: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

А.И. Санников

Проблемы взаимодействия и преемственности поколений
в теории и практике А.С. Макаренко

Воспитание, по Макаренко, в том и заключается, что наиболее взрослое поколение передаёт свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению. Он придерживается традиционного понимания воспитания прежде всего в его социальной функции: воспитание обеспечивает преемственность поколений, передачу общественно-исторического опыта от одного поколения к другому.

Воспитание в контексте смены поколений выполняет две общественно значимые функции: закрепление социально-гуманитарных достижений общества и активное содействие социальному прогрессу.

Социально-гуманитарные достижения общества отражаются в педагогических идеях представителей учёных разных поколений. Но содействие социальному прогрессу в рамках каждого поколения происходит по-разному. В этом плане для нас исключительный интерес представляют подходы А.С. Макаренко к проблемам преемственности, потому что его взгляды на взаимодействие поколений не ограничиваются никакими временными рамками, они актуальны для нас и сегодня.

Вопросы преемственности поколений он считал одними из главных для педагогики. Они рассматриваются им в трёх аспектах:

Первый из них – взаимодействие молодого и старшего поколений на примерах жизнедеятельности коллектива педагогов и воспитанников в колонии им. Горького и в коммуне им. Дзержинского, взаимодействие между самими воспитанниками. Оно отражено в «Педагогической поэме», но более подробно это взаимодействие представлено в его книгах «Флаги на башнях» и «Марш 30 года», в пьесах «Мажор» и «Ньютоновы кольца», которые по сей день как-то выпадают из поля зрения исследователей.

Второй аспект проблемы преемственности поколений раскрывается им в «Книге для родителей», посвящённой вопросам взаимодействия старших поколений с младшими на примерах детско-родительских отношений. Это вечная проблема отцов и детей, хорошо знакомая нам по художественной литературе, в частности, по книге Тургенева «Отцы и дети». У Макаренко ей посвящены кроме «Книги для родителей» его киносценарии «Настоящий характер» и «Командировка», а также незавершённая пьеса «Забота о человеке» и материалы к романам «Человек» и «Пути поколения».

Третий аспект проблемы преемственности поколений рассматривается им в широком социальном плане, связанном с социальной действительностью и многогранным процессом социализации ребёнка в этой действительности. Этот аспект раскрывается им в повести «Честь», в многочисленных рассказах, рецензиях на художественные произведения, в статьях общественно-политического характера. Они есть в его собраниях сочинений. Но многие ли из нас могут похвастать знаниями этой стороны его творчества?

Взаимодействие поколений – основа преемственности в педагогике А.С. Макаренко. Главная его заповедь в этом плане общеизвестна. Макаренко в своих произведениях много внимания уделяет проблеме длительности педагогического коллектива. Почему? Да потому, что «если педагогический коллектив будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет слаб» [1, с. 325], так как без достаточного опыта и крепких традиций ему просто нечего передать молодому поколению, по-настоящему увлечь воспитанников, быть примером для подражания и повести за собой. «У всего персонала детского учреждения должны быть выработаны специальные традиции и правила поведения» [1, с. 228]. «Таких традиций в моём коллективе было очень много, просто сотни, – говорит А.С. Макаренко. – И я их не знал всех, но ребята их знали. …Так надо делать. Почему так? Так старшие делают. Этот опыт старших, уважение к логике старших, уважение к их труду по созданию коммуны… – это чрезвычайно важные достоинства коллектива, и, конечно, они поддерживаются традициями» [1, с. 270].

Вторая заповедь – педагогический коллектив должен выступать в единстве с детским, а педагог должен быть главным боевым товарищем воспитанника и образцом для подражания. А иначе что он может передать своим преемникам? Отсюда множество правил поведения. Вот одно из них: «…Никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми» [1, с. 228].

К себе в этом плане Макаренко всегда предъявлял высочайшие требования: «Я должен быть таким членом коллектива, который не только довлел бы над коллективом, но который также радовал бы коллектив. Я должен быть эстетически выразителен, поэтому я ни разу не вышел с непочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по силе возможности, конечно. Я должен быть таким же радостным, как коллектив. Я никогда не позволял себе иметь печальную физиономию, грустное лицо. Даже если у меня были неприятности, если я болен, я должен уметь не выкладывать всего этого перед детьми» [1, с. 364].

Но требования и к другим педагогам у него были довольно жёсткие: «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженер и архитектор ходили франтами» [1, с. 366].

Требовательность к себе во всём передавалась и воспитанникам. В своих воспоминаниях о Макаренко они говорят о том, что Антон Семёнович всегда был образцом для них, и все стремились быть похожими на него.

Нельзя не сказать о взаимодействии между самими воспитанниками в учреждениях Макаренко. «В коммуне им. Ф.Э. Дзержинского первичные коллективы-отряды организованы по принципу объединения разных возрастов. Такая организация даёт большой воспитательный эффект – она создаёт более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений» [1, с. 151]. «Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывает… внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многие другие» [1, с. 152]. «Малыши, обособленные от других возрастов, попадают в искусственное состояние. В таком коллективе не было постоянного влияния более старшего возраста, не получалось преемственности поколений, не получалось морального и эстетического импульса, который исходит от старших братьев, от людей более опытных и организованных и, главное, от людей, которые в известном смысле составляют образец для малышей» [1, с. 309 – 310].

«Надо добиться такого положения, чтобы 8-9-10-летний мальчик смотрел на старшего, на ученика Х класса, как на своё заветное будущее, чтобы он его любил, чтобы он был в него влюблён, чтобы он видел в нём что-то более высокое, чтобы старший был для него примером» [1, с. 393]. Поэтому, как пишет А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «у каждого старшего ученика был так называемый «корешок». Это, пожалуй, термин беспризорных, но он у нас укоренился. Он был у нас официальным термином. Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде. Тем не менее они всегда были вместе. Это неразлучная пара, это младший и старший брат, причём старший брат крепко держит в руках младшего. Такая дружба старших с младшими создаёт удивительные отношения в коллективе, придаёт им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношений младших и старших братьев.

Никакой школьной воспитательной работы старшие не проводят. Но у них настоящее братство, настоящие братские отношения к малышам. И такое братство сохраняется на всю жизнь. Старшие уезжали потом в вуз в Москву и не забывали своих корешков, переписывались с ними. Если старший приезжал в отпуск из вуза, так корешок за 3 километра бежал встречать его» [1, с. 394].

Нельзя не сказать о том, что в вопросах преемственности поколений А.С. Макаренко отошёл от традиционной трактовки социальной функции воспитания лишь в одном направлении: от старшего поколения к младшему. В его педагогике этот вектор творчески дополняется другим: от младшего поколения к старшему [2, с. 9]. Особенно ярко это показано в «Книге для родителей»: «Нужно воспитывать в детях заботу о родителях, воспитывать простое и естественное желание отказаться от собственного удовольствия, пока не будут удовлетворены отец и мать» [1, с. 405]. «Обычно говорят: я мать, и я – отец, всё отдаём ребёнку, жертвуем ему всем, в том числе и собственным счастьем. Самый ужасный подарок, какой только могут сделать родители своему ребёнку. Надо ставить вопрос так: никаких жертв, никогда, ни за что. Наоборот, пусть ребёнок уступает родителям» [1, с. 404 ].

«А.С. Макаренко вводит в основы педагогики проблему взаимодействия поколений, их исторически и биологически закономерной смены» [2, с. 9]. Вместе с тем его опыт подсказывает нам пути её решения.

 

Библиографический список

1. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952.

2. Фролов А.А. Педагогика А.С. Макаренко – наука о взаимодействии поколений [Текст] /А.А. Фролов // Макаренко (альманах). 2008. № 2.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению