: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Д.В. Потепалов

Социальное воспитание детей в Советской России

Октябрьская революция 1917 г. – одно из величайших событий XX в. Мир раскололся на две политические системы. В России происходит создание принципиально нового общества. Главные его черты разрабатывали многие мыслители, начиная с социалистов-утопистов и кончая классиками марксизма. Не обойдены были в этих теоретических изысканиях вопросы детства, образования и воспитания подрастающего поколения.

Придя к власти, большевики превратили детство в сферу особого государственного интереса, полагая, что в ребёнке можно воспитать те качества, которые больше всего значимы для строительства социализма.

Работу по реорганизации сферы детства возглавил Наркомат просвещения – Наркомпрос, созданный в 1918 г. Первым наркомом просвещения до 1929 г. был А.В. Луначарский. Совместно с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и др. он разрабатывал важнейшие теоретические положения народного образования, общую стратегию развития советской школы.

Луначарский был сторонником политехнической трудовой школы. Политехнизация образования понималась им как триединая программа:

- как содержание образования, тесно связанное с жизнью, реальным трудом;

- как обучение через труд, связанное с внедрением в процесс обучения активных методов преподавания;

- как приобщение детей и подростков к общественно полезному труду, знакомство с его видами в школьных мастерских.

Но у советских учёных не было чёткого понимания того, как воплотить этот проект в жизнь, поэтому революционный идеал всесторонне развитой, гармоничной личности и образ активного строителя нового общества корректировались вместе с политическим развитием государства и общества.

Создание новой детской культуры, учреждений, занимающихся проблемами детства, волновало не только политиков, но и представителей российской общественности. Проект «советского детства» – не только государственное вмешательство в жизнь детей. Скорее это было встречное движение государственных и общественных действий. Так, в 1920-е гг. экспериментальная работа ведётся в опытно-показательных учреждениях, создаваемых по инициативе опытных педагогов-энтузиастов: А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, Н.И. Поповой, А.С. Толстова, С.Т. Шацкого и др. Они осуществляли поиск и проверку новых учебных программ, форм и методов обучения и воспитания.

Серьёзное внимание воспитанию советских детей уделял С.Т. Шацкий. В начале 1919 г. он внёс в Наркомпрос предложение создать систему опытно-педагогических учреждений – дошкольных, школьных, внешкольных как в городе, так и в деревне. Наркомпрос поддержал это предложение и в мае утвердил «Положение о первой опытной станции по народному образованию» в составе двух отделений: сельскохозяйственного – в Калужской губернии и городского – в Москве. В Калужское отделение входило 15 школ I ступени, две школы II ступени (школа-колония «Бодрая жизнь»).

Социально-педагогические исследования велись там в трёх направлениях: зависимость воспитания от экономики, быта и среды; педагогика семьи, влияние семейных взаимоотношений на ребёнка; влияние детского коллектива на поведение детей, их духовные интересы и пр.

Особую ценность для потомков представляет педагогический опыт А.С. Макаренко, осуществлявшего воспитание детей-правонарушителей. Его деятельность уникальна. Мало кто в истории педагогики смог добиться таких впечатляющих результатов в теории и на практике. Многие воспитанники его учреждений прославились во время Второй мировой войны. Например, В.И. Клюшник (в произведениях Макаренко «Вася Клюшнев») – коммунар-дзержинец в 1929-1934 гг., воевал на Калининском фронте, был заместителем командира полка по технической части, награждён орденом Красной звезды, Отечественной войны II степени, обладатель одиннадцати медалей. Прославились в войне и послевоенные годы и такие выпускники, как И.А. Ветров, М.М. Гагулин, Н.А. Голицын, С.А. Зелендинов, и др. Видный макаренковед В.В. Кумарин пишет: «Макаренко осуществил грандиозный социальный эксперимент по созданию новой модели общественного устройства, где организационным ядром стал коллектив колонистов, а главным персонажем – отдельно взятый человек» [1, с. 18].

В первые годы существования Советской России большую роль в социализации подрастающего поколения занял театр. До революции театральные представления разыгрывались в домашних условиях или в школах. Музыкально-театральная секция отдела народного образования при Московском Совете рабочих и крестьянских депутатов создала детский театр под руководством Н.И. Сац. Вскоре детские театры появились во всех крупных городах СССР. Они были общедоступны и отличались педагогической направленностью, выразившейся в поисках детского репертуара. Дело взяли в свои руки художники-профессионалы. Это значило, что театр для детей перестал быть разновидностью внешкольной работы, он стал ветвью нового, советского сценического искусства, вбирающего в себя опыт и художественное наследие русской театральной культуры.

Эксперименты со средствами и методами воспитания прекратились к концу 1920-х гг., когда развивающаяся экономика стала нуждаться в законопослушных, грамотных, дисциплинированных кадрах. Для сталинского политического режима воспитание в ребёнке революционной активности, инициативы, самостоятельности становилось социально менее значимым.

В 1930-е гг. происходит идеологическая и институциональная достройка модели советского «счастливого детства». Поэтапно и непрерывно, независимо от пола, национальной, социальной принадлежности ребёнок должен был пройти все ступени социализации: детские ясли и сады, школу и общественно-политические организации.

Доктрина «счастливого детства» предполагала ещё один вариант советской социализации – для сирот. Сироты начинали свой путь в доме ребёнка, затем оказывались в детском доме, где жизнь их должна была быть интересней и насыщенней, чем дома. Предполагалось, что дети-сироты будут учиться в обычных школах вместе с домашними детьми, чтобы без проблем интегрироваться в советское общество. В результате деятельности этих учреждений сирота должен был превратиться в «нормального» законопослушного и преданного партии советского гражданина.

Ни годы войны, ни послевоенный период не изменили сущности государственных проектов детства, эффективность которых подтвердила Великая Отечественная война. Поколение 1930-х гг., воспитанное «по-советски», активно участвовало в войне. Поэтому в послевоенный период модель лишь корректировалась. Но советское общество после войны изменилось, а вместе с ним изменились и дети. «Детский» вопрос в 1940-е гг. не утратил своей актуальности, но по объективным причинам дети были меньше всего защищены от тягот военной и послевоенной жизни, что порождало детскую девиацию – беспризорность, безнадзорность, преступность. Поэтому в 1940-1950-е гг. особая роль отводилась усовершенствованию профилактической и карательно-репрессивной системы защиты детства. В то же время на международной арене с началом холодной войны «советское счастливое детство» превратилось в витрину достижений советской власти, эталон, который экспортировался в страны соцлагеря.

Реализация модели советского детства происходила как в рамках семейной и официальной социализации, так и вне их. Домашнее пространство – первый социальный мир с семейными межпоколенными взаимоотношениями. В школе – кружковые и клубные занятия, физкультурно-массовая деятельность. Очень популярны были у школьников военно-спортивные игры «Зарница» и «Орлёнок». Благодаря разнообразию педагогических методов и форм у детей и подростков формировались основные навыки общения, завязывалась дружба, товарищество. Вне школы на социализацию детей оказывали влияли улица и двор. Они предоставляли ребёнку ещё большее количество сценариев усвоения идентичности. В результате из всего разнообразия официальных и неофициальных норм, ролей и моделей поведения ребёнок интегрировал и впитывал наиболее социально значимые из них.

 

Библиографический список

1. Кумарин В. Макаренко, какого мы никогда не знали [Текст]: к 115-летию со дня рождения великого педагога XX в. / В. Кумарин // Социальная педагогика. 2003. № 6. С. 13-26.

2. Макаренко А.С. Педагоги пожимают плечами [Текст]: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т.1. М. 1983.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению