|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.И. Санников Проблемы взаимодействия и преемственности
поколений Воспитание, по Макаренко, в том и заключается, что
наиболее взрослое поколение передаёт свой опыт, свою страсть, свои убеждения
младшему поколению. Он придерживается традиционного понимания воспитания
прежде всего в его социальной функции: воспитание обеспечивает
преемственность поколений, передачу общественно-исторического опыта от одного
поколения к другому. Воспитание в контексте смены поколений выполняет две
общественно значимые функции: закрепление социально-гуманитарных достижений
общества и активное содействие социальному прогрессу. Социально-гуманитарные достижения общества отражаются в
педагогических идеях представителей учёных разных поколений. Но содействие
социальному прогрессу в рамках каждого поколения происходит по-разному. В
этом плане для нас исключительный интерес представляют подходы А.С. Макаренко
к проблемам преемственности, потому что его взгляды на взаимодействие
поколений не ограничиваются никакими временными рамками, они актуальны для
нас и сегодня. Вопросы преемственности поколений он считал одними из
главных для педагогики. Они рассматриваются им в трёх аспектах: Первый из них – взаимодействие молодого и старшего
поколений на примерах жизнедеятельности коллектива педагогов и воспитанников в
колонии им. Горького и в коммуне им. Дзержинского, взаимодействие между
самими воспитанниками. Оно отражено в «Педагогической поэме», но более
подробно это взаимодействие представлено в его книгах «Флаги на башнях» и
«Марш 30 года», в пьесах «Мажор» и «Ньютоновы кольца», которые по сей день
как-то выпадают из поля зрения исследователей. Второй аспект проблемы преемственности поколений
раскрывается им в «Книге для родителей», посвящённой вопросам взаимодействия
старших поколений с младшими на примерах детско-родительских отношений. Это
вечная проблема отцов и детей, хорошо знакомая нам по художественной
литературе, в частности, по книге Тургенева «Отцы и дети». У Макаренко ей
посвящены кроме «Книги для родителей» его киносценарии «Настоящий характер» и
«Командировка», а также незавершённая пьеса «Забота о человеке» и материалы к
романам «Человек» и «Пути поколения». Третий аспект проблемы преемственности поколений
рассматривается им в широком социальном плане, связанном с социальной
действительностью и многогранным процессом социализации ребёнка в этой
действительности. Этот аспект раскрывается им в повести «Честь», в
многочисленных рассказах, рецензиях на художественные произведения, в статьях
общественно-политического характера. Они есть в его собраниях сочинений. Но
многие ли из нас могут похвастать знаниями этой стороны его творчества? Взаимодействие поколений – основа преемственности в
педагогике А.С. Макаренко. Главная его заповедь в этом плане общеизвестна.
Макаренко в своих произведениях много внимания уделяет проблеме длительности
педагогического коллектива. Почему? Да потому, что «если педагогический
коллектив будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет
слаб» [1, с. 325], так как без достаточного опыта и крепких традиций ему просто
нечего передать молодому поколению, по-настоящему увлечь воспитанников, быть
примером для подражания и повести за собой. «У всего персонала детского
учреждения должны быть выработаны специальные традиции и правила поведения»
[1, с. 228]. «Таких традиций в моём коллективе было очень много, просто
сотни, – говорит А.С. Макаренко. – И я их не знал всех, но ребята их знали.
…Так надо делать. Почему так? Так старшие делают. Этот опыт старших, уважение
к логике старших, уважение к их труду по созданию коммуны… – это чрезвычайно
важные достоинства коллектива, и, конечно, они поддерживаются традициями» [1,
с. 270]. Вторая заповедь – педагогический коллектив должен
выступать в единстве с детским, а педагог должен быть главным боевым
товарищем воспитанника и образцом для подражания. А иначе что он может
передать своим преемникам? Отсюда множество правил поведения. Вот одно из
них: «…Никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны
тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей
в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно
недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были
угрюмыми, раздражительными, крикливыми» [1, с. 228]. К себе в этом плане Макаренко всегда предъявлял высочайшие
требования: «Я должен быть таким членом коллектива, который не только довлел
бы над коллективом, но который также радовал бы коллектив. Я должен быть
эстетически выразителен, поэтому я ни разу не вышел с непочищенными сапогами
или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по силе возможности,
конечно. Я должен быть таким же радостным, как коллектив. Я никогда не
позволял себе иметь печальную физиономию, грустное лицо. Даже если у меня
были неприятности, если я болен, я должен уметь не выкладывать всего этого
перед детьми» [1, с. 364]. Но требования и к другим педагогам у него были довольно
жёсткие: «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас
вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу
в лучшем своём костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги,
инженер и архитектор ходили франтами» [1, с. 366]. Требовательность к себе во всём передавалась и
воспитанникам. В своих воспоминаниях о Макаренко они говорят о том, что Антон
Семёнович всегда был образцом для них, и все стремились быть похожими на
него. Нельзя не сказать о взаимодействии между самими
воспитанниками в учреждениях Макаренко. «В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского
первичные коллективы-отряды организованы по принципу объединения разных
возрастов. Такая организация даёт большой воспитательный эффект – она создаёт
более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием
постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений» [1, с. 151].
«Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения,
рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота
о младших и ответственность за них воспитывает… внимание к человеку,
великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие
другие» [1, с. 152]. «Малыши, обособленные от других возрастов, попадают в
искусственное состояние. В таком коллективе не было постоянного влияния более
старшего возраста, не получалось преемственности поколений, не получалось
морального и эстетического импульса, который исходит от старших братьев, от
людей более опытных и организованных и, главное, от людей, которые в
известном смысле составляют образец для малышей» [1, с. 309 – 310]. «Надо добиться такого положения, чтобы 8-9-10-летний
мальчик смотрел на старшего, на ученика Х класса, как на своё заветное
будущее, чтобы он его любил, чтобы он был в него влюблён, чтобы он видел в
нём что-то более высокое, чтобы старший был для него примером» [1, с. 393].
Поэтому, как пишет А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «у каждого
старшего ученика был так называемый «корешок». Это, пожалуй, термин
беспризорных, но он у нас укоренился. Он был у нас официальным термином.
Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде.
Тем не менее они всегда были вместе. Это неразлучная пара, это младший и
старший брат, причём старший брат крепко держит в руках младшего. Такая
дружба старших с младшими создаёт удивительные отношения в коллективе,
придаёт им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношений
младших и старших братьев. Никакой школьной воспитательной работы старшие не
проводят. Но у них настоящее братство, настоящие братские отношения к
малышам. И такое братство сохраняется на всю жизнь. Старшие уезжали потом в
вуз в Москву и не забывали своих корешков, переписывались с ними. Если
старший приезжал в отпуск из вуза, так корешок за 3 километра бежал встречать
его» [1, с. 394]. Нельзя не сказать о том, что в вопросах преемственности
поколений А.С. Макаренко отошёл от традиционной трактовки социальной функции
воспитания лишь в одном направлении: от старшего поколения к младшему. В его
педагогике этот вектор творчески дополняется другим: от младшего поколения к
старшему [2, с. 9]. Особенно ярко это показано в «Книге для родителей»:
«Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и
естественное желание отказаться от собственного удовольствия, пока не будут
удовлетворены отец и мать» [1, с. 405]. «Обычно говорят: я мать, и я – отец,
всё отдаём ребёнку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем.
Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребёнку.
Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть
ребёнок уступает родителям» [1, с. 404 ]. «А.С. Макаренко вводит в основы педагогики проблему
взаимодействия поколений, их исторически и биологически закономерной смены»
[2, с. 9]. Вместе с тем его опыт подсказывает нам пути её решения. Библиографический список 1. Макаренко
А.С. О коммунистическом воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952. 2. Фролов А.А.
Педагогика А.С. Макаренко – наука о взаимодействии поколений [Текст] /А.А.
Фролов // Макаренко (альманах). 2008. № 2. |
|
||
|
|
|
|
|