|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. О.Б. Набокова, Н.П. Сулимова В.А. Сухомлинский
о здоровьесбережении детей Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего
поколения исследовались в разные периоды становления и развития системы
образования. Так, в работах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко,
С.Т. Шацкого здоровье ребёнка в его развитии рассматривалось через включение
в занятия физическим трудом. Валеолого-педагогические аспекты проблемы
получили широкое освещение в работах И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, Л.Г.
Татарникова. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе
образовательного процесса рассматривается в работах Е.К. Глушковой, В.А.
Доскина, Н.М. Поповой, Г.М. Сапожниковой и др. Остановимся на подходах В.А. Сухомлинского к её решению,
опыт которого может быть полезен для современной практики. В своих работах он
отмечал, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [4, с. 87]. В.А. Сухомлинский уделял огромное внимание всем аспектам
жизнедеятельности ребёнка. Это организация школьных занятий, режим дня, отдых
и сон ребёнка, питание, вопросы закаливания, гигиена чтения, пребывание на
свежем воздухе и многое другое. Он писал: «Если измерить все мои заботы и тревоги
о детях в течение первых четырёх лет обучения, то добрая половина их – о
здоровье» [4, с. 88]. Изучая причины неуспеваемости учащихся, В.А.
Сухомлинский пришёл к выводу, что главная причина связана с «отклонением от
нормального состояния здоровья», а наблюдаемое у отдельных детей «так
называемое замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего
недомогания» [4, с. 39]. Сухомлинский отмечал, что для успешного
развития важно не только соблюдение правильного режима труда и отдыха, но и
то, чтобы организм ребёнка получал достаточное количество витаминов,
необходимых для интенсивной умственной работы. «Меня волновал вопрос: почему
у многих детей плохое зрение? Наблюдения за многими детьми младшего возраста
привели к выводу, что дело здесь не столько в переутомлении от чтения,
сколько в неправильном режиме, особенно в том, что питание бедно витаминами,
что ребёнок не закаляется физически» [4, с. 42]. Большую разъяснительную
работу проводил в этом направлении с родителями: «Осенью я посоветовал матерям
запастись на зиму вареньем из шиповника, тёрна и других богатых витаминами плодов. Пришлось поговорить с родителями
также о том, чтобы каждая семья имела достаточное количество плодовых
деревьев, особенно яблонь. Всю зиму должны быть свежие фрукты» [4, с.41]. «Особенно возрастает число недомоганий в
период бурного роста организма и половой зрелости, – отмечал В.А.
Сухомлинский. – При этом ребёнок теряет способность к сосредоточенному
умственному труду. Единственным радикальным лечением в таких случаях является
изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем
воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъём,
хорошее питание» [4, с. 39]. В.А. Сухомлинский отмечал, что источник
полноценного умственного труда заключается не в темпе и напряжённости, а в
правильной, продуманной его организации [3, с.147]. «Пассивность умственного
труда на уроке – это чаще всего результат того, что ребёнок сидит над книгой
в те часы, когда ему надо быть на воздухе» [3, с.150]. Большое внимание в
воспитании должно быть уделено занятиям по физической культуре, задача
которых – «воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость,
выносливость». Однако «спорт становится средством воспитания тогда, когда он
– любимое занятие каждого» [3, с. 159 – 160]. Как завещание для всех, кто связан с
воспитанием ребёнка, приведём следующий тезис В.А. Сухомлинского: «Без
радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа… Забота о
человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка, – это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию,
труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость
творчества» [4, с. 92]. Снижение уровня показателей здоровья
детей и подростков – актуальная проблема современного общества. В Законе РФ «Об образовании» в качестве одной из
приоритетных задач системы образования отмечается сохранение и укрепление здоровья
обучающихся [2, с. 56]. Решение данной проблемы включает в себя
множество аспектов: социальный, экономический, политический и т.д. Однако
одно из ведущих мест среди них занимает культурно-педагогический аспект,
связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к
собственному здоровью. Один из путей реализации этой задачи – разработка и
внедрение образовательных программ. В 1998 г. специалистами Института возрастной
физиологии Российской Академии образования была разработана программа
«Разговор о правильном питании». По этой программе работают
общеобразовательные учреждения 27 регионов нашей страны. Участники программы
– учителя, воспитатели, учащиеся начальных и 5-6 классов общеобразовательных
учреждений и воспитанники дошкольных учреждений. Программа «Разговор о правильном питании» характеризуется
системностью и содержит в себе три части: Часть 1 – Разговор о правильном
питании. Часть 2 – Две недели в лагере
здоровья. Часть 3 – Формула правильного
питания [1, с. 6]. Учебно-методический комплект по программе включает в себя
рабочие тетради для детей по каждому модулю, методические пособия для
педагогов, плакаты и брошюры для родителей. Он может быть реализован в рамках
внеклассной и факультативной работы, в рамках регионального компонента
учебного плана – курсов, направленных на формирование у школьников здорового
образа жизни. В Екатеринбурге программа «Разговор о
правильном питании» реализуется с Наблюдается тенденция роста заинтересованности программой
«Разговор о правильном питании» в педагогической среде: - в 2005-2006 учебном году по ней
работало 50 школ; - в 2006-2007 учебном году – 72 школа; - в 2007-2008 учебном году – уже 84
школы. При этом отмечаются следующие положительные результаты: - увеличение числа учащихся, осваивающих азбуку здоровья; - изменения в знаниях о культуре здорового питания у детей
(по отзывам родителей и педагогов, результатам исследований, проводимым
сотрудниками Городского центра медицинской профилактики); - участие педагогов в конкурсах методических разработок на
лучшую реализацию программы; в научно-практических конференциях по вопросам
здоровьесбережения; - участие детей в конкурсах творческих работ по темам о
правильном питании. Таким образом, расширение взаимодействия Городского центра
медицинской профилактики с образовательными учреждениями г. Екатеринбурга,
максимальный охват воспитанников дошкольных учреждений, школьников начальных
и 5-6 классов программой – один из путей формирования культуры здоровья,
способствующий решению проблемы. Основной задачей воспитания у детей и подростков
потребности в здоровье как жизненно важной ценности является формирование
культуры здоровьесбережения личности как части её общей культуры. Библиографический
список 1.
Безруких М.М. Разговор о
правильном питании [Текст]: метод. пособие / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,
А.Г. Макеева. М., 2005. 2.
Об образовании [Текст]: Закон
РФ. М., 2008. 3.
Сухомлинский В.А. Павлышская
средняя школа [Текст] / В.А. Сухомлинский. М., 1969. 4.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю
детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. Киев, 1969. |
|
||
|
|
|
|
|