды, которая
начала развиваться в России с первой четверти XVIII в. Академия наук,
созданная по инициативе и при ближайшем участии Петра I, должна была по
замыслу её создателя не только науки «производить», но и «оные
распространять». Сразу же после возникновения Академии при ней были
организованы публичные лекции. В
общей цепи естественнонаучной пропаганды в России XVIII в. видное место
занимало сообщение сведений об устройстве и деятельности человеческого тела,
о болезнях и мерах борьбы с ними, о правильном, здоровом образе жизни –
«диэтетике», по выражению того времени. Потребность в этих сведениях
ощущалась многими и нашла своё отражение в том интересе, который учёные
проявляли к анатомии, физиологии и медицине. Мысли о важности распространения
основных медицинских знаний, о необходимости выпуска для населения книг по
медицинским вопросам проявились в высказываниях ряда русских деятелей XVIII
в. При этом одни (передовые русские учёные и врачи) руководствовались
профессиональными и научными интересами, другие (помещики) – заботой о своей
выгоде и сохранении рабочих рук. А.Т.
Болотов – помещик, агроном, учёный и писатель, автор множества сочинений и
известных воспоминаний, издавая журнал для помещиков, много места отводил в
нём медицинским вопросам и отмечал, что многим читателям они значительно
ближе, «нежели самые существительно экономические». М.В.
Ломоносов в своём известном письме И.И. Шувалову, намечая основные
мероприятия для «размножения и сохранения народа российского», называл среди
них издание популярной книжки о повивальном искусстве и лечении детских
болезней, с тем, чтобы эту «книжку, напечатав в довольном множестве,
распродать во всё государство по всем церквам, чтобы священники и грамотные
люди, читая, могли сами знать и других наставлением пользовать» [2, с. 603 –
604]. Академик-врач
И.И. Лепёхин также считал необходимым «снабдить сельских жителей кратким и
простым наставлением, каким образом поступать в главнейших и обыкновенных
болезнях… Не великий из того произойдёт убыток, когда отдалённые места такими
наставлениями снабдены будут даром...» [1, с. 411 – 412]. Таким
образом, идея здоровьесбережения на уровне так называемых «государственных
целевых программ» начинает развиваться в России уже в XVII и XVIII вв., некоторые
идеи имеют место и в более раннее время. Основными проводниками идеи
здоровьесбережения стали самые образованные люди, представители созданной
Петром I Академии наук, стоящие у истоков развития российской социальной
педагогики как науки. Библиографический
список 1. Лепёхин И.И. Дневные записки
путешествия Ивана Лепёхина [Текст] / И.И. Лепёхин. Санкт-Петербург, 1780. 2. Ломоносов М.В. Письмо И.И. Шувалову
[Текст]: избр. филос. соч. / М.В. Ломоносов. М., 1950. |
|
||
|
|
|
|
|