: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

 

О.Б. Набокова, Н.П. Сулимова

В.А. Сухомлинский о здоровьесбережении детей
и современный опыт Екатеринбурга

Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения исследовались в разные периоды становления и развития системы образования. Так, в работах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого здоровье ребёнка в его развитии рассматривалось через включение в занятия физическим трудом. Валеолого-педагогические аспекты проблемы получили широкое освещение в работах И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарникова. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса рассматривается в работах Е.К. Глушковой, В.А. Доскина, Н.М. Поповой, Г.М. Сапожниковой и др.

Остановимся на подходах В.А. Сухомлинского к её решению, опыт которого может быть полезен для современной практики. В своих работах он отмечал, что «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [4, с. 87].

В.А. Сухомлинский уделял огромное внимание всем аспектам жизнедеятельности ребёнка. Это организация школьных занятий, режим дня, отдых и сон ребёнка, питание, вопросы закаливания, гигиена чтения, пребывание на свежем воздухе и многое другое. Он писал: «Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырёх лет обучения, то добрая половина их – о здоровье» [4, с. 88]. Изучая причины неуспеваемости учащихся, В.А. Сухомлинский пришёл к выводу, что главная причина связана с «отклонением от нормального состояния здоровья», а наблюдаемое у отдельных детей «так называемое замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания» [4, с. 39].

Сухомлинский отмечал, что для успешного развития важно не только соблюдение правильного режима труда и отдыха, но и то, чтобы организм ребёнка получал достаточное количество витаминов, необходимых для интенсивной умственной работы. «Меня волновал вопрос: почему у многих детей плохое зрение? Наблюдения за многими детьми младшего возраста привели к выводу, что дело здесь не столько в переутомлении от чтения, сколько в неправильном режиме, особенно в том, что питание бедно витаминами, что ребёнок не закаляется физически» [4, с. 42]. Большую разъяснительную работу проводил в этом направлении с родителями: «Осенью я посоветовал матерям запастись на зиму вареньем из шиповника, тёрна и других богатых витаминами плодов. Пришлось поговорить с родителями также о том, чтобы каждая семья имела достаточное количество плодовых деревьев, особенно яблонь. Всю зиму должны быть свежие фрукты» [4, с.41].

«Особенно возрастает число недомоганий в период бурного роста организма и половой зрелости, – отмечал В.А. Сухомлинский. – При этом ребёнок теряет способность к сосредоточенному умственному труду. Единственным радикальным лечением в таких случаях является изменение режима труда и отдыха: продолжительное пребывание на свежем воздухе, сон при открытой форточке, ранний отход ко сну и ранний подъём, хорошее питание» [4, с. 39]. В.А. Сухомлинский отмечал, что источник полноценного умственного труда заключается не в темпе и напряжённости, а в правильной, продуманной его организации [3, с.147]. «Пассивность умственного труда на уроке – это чаще всего результат того, что ребёнок сидит над книгой в те часы, когда ему надо быть на воздухе» [3, с.150]. Большое внимание в воспитании должно быть уделено занятиям по физической культуре, задача которых – «воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость». Однако «спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого» [3, с. 159 – 160].

Как завещание для всех, кто связан с воспитанием ребёнка, приведём следующий тезис В.А. Сухомлинского: «Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа… Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребёнка, – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [4, с. 92].

Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков – актуальная проблема современного общества. В Законе РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных задач системы образования отмечается сохранение и укрепление здоровья обучающихся [2, с. 56].

Решение данной проблемы включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, политический и т.д. Однако одно из ведущих мест среди них занимает культурно-педагогический аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Один из путей реализации этой задачи – разработка и внедрение образовательных программ.

В 1998 г. специалистами Института возрастной физиологии Российской Академии образования была разработана программа «Разговор о правильном питании». По этой программе работают общеобразовательные учреждения 27 регионов нашей страны. Участники программы – учителя, воспитатели, учащиеся начальных и 5-6 классов общеобразовательных учреждений и воспитанники дошкольных учреждений.

Программа «Разговор о правильном питании» характеризуется системностью и содержит в себе три части:

Часть 1 – Разговор о правильном питании.

Часть 2 – Две недели в лагере здоровья.

Часть 3 – Формула правильного питания [1, с. 6].

Учебно-методический комплект по программе включает в себя рабочие тетради для детей по каждому модулю, методические пособия для педагогов, плакаты и брошюры для родителей. Он может быть реализован в рамках внеклассной и факультативной работы, в рамках регионального компонента учебного плана – курсов, направленных на формирование у школьников здорового образа жизни.

В Екатеринбурге программа «Разговор о правильном питании» реализуется с 2003 г. Инициатором её реализации является Городской центр медицинской профилактики. За 2005-2006 учебный год по этой программе обучено 3212 детей; 2006-2007 учебный год – более 4500 детей; 2007-2008 учебный год – 9064 детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Наблюдается тенденция роста заинтересованности программой «Разговор о правильном питании» в педагогической среде:

- в 2005-2006 учебном году по ней работало 50 школ;

- в 2006-2007 учебном году – 72 школа;

- в 2007-2008 учебном году – уже 84 школы.

При этом отмечаются следующие положительные результаты:

- увеличение числа учащихся, осваивающих азбуку здоровья;

- изменения в знаниях о культуре здорового питания у детей (по отзывам родителей и педагогов, результатам исследований, проводимым сотрудниками Городского центра медицинской профилактики);

- участие педагогов в конкурсах методических разработок на лучшую реализацию программы; в научно-практических конференциях по вопросам здоровьесбережения;

- участие детей в конкурсах творческих работ по темам о правильном питании.

Таким образом, расширение взаимодействия Городского центра медицинской профилактики с образовательными учреждениями г. Екатеринбурга, максимальный охват воспитанников дошкольных учреждений, школьников начальных и 5-6 классов программой – один из путей формирования культуры здоровья, способствующий решению проблемы.

Основной задачей воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности является формирование культуры здоровьесбережения личности как части её общей культуры.

Библиографический список

1.      Безруких М.М. Разговор о правильном питании [Текст]: метод. пособие / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. М., 2005.

2.      Об образовании [Текст]: Закон РФ. М., 2008.

3.      Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа [Текст] / В.А. Сухомлинский. М., 1969.

4.      Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. Киев, 1969.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению