: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Т.В. Носакова

Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни
в истории педагогической теории и практики

На современном этапе развития нашего общества серьёзную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неблагоприятная демографическая ситуация. Причины этих негативных явлений кроются в недооценке значения подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.

Историко-педагогические исследования показывают, что подготовка молодёжи к семейной жизни представляет интерес для любого цивилизованного общества, так как семейные отношения, наряду с социальными, профессиональными являются ведущими в человеческих взаимоотношениях.

История исследования проблемы подготовки к семейной жизни молодых людей показывает, что до второй половины XVIII в. в педагогике такая проблема не ставилась. Но это не означает, что семейная подготовка не осуществлялась. И.В. Гребенников отмечает, что «в рабовладельческом и феодальных обществах эта проблема решалась в связи с классовыми особенностями. В семье рабовладельца детей готовили к созданию семьи рабовладельца, в феодальной – семьи феодала. Дети ремесленников и крестьян готовились копировать своих родителей» [2, с. 24].

В педагогической же теории и практике проблема подготовки к семейной жизни молодых людей всегда была тесно связана с вопросами семейного воспитания, которым уделяли внимание многие исследователи. И. Гербарт, Ян Амос Коменский, И.Г. Песталоцци, Жан-Жак Руссо – каждый из них имел собственные представления о семейном воспитании и его роли в подготовке к самостоятельной жизни подрастающего поколения.

Я.А. Коменский, разрабатывая первое в мире руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа», считал, что для воспитания юношества должна быть «троякая цель: прежде всего, нужно приучать детей к благочестию, затем – к добрым нравам или добродетелям, наконец – к более полезным наукам» [4, c. 207].

И.Г. Песталоцци отмечал решающую роль воспитания в побуждении к самодеятельности и саморазвитию природных сил и задатков и строго дифференцировал стихийные воздействия среды на формирование ребёнка и сознательное педагогическое воздействие, осуществляемое в школе и в семье. Основой нравственного воспитания должна быть семья.

Джон Локк считал: чтобы с пользой подготовиться к жизни, настоящий джентльмен должен воспитываться дома, а не в школе, и главным воспитательным средством должно быть не рассуждение, а пример, среда, окружение ребёнка [4, c. 175].

Со второй половины XIX в. начинается систематическое изучение института семьи, появляются работы по социальной психологии и социологии семьи у антропологов и социологов. М. Ковалевский, Б. Малиновский, Л. Морган, Ф. Ле Пле, П. Сорокин, Ф. Энгельс рассматривали теоретические проблемы семьи, но не поднимали вопросов практической подготовки к семейной жизни молодых людей. Большое значение имела работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

В отечественной истории и традиции каждая семья была «домашней школой», где по наследству передавались от родителей детям профессия, мировоззрение, стереотипы сознания и поведения, а также профессия – родитель. К моменту физиологической зрелости молодой человек становился и социально зрелым, был полностью готов к роли матери или отца семейства.

В ХХ в. больше внимания стало уделяться вопросам семейного и полового воспитания. Вопросы семейной педагогики рассматривались советскими деятелями с позиций социалистического общества. Так, П.П. Блонский писал: «Половое просвещение должно быть в самую первую очередь общественно-моральным просвещением. В круг его вопросов не могут не входить вопросы общественного отношения к другому полу. Не могло оно миновать и вопросов любви» [1, с. 275]. Основой правильного полового воспитания является формирование у подрастающего поколения нравственного идеала семьянина. «Дайте ребёнку труд, и его половая нравственность возвысится» [1, с. 38].

Н.К. Крупская подчёркивала, что сложные вопросы семейной педагогики могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы. Лишь при этом условии школа и семья смогут преодолеть трудности, которые встречаются в практике воспитания подрастающего поколения.

Большое значение для советской педагогики по проблеме воспитания семьянина имеют мысли А.С. Макаренко. Многие идеи о половом воспитании он не только высказал в своих работах, но и воплотил на практике, стараясь, чтобы уклад жизни в создаваемых им коммунах напоминал уклад жизни дружной семьи.

А.С. Макаренко, раскрывая особенности формирования культуры чувств, подготовки будущего семьянина, призывал применять разнообразные методы воспитания, рассматривает вопросы влияния на воспитание структуры семьи, взаимоотношений между родителями и детьми. Обратившись к анализу положения семьи в советском обществе, А.С. Макаренко опирается на общие методологические посылки своей педагогической концепции: семья – первичный коллектив, где все являются полноправными членами со своими функциями, обязанностями. Основной «секрет» успеха заключается в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей формирует личность ребёнка.

О зависимости личного счастья от общественного говорит В.А. Сухомлинский, анализируя вопросы подготовки молодёжи к семейной жизни. «Причины неудач в семье кроются и в том, что при вступлении в брак молодые люди полагают, будто сама любовь как полное отсутствие препятствий к физической и духовной близости принесёт неисчерпаемое счастье. Будучи неутомимым поборником подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, В.А. Сухомлинский писал: «К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели …» [5, с. 205].

В ХХ в. происходят колоссальные изменения в структуре семьи. Появились тенденции к феминизации мужчин и маскулинности женщин. Изменения коснулись ценностных ориентаций, мотивов вступления в брак, образа партнёра, функционально-ролевых установок, воспитания детей, структуры семьи. Эти перемены не всегда благотворно влияют на устойчивость семьи: разводов становится больше, многие взрослые оказываются не готовыми к роли родителей. Причины этих явлений кроются не столько в факте меняющейся социально-экономической ситуации и взглядов молодёжи, сколько в недостаточно грамотной подготовке молодёжи к семейной жизни. Всем специалистам, работающим с семьёй – педагогам, психологам, социальным педагогам, социальным работникам и самим родителям, необходимо не забывать об этом.

 

Библиографический список

1. Блонский П.П. Очерки о детской сексуальности [Текст]: в 2 т. / П.П. Блонский. Т.1. М., 1979.

2. Гребенников И.В. Основы семейной жизни [Текст] / И.В. Гребенников. М., 1991.

3. Макаренко А.С. О воспитании [Текст]: кн. для родителей / А.С. Макаренко. СПб., М., 1997.

4. Педагогическое наследие [Текст] / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А. Сухомлинский. Киев, 1975.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению