|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.Е. Великанова Проблема
реабилитации детей-сирот и детей, Сиротство
при живых родителях является одной из острых проблем современности.
«Сиротство для любого общества трудно решаемая проблема, поскольку её корни
имеют социальную природу. Целый ряд факторов повлиял на ослабление
внутрисемейных связей: ухудшение жизни российских семей, падение нравственных
устоев, изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из
семьи» [1, с. 122]. В
семьях, где родителям безразличны их дети, где нет уважения к ребёнку, где
проявляется жестокость, трудно вырасти нормальным человеком. И наступает
момент, когда дом и семья перестают быть источником радости и благополучия.
Тогда дети нередко отказываются от семьи. «Местом их пристанища становятся
большие города, где они обретают безопасность и покровительство “уличного
братства”. Они легко попадают в зависимость от нечистоплотных людей,
становятся “питательной средой” для самых опасных социальных пороков» [1, с.
122]. Глубоко
понимая детскую психологию, А.С. Макаренко отмечал, что в подавляющем
большинстве случаев положение брошенных детей сложнее и опаснее, чем
положение сирот. Предательство со стороны близких ребёнку взрослых наносит
ему непоправимую психическую травму: происходит надлом детской души, потеря
веры в людей, в справедливость. Детская память, сохранившая непривлекательные
стороны домашней жизни, становится благодатной почвой для собственных неудач.
«Такое детство нуждается в реабилитации – в восстановлении утраченных
возможностей жить здоровой и интересной жизнью» [1, с. 123]. До
сих пор остаётся малоизученной природа аномальной формы материнского
поведения – отказ от своего ребёнка. Исследователь О.Р. Воронина выделяет две
группы факторов, влияющих на этот процесс: Внутренние
факторы – те исходные условия, которые сложились до беременности и которые
женщина, решившая стать матерью, не в состоянии изменить объективно. К ним
можно отнести: ·
психическое и соматическое нездоровье
матери или женщины, решившей иметь ребёнка; ·
психологическая неподготовленность
родителей, особенно матери, к осуществлению родительской роли; ·
отрицательный опыт взаимодействия будущих
или настоящих родителей с собственными родителями, отсутствие тёплого эмоционального
контакта с ними; ·
личные особенности беременной женщины,
качественные изменения личностного типа реагирования беременных женщин на
детей; ·
наличие неудачного опыта собственного
материнства; ·
нарушение в становлении мотивационных
основ материнства в онтогенезе. ·
Наряду с внутренними выделяются также
внешние факторы, оказывающие негативное воздействие на процесс становления
родительства. К ним относятся: ·
неполная семья; ·
нарушение внутрисемейных коммуникаций
(конфликт между супругами, неудовлетворительные отношения матери с другими
членами семьи, протест против сохранения беременности и рождения ребёнка,
развод во время беременности); ·
отсутствие в обществе потребности
создания социально привлекательного, значимого образа матери; ·
приоритет карьеристских, сексуальных
ценностей над родительскими; ·
нежеланная беременность; ·
разлучение с ребёнком непосредственно
после его рождения в связи с тяжёлым соматическим состоянием; ·
слабость сигналов, подаваемых младенцем
матери, увеличение напряжения и отстранение недоношенного ребёнка при
попытках взрослого вступить в контакт; ·
наличие выраженного сенсорного
(двигательного, зрительного, слухового) дефекта у младенца; ·
отсутствие у ребёнка потребности в
социальных контактах; ·
наличие в семье тяжело больного ребёнка. Наличие
одного или нескольких внешних и (или) внутренних факторов, осложняющих
становление материнства, обусловливает возникновение «депривированного
материнства» [1, с. 123]. Современная экономическая и социальная ситуация в
нашей стране характеризуется высокой нестабильностью и сказывается на жизни
детей. Количество семей, где ребёнка воспитывает одна мать, с каждым годом
увеличивается. Велико и число семей, где ограничиваются одним ребёнком или не
хотят иметь детей, выбирая для себя другие жизненные ценности. Контакт
с матерью – врождённая потребность ребёнка. Если такого контакта нет, если
нет рядом человека, который научил бы ребёнка любить, сам он никогда этому не
научится. Дефицит любви в детстве неизбежно ведёт к формированию такого
поведения, когда человек не способен ни любить, ни быть любимым.
«Беспредельной потребностью любви» назвал Л.Н. Толстой то, что так необходимо
начинающему жизнь человеку. Ребёнок,
оставленный матерью ещё в родильном доме, не переживает разлуки с ней, однако
с первых дней своей жизни он страдает от материнской депривации, которая
неизбежно влияет на его дальнейшее развитие. Любовь
матери тесно связана и со становлением растущего человека как личности. «Если
ребёнок первые два-три года своей жизни не открывает через самого близкого,
самого дорогого ему человека – мать – весь мир человеческий в том объёме, в
каком он доступен детям в этом возрасте,– пишет В.А. Сухомлинский, – если
вместе с ласковым, тревожным, мудрым выражением материнских глаз он не слышит
тончайших эмоциональных оттенков родного слова, умственная жизнь его пойдёт
совсем не так, как пошла бы при условии правильного материнского воспитания»
[1, с. 124] . Сегодня
необходима государственная политика возрождения лучших традиций и духовных
ценностей российской семьи. Необходим закон, чётко очерчивающий рамки
ответственности за плохое отношение к детям. Нравы нашего общества далеки от
совершенства. А практика показывает, что только в благоприятной человеческой
среде дети могут понять и осознать себя как личности, стать лучше и
благороднее, чем их родители. Библиографический список 1. Гордеева А. Реабилитационно-педагогическая
традиция [Текст] / А. Гордеева // Социальная педагогика. 2008. № 1. С. 106 –
128. 2. Макаренко А.С. Книга для родителей [Текст]
/ А.С. Макаренко. М., 1986. |
|
||
|
|
|
|
|