: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Е.П. Верещагина

Проблемы лидерства в творчестве А.С. Макаренко

Общеизвестно, что любая социальная общность успешнее развивается при наличии в ней лидера. Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия её членов для решения конкретной задачи в конкретной ситуации. Принимая на себя определённые функции, он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение других. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, так как является элементом групповой структуры [1, c. 216 – 217].

Проблема лидерства всегда была актуальной. В книгах философов древней китайской школы Мо-Цзы делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего управления поведением молодёжи. Античные философы впервые обратились к проблеме места человека в обществе, что отражено в работах Аристотеля, Платона, Полибия. Такие великие учёные Средневековья, как Николло Макиавелли (видимо, имелся в виду Никколо Макиавелли – прим. ред.), Мишель Монтень, Томас Мор, Эразм Роттердамский уже поднимали проблему человеческих отношений в обществе с позиций лидерства.

В эпоху Просвещения в корне изменился взгляд на роль человека в обществе. Вольтер, Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, анализируя структуру общества, определяют причины его неоднородности, развития неравенства и ведущей роли отдельного человека. В их рациональной модели общества человек рассматривается как независимый субъект, способный волевыми усилиями управлять поведением других.

Феномен лидерства изучался в американской и советской психологии. Первые исследования в этой области были проведены западными социологами в 1930-х гг. прошлого столетия. На их основе сделано заключение о лидерстве как определённом типе поведения, которому можно обучать.

Принцип демократического лидерства был положен Баден-Пауэллом при создании в Англии движения скаутов. Мальчиков, а затем и девочек учили эффективной модели поведения, позволяющей построить доверительные отношения с командой и вдохновить её на работу.

            Феномен лидерства изучали такие учёные, как Р. Блейк, Р. Лайкерт, К. Левин, Дж. Мутон, Б.Д. Парыгин, Р. Стогдил и др. Неформальная структура групповых отношений и лидерства достаточно глубоко изучена американским психологом Дж. Морено и советским педагогом А.С. Макаренко, который начал осмысливать данную проблему уже в 20-е гг. ХХ в.

Как известно, в советское время не приветствовались буржуазные идеи запада, а идея лидерства являлась одной из них. Советские люди были все равны и все вместе стремились к светлому будущему. И в такой ситуации А.С. Макаренко сумел создать в своих учреждениях такие условия, когда каждый воспитанник в определённой ситуации мог взять на себя роль лидера; в другой ситуации этот же воспитанник добровольно становился ведомым, давая возможность своему товарищу проявить управленческие навыки. Это очень хорошо просматривается в системе сводных отрядов, создаваемых в системе А.С. Макаренко.

Сводный отряд – это временный отряд, сформированный не больше чем на неделю и получивший конкретное задание: прополоть картофель, вспахать участок, очистить семенной материал, вывезти навоз и т.д. На разную работу требовалось и разное число колонистов: в некоторые сводные отряды нужно было послать двух человек, в другие – пять, восемь, двадцать. Работа сводных отрядов отличалась и по времени. Разнообразие работ определяло и разнообразие сводных отрядов. Сводный отряд был всегда отрядом только рабочим. Как только заканчивалась его работа и ребята возвращались в колонию, сводного отряда больше не существовало.

Постоянный отряд – это первичный коллектив колонистов, и командир его – обязательно член совета командиров. Но вместе с тем каждый колонист то и дело попадал на рабочую неделю в сводный отряд того или другого назначения. Бывало, что в сводном отряде всего два колониста; всё равно один из них назначался командиром. Комсводотряда руководил работой и отвечал за неё.

Совет командиров всегда старался проводить через обязанности комсводотряда всех колонистов, кроме самых неудачных. Это было справедливо, потому что командование сводным отрядом было связано с большой ответственностью и заботами. Благодаря такой системе, большинство колонистов участвовало не только в рабочей функции, но и в функции организаторской, что способствовало развитию лидерства. К 1926 г. колония отличалась способностью настроиться и перестроиться для любой задачи, и для выполнения отдельных деталей этой задачи всегда находились кадры способных и инициативных организаторов, распорядителей, людей, на которых можно было положиться.

Постоянные командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных отрядов. Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто члену своего же постоянного отряда. Это создавало такую цепь зависимостей в колонии, в которой не мог выделиться и стать над коллективом отдельный колонист.

«Система сводных отрядов делала жизнь в колонии очень напряжённой и полной интереса, чередования рабочих и организационных функций, упражнений в командовании и в подчинении, движений коллективных и личных» [2, с. 192 – 194]. Таким образом, самоуправленческие функции у А.С. Макаренко подразумевали включение каждой личности в процесс коллективного управления. По сути, А.С. Макаренко не столько сам управлял колонией, сколько помогал, советовал, направлял. Управлением же занимался «совет командиров». В главе «Командирская педагогика» Антон Семёнович пишет: «Я быстро привык ничего важного не предпринимать без совета командиров; постепенно и назначение командиров перешло к совету, который таким образом стал пополняться путём кооптации. …Благодаря способу кооптации, мы имели всегда прямо великолепных командиров, и в то же время мы имели совет, который никогда как целое не прекращал своей деятельности и не выходил в отставку» [2, c. 191].

            Таким образом, Антон Семёнович создавал условия, в которых ребята оттачивали лидерские качества. Во время пребывания в колонии они осваивали разнообразные виды хозяйственной и производственной деятельности, сами выращивали овощи, ухаживали за животными. Также была развита широкая сеть разнообразных мастерских, были созданы отряды сапожников, кузнецов, отдельный отряд составляли девочки. Многие из воспитанников в дальнейшем поступали на рабфак, заканчивали вузы, становились выдающимися врачами, учителями, инженерами. И на своих местах были лучшими, так как обладали такими лидерскими качествами, как способность управлять собой, правильно использовать своё время, энергию, умение преодолевать трудности.

            Не случайно мы всё чаще обращается к А.С. Макаренко, к его системе самоуправления, в которой каждый воспитанник мог примерить на себя роль лидера. Сегодня нам нужно многому поучиться у него в этом отношении, потому что и от нас, социальных педагогов, во многом зависит, будут ли наши воспитанники обладать лидерскими качествами, сумеют ли повести за собой других.

 

Библиографический список

1.     Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. для высш. учеб. заведений /Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М., 2004.

2.     Макаренко А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С. Макаренко; под ред. Н.А. Мясникова, Н.В. Игнатова. М., 1981.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению