|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Е.П. Верещагина Проблемы лидерства в творчестве А.С. Макаренко Общеизвестно, что
любая социальная общность успешнее развивается при наличии в ней лидера.
Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате
взаимодействия её членов для решения конкретной задачи в конкретной ситуации.
Принимая на себя определённые функции, он демонстрирует более высокий, чем
другие члены группы, уровень активности, участия, влияния на поведение
других. Остальные члены группы принимают лидерство, то есть строят с лидером
такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в
одиночку, так как является элементом групповой структуры [1, c. 216 – 217]. Проблема
лидерства всегда была актуальной. В книгах философов древней китайской школы
Мо-Цзы делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути
наилучшего управления поведением молодёжи. Античные философы впервые
обратились к проблеме места человека в обществе, что отражено в работах
Аристотеля, Платона, Полибия. Такие великие учёные Средневековья, как Николло
Макиавелли (видимо, имелся в виду
Никколо Макиавелли – прим. ред.), Мишель Монтень, Томас Мор, Эразм
Роттердамский уже поднимали проблему человеческих отношений в обществе с
позиций лидерства. В эпоху
Просвещения в корне изменился взгляд на роль человека в обществе. Вольтер,
Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, анализируя структуру общества,
определяют причины его неоднородности, развития неравенства и ведущей роли
отдельного человека. В их рациональной модели общества человек
рассматривается как независимый субъект, способный волевыми усилиями
управлять поведением других. Феномен лидерства
изучался в американской и советской психологии. Первые исследования в этой области были проведены западными социологами
в 1930-х гг. прошлого столетия. На их основе сделано заключение о лидерстве
как определённом типе поведения, которому можно обучать. Принцип
демократического лидерства был положен Баден-Пауэллом при создании в Англии движения
скаутов. Мальчиков, а затем и девочек учили эффективной модели поведения,
позволяющей построить доверительные отношения с командой и вдохновить её на
работу. Феномен лидерства изучали такие
учёные, как Р. Блейк, Р. Лайкерт, К. Левин, Дж. Мутон, Б.Д. Парыгин, Р.
Стогдил и др. Неформальная структура групповых отношений и лидерства
достаточно глубоко изучена американским психологом Дж. Морено и советским педагогом А.С.
Макаренко, который начал осмысливать данную проблему уже в 20-е гг. ХХ в. Как известно, в советское
время не приветствовались буржуазные идеи запада, а идея лидерства являлась
одной из них. Советские люди были все равны и все вместе стремились к
светлому будущему. И в такой ситуации А.С. Макаренко сумел создать в своих
учреждениях такие условия, когда каждый воспитанник в определённой ситуации
мог взять на себя роль лидера; в другой ситуации этот же воспитанник
добровольно становился ведомым, давая возможность своему товарищу проявить
управленческие навыки. Это очень хорошо просматривается в системе сводных
отрядов, создаваемых в системе А.С. Макаренко. Сводный отряд –
это временный отряд, сформированный не больше чем на неделю и получивший
конкретное задание: прополоть картофель, вспахать участок, очистить семенной
материал, вывезти навоз и т.д. На разную работу требовалось и разное число
колонистов: в некоторые сводные отряды нужно было послать двух человек, в
другие – пять, восемь, двадцать. Работа сводных отрядов отличалась и по
времени. Разнообразие работ определяло и разнообразие сводных отрядов.
Сводный отряд был всегда отрядом только рабочим. Как только заканчивалась его
работа и ребята возвращались в колонию, сводного отряда больше не
существовало. Постоянный отряд
– это первичный коллектив колонистов, и командир его – обязательно член совета
командиров. Но вместе с тем каждый колонист то и дело попадал на рабочую
неделю в сводный отряд того или другого назначения. Бывало, что в сводном
отряде всего два колониста; всё равно один из них назначался командиром.
Комсводотряда руководил работой и отвечал за неё. Совет командиров
всегда старался проводить через обязанности комсводотряда всех колонистов,
кроме самых неудачных. Это было справедливо, потому что командование сводным
отрядом было связано с большой ответственностью и заботами. Благодаря такой
системе, большинство колонистов участвовало не только в рабочей функции, но и
в функции организаторской, что способствовало развитию лидерства. К Постоянные
командиры почти никогда не назначали себя командирами сводных отрядов.
Командир постоянного отряда отправлялся на работу простым рядовым участником
сводного отряда и во время работы подчинялся временному комсводотряда, часто
члену своего же постоянного отряда. Это создавало такую цепь зависимостей в
колонии, в которой не мог выделиться и стать над коллективом отдельный
колонист. «Система сводных
отрядов делала жизнь в колонии очень напряжённой и полной интереса,
чередования рабочих и организационных функций, упражнений в командовании и в
подчинении, движений коллективных и личных» [2, с. 192 – 194]. Таким образом,
самоуправленческие функции у А.С. Макаренко подразумевали включение каждой
личности в процесс коллективного управления. По сути, А.С. Макаренко не
столько сам управлял колонией, сколько помогал, советовал, направлял.
Управлением же занимался «совет командиров». В главе «Командирская
педагогика» Антон Семёнович пишет: «Я быстро привык ничего важного не
предпринимать без совета командиров; постепенно и назначение командиров
перешло к совету, который таким образом стал пополняться путём кооптации.
…Благодаря способу кооптации, мы имели всегда прямо великолепных командиров,
и в то же время мы имели совет, который никогда как целое не прекращал своей
деятельности и не выходил в отставку» [2, c. 191]. Таким образом, Антон Семёнович
создавал условия, в которых ребята оттачивали лидерские качества. Во время
пребывания в колонии они осваивали разнообразные виды хозяйственной и
производственной деятельности, сами выращивали овощи, ухаживали за животными.
Также была развита широкая сеть разнообразных мастерских, были созданы отряды
сапожников, кузнецов, отдельный отряд составляли девочки. Многие из
воспитанников в дальнейшем поступали на рабфак, заканчивали вузы, становились
выдающимися врачами, учителями, инженерами. И на своих местах были лучшими, так
как обладали такими лидерскими качествами, как способность управлять собой,
правильно использовать своё время, энергию, умение преодолевать трудности. Не случайно мы всё чаще обращается
к А.С. Макаренко, к его системе самоуправления, в которой каждый воспитанник
мог примерить на себя роль лидера. Сегодня нам нужно многому поучиться у него
в этом отношении, потому что и от нас, социальных педагогов, во многом
зависит, будут ли наши воспитанники обладать лидерскими качествами, сумеют ли
повести за собой других. Библиографический список 1.
Андреева
Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб.
для высш. учеб. заведений /Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. М., 2004. 2.
Макаренко А.С. Педагогическая
поэма [Текст] / А.С. Макаренко; под ред. Н.А. Мясникова, Н.В. Игнатова. М.,
1981. |
|
||
|
|
|
|
|