|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. С.Н. Шилова Социальная адаптация граждан пожилого возраста
в условиях Социальная
ситуация периода старения человека изменяет в известной мере его жизненные
стереотипы, требует адаптации к новым условиям. Пожилые люди вынуждены
приспосабливаться не только к внешним условиям, новым ситуациям, но и
адаптироваться к физическим, физиологическим, психологическим и социальным
изменениям в себе. В
настоящее время в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа активно
развиваются альтернативные формы социального обслуживания граждан пожилого
возраста и инвалидов: патронаж на дому, создание домов малой вместимости.
Здесь на территории Советского района создан дом-интернат для престарелых и
инвалидов «Дарина», известный в районе своими инновациями по уходу за
престарелыми и за людьми с ограниченными физическими возможностями. Анализ функционирования стационарных учреждений
социального обслуживания различных видов позволяет выделить две основные
модели деятельности таких учреждений: · «Модель
складирования», основными задачами которой является присмотр, уход и
продление активной жизни. · «Модель
развития», в которой ставятся не только задачи присмотра за пожилыми людьми,
но и развития их способностей, раскрытия внутренних ресурсов. Именно развивающая модель легла в основу деятельности
дома-интерната «Дарина». Главные
задачи дома-интерната «Дарина» – создание комфортных условий проживания;
организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации;
предоставление социокультурных услуг; укрепление связей с социумом и
окружающим миром. Благодаря
непосредственному участию в деятельности этого учреждения, мы пришли к
выводу, что правильно организованная работа даёт возможность проживающим
осознать, что учреждение, в котором они живут, – это их дом, а все связанные
с их возрастом услуги – это жизненная необходимость. По
мере того, как происходит это осознание, включается внутренний механизм,
направляющий человека на совершенно иное восприятие окружающего мира.
Появляется устойчивая самоцель – полноценно жить, а не доживать. В настоящее
время многие дома-интернаты предоставляют пожилым одиноким людям и инвалидам
возможность существовать в приемлемых условиях. В нашем учреждении есть
отделение Милосердия, деятельность которого носит госпитальный характер в
связи с болезнями поступающих пожилых людей и инвалидов. Однако только
медицинский подход не решает всех проблем проживающих, поэтому деятельность
учреждения не должна ограничиваться медицинскими услугами. Помещение
в дом-интернат является для пожилого человека эмоциональным стрессом, так как
у него ломаются все жизненные стереотипы, меняется привычное окружение,
разрываются связи с прежним образом жизни, возникает ситуация «вживания» в
новую среду, подчас с нежелательными соседями, с невозможностью остаться
наедине с собой. Всё это неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья,
оказывает негативное влияние на социальную активность человека и может стать
причиной психического расстройства, «ухода в болезнь». Нежелательные
последствия этого – бессонница, эмоциональная неустойчивость, навязчивые
опасения, сожаления по поводу согласия о направлении в дом-интернат. Это
понятно и объяснимо, ведь атмосфера жизни в доме-интернате отличается
изоляцией от общества, разрывом с прошлым опытом, ограничением возможности
занятости, наличием гиперопеки, зависимостью от обслуживающего персонала. На
эмоциональное состояние негативно влияет и окружение: соседство немощных
людей, несовпадение интересов с соседями, однообразие интерьера, «казённый
дом». Это создаёт для пожилого человека, только что поступившего в
дом-интернат, необычную ситуацию. Поэтому ещё до поступления в дом-интернат
пожилой человек должен психологически настроиться, представить себе новое
место жительства. Исследование
процесса социальной адаптации к условиям стационарного учреждения выявило,
что адаптационный период занимает, как правило, от двух недель до полугода.
Поэтому вопрос о прописке в учреждении окончательно решается через полгода
пребывания в доме-интернате. Мы
рассматриваем социальную адаптацию пожилых людей как процесс, направленный на
сохранение личности и предполагающий её качественные изменения в новых
условиях жизненного сценария пожилых людей. Исходя из такого понимания
социальной адаптации, мы разработали комплекс программных мероприятий «Путь к
гармонии», которая предусматривает мероприятия по следующим направлениям: медицинское
(«Моё здоровье»), психологическое («Мой настрой»), социальное («Моя жизнь») и
социокультурное («Мои достижения»). Личность
пожилого человека всесторонне рассматривается нами в её настоящем состоянии,
во взаимосвязи и взаимодействии с внешней средой, в развитии, что позволит
спрогнозировать её будущее. Изначально предполагалось, что реализация
комплекса мероприятий, направленных на повышение адаптационного потенциала
пожилого человека, сформирует у него активную жизненную позицию и в
перспективе определит курс позитивной старости, что предполагает, на наш
взгляд, гармонию личности с самим собой, с окружающим миром, с прошлым и
настоящим (рис. 1). |
|
||
|
Рис.
1. Пути повышения адаптационного потенциала пожилого человека |
|
||
|
Координацию деятельности и контроль за выполнением программы осуществляет
медико-психологический консилиум. Результаты исследования фиксируются в
индивидуальных программах социальной адаптации проживающих и анализируются в
службах учреждения. Гармония с собой и окружающим миром предполагает создание в
доме-интернате атмосферы заботы и доброты, душевной теплоты и чуткости,
помогающей проживающим принять окружающий их мир, обрести душевное равновесие
и жить в согласии с окружающим миром. Практика показала, что комплекс мер, предусмотренных
программой, снижает болезненные тенденции адаптационного периода одиноких
пожилых людей, помогает пережить непростой период в их жизни. И мы уверены,
что дальнейшая реализация программы «Путь к гармонии» поможет пожилым людям
сохранить свою личность в условиях дома-интерната, раскрыть в себе новые
способности и достойно продолжить свою жизнь. |
|
||
|
|
|
|
|