|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Д.В. Потепалов Социальное воспитание
детей в Советской России Октябрьская революция 1917 г. – одно из величайших событий
XX в. Мир раскололся на две политические системы. В России происходит
создание принципиально нового общества. Главные его черты разрабатывали
многие мыслители, начиная с социалистов-утопистов и кончая классиками
марксизма. Не обойдены были в этих теоретических изысканиях вопросы детства,
образования и воспитания подрастающего поколения. Придя к власти, большевики превратили детство в сферу
особого государственного интереса, полагая, что в ребёнке можно воспитать те
качества, которые больше всего значимы для строительства социализма. Работу по реорганизации сферы детства возглавил Наркомат
просвещения – Наркомпрос, созданный в 1918 г. Первым наркомом просвещения до
1929 г. был А.В. Луначарский. Совместно с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и
др. он разрабатывал важнейшие теоретические положения народного образования,
общую стратегию развития советской школы. Луначарский был сторонником политехнической трудовой
школы. Политехнизация образования понималась им как триединая программа: - как содержание образования, тесно связанное с жизнью,
реальным трудом; - как обучение через труд, связанное с внедрением в
процесс обучения активных методов преподавания; - как приобщение детей и подростков к общественно
полезному труду, знакомство с его видами в школьных мастерских. Но у советских учёных не было чёткого понимания того, как
воплотить этот проект в жизнь, поэтому революционный идеал всесторонне
развитой, гармоничной личности и образ активного строителя нового общества
корректировались вместе с политическим развитием государства и общества. Создание новой детской культуры, учреждений, занимающихся
проблемами детства, волновало не только политиков, но и представителей
российской общественности. Проект «советского детства» – не только
государственное вмешательство в жизнь детей. Скорее это было встречное
движение государственных и общественных действий. Так, в 1920-е гг.
экспериментальная работа ведётся в опытно-показательных учреждениях,
создаваемых по инициативе опытных педагогов-энтузиастов: А.С. Макаренко, М.М.
Пистрака, Н.И. Поповой, А.С. Толстова, С.Т. Шацкого и др. Они осуществляли
поиск и проверку новых учебных программ, форм и методов обучения и
воспитания. Серьёзное внимание воспитанию советских детей уделял С.Т.
Шацкий. В начале 1919 г. он внёс в Наркомпрос предложение создать систему
опытно-педагогических учреждений – дошкольных, школьных, внешкольных как в
городе, так и в деревне. Наркомпрос поддержал это предложение и в мае
утвердил «Положение о первой опытной станции по народному образованию» в
составе двух отделений: сельскохозяйственного – в Калужской губернии и
городского – в Москве. В Калужское отделение входило 15 школ I ступени, две
школы II ступени (школа-колония «Бодрая жизнь»). Социально-педагогические исследования велись там в трёх
направлениях: зависимость воспитания от экономики, быта и среды; педагогика
семьи, влияние семейных взаимоотношений на ребёнка; влияние детского
коллектива на поведение детей, их духовные интересы и пр. Особую ценность для потомков представляет педагогический
опыт А.С. Макаренко, осуществлявшего воспитание детей-правонарушителей. Его
деятельность уникальна. Мало кто в истории педагогики смог добиться таких впечатляющих
результатов в теории и на практике. Многие воспитанники его учреждений
прославились во время Второй мировой войны. Например, В.И. Клюшник (в
произведениях Макаренко «Вася Клюшнев») – коммунар-дзержинец в 1929-1934 гг.,
воевал на Калининском фронте, был заместителем командира полка по технической
части, награждён орденом Красной звезды, Отечественной войны II степени,
обладатель одиннадцати медалей. Прославились в войне и послевоенные годы и
такие выпускники, как И.А. Ветров, М.М. Гагулин, Н.А. Голицын, С.А.
Зелендинов, и др. Видный макаренковед В.В. Кумарин пишет: «Макаренко
осуществил грандиозный социальный эксперимент по созданию новой модели
общественного устройства, где организационным ядром стал коллектив
колонистов, а главным персонажем – отдельно взятый человек» [1, с. 18]. В первые годы существования Советской России большую роль
в социализации подрастающего поколения занял театр. До революции театральные
представления разыгрывались в домашних условиях или в школах.
Музыкально-театральная секция отдела народного образования при Московском
Совете рабочих и крестьянских депутатов создала детский театр под
руководством Н.И. Сац. Вскоре детские театры появились во всех крупных
городах СССР. Они были общедоступны и отличались педагогической направленностью,
выразившейся в поисках детского репертуара. Дело взяли в свои руки
художники-профессионалы. Это значило, что театр для детей перестал быть
разновидностью внешкольной работы, он стал ветвью нового, советского
сценического искусства, вбирающего в себя опыт и художественное наследие
русской театральной культуры. Эксперименты со средствами и методами воспитания
прекратились к концу 1920-х гг., когда развивающаяся экономика стала
нуждаться в законопослушных, грамотных, дисциплинированных кадрах. Для
сталинского политического режима воспитание в ребёнке революционной
активности, инициативы, самостоятельности становилось социально менее
значимым. В 1930-е гг. происходит идеологическая и институциональная
достройка модели советского «счастливого детства». Поэтапно и непрерывно,
независимо от пола, национальной, социальной принадлежности ребёнок должен
был пройти все ступени социализации: детские ясли и сады, школу и
общественно-политические организации. Доктрина «счастливого детства» предполагала ещё один
вариант советской социализации – для сирот. Сироты начинали свой путь в доме
ребёнка, затем оказывались в детском доме, где жизнь их должна была быть
интересней и насыщенней, чем дома. Предполагалось, что дети-сироты будут
учиться в обычных школах вместе с домашними детьми, чтобы без проблем
интегрироваться в советское общество. В результате деятельности этих
учреждений сирота должен был превратиться в «нормального» законопослушного и
преданного партии советского гражданина. Ни годы войны, ни послевоенный период не изменили сущности
государственных проектов детства, эффективность которых подтвердила Великая
Отечественная война. Поколение 1930-х гг., воспитанное «по-советски», активно
участвовало в войне. Поэтому в послевоенный период модель лишь корректировалась.
Но советское общество после войны изменилось, а вместе с ним изменились и
дети. «Детский» вопрос в 1940-е гг. не утратил своей актуальности, но по
объективным причинам дети были меньше всего защищены от тягот военной и
послевоенной жизни, что порождало детскую девиацию – беспризорность,
безнадзорность, преступность. Поэтому в 1940-1950-е гг. особая роль
отводилась усовершенствованию профилактической и карательно-репрессивной
системы защиты детства. В то же время на международной арене с началом
холодной войны «советское счастливое детство» превратилось в витрину
достижений советской власти, эталон, который экспортировался в страны
соцлагеря. Реализация модели советского детства происходила как в
рамках семейной и официальной социализации, так и вне их. Домашнее
пространство – первый социальный мир с семейными межпоколенными
взаимоотношениями. В школе – кружковые и клубные занятия,
физкультурно-массовая деятельность. Очень популярны были у школьников
военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Благодаря разнообразию
педагогических методов и форм у детей и подростков формировались основные
навыки общения, завязывалась дружба, товарищество. Вне школы на социализацию
детей оказывали влияли улица и двор. Они предоставляли ребёнку ещё большее
количество сценариев усвоения идентичности. В результате из всего
разнообразия официальных и неофициальных норм, ролей и моделей поведения
ребёнок интегрировал и впитывал наиболее социально значимые из них. Библиографический список 1. Кумарин В. Макаренко,
какого мы никогда не знали [Текст]: к 115-летию со дня рождения великого
педагога XX в. / В. Кумарин // Социальная педагогика. 2003. № 6. С. 13-26. 2. Макаренко А.С. Педагоги
пожимают плечами [Текст]: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т.1. М. 1983. |
|
||
|
|
|
|
|