|  |  |  |  |  | 
|  | «Психолого-педагогическое наследие прошлого  Материалы
  6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений  Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Д.Д. Миннуллин, Р.Х. Исхаков  Особенности национального
  семейного воспитания Развитие
  общества на рубеже веков характеризуется тенденцией усиления этнических
  процессов, повышения значимости этнических факторов в жизнедеятельности
  человека. Сегодня в обществе наблюдается стремление народов сохранить свою
  самобытность, уникальность своей культуры.  Всеобщий
  интерес к своим корням у определённых людей и целых народов выражается в
  самых разных проявлениях: от попыток реанимации старинных, архаичных обычаев
  и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной
  народной души» до стремления создать или восстановить былую национальную
  государственность. В настоящее время в науке наметилось несколько концепций
  этнического возрождения. Многочисленные социологические школы и направления в
  попытках определить причины роста национального самосознания и этнической
  идентичности придер¬жи¬ваются трёх основных версий [1, с. 5]:  1.
  Этническое возрождение объясняется реакцией отставших в развитии народов на
  порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую
  экспансию более развитых стран и государств.  2.
  Всплеск этнических процессов является следствием мировой социальной
  конкуренции, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое
  взаимодействие.  3.
  Рост этнической идентичности и этнического самосознания обусловлен повышением
  влияния больших социальных групп в экономике и политике, а также облегчением
  процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.  Человеку
  важно ощущать себя частью «мы». В этом отношении этнос – не единственная
  группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет себе опору в жизни.
  К подобным группам можно отнести партии, конфессиональные объединения,
  профессиональные коллективы, неформальные молодёжные организации и т.д. Но данная
  принадлежность не всегда способствует удовлетворению потребности в
  психологической стабильности. Этнос же является для человека надёжной группой
  поддержки. Этническая общность – межпоколенная группа, устойчивая во времени,
  со стабильным составом; каждый человек обладает в ней устойчивым этническим
  статусом, его невозможно «исключить» из этноса.   В последние годы в России наблюдается
  возникновение новых групп (кришнаиты, хиппи, белое братство, рокеры и др.),
  претендующих на объединяющую роль. В то же время предпринимаются попытки
  реанимировать уничтоженные в годы советской власти общности: общества
  потомков дворян, купцов, «казачьи войска». В своём большинстве эти общности
  являются, по сути, инсценировками групп. В подобных группах в большей степени
  превалируют внешние знаки идентификации, например, символика одежды,
  специфический жаргон, стиль движений и приветствий. Но эти группы не могут
  выполнять ценностно-ориентационную и защитную функцию для человека так
  успешно, как семья. Поэтому в России, как и в других странах, переживающих
  эпоху острой социальной нестабильности, значимость семьи и этноса сейчас
  особенно возросла.  Мы
  можем сказать, что основная задача социального педагога, занимающегося
  проблемами национального воспитания, – «попытаться раскрыть границы между
  различными этносами, показать все краски, всю красоту национальной культуры в
  рамках семьи человека, пробудить в людях толерантность, уважение к другим
  нациям, построив свою работу на основе организации общения именно в рамках
  семьи» [2, с. 74]. Становление
  и развитие национальных систем воспитания уходит своими корнями в далёкое
  прошлое. Материнский язык, народное творчество, в частности, фольклор,
  мифология, этническая символика, искусство, семейно-родовые традиции, обычаи
  и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их
  национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих
  поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества. Именно в
  семье, а также в роду, функционирующем как «большая семья», сосредоточено
  основное богатство содержания, форм и методов национального воспитания. Под
  их влиянием мировоззрение народа, его философия становятся достоянием
  подрастающих поколений уже в раннем возрасте.  Семья
  всегда была и остаётся важным источником развития общенациональных форм
  сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством,
  во многом предопределяющим формирование личности ребёнка. Семья является
  ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в
  большей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы
  добра и красоты, его нравственно-эстетические отношения к действительности. В
  связи с этим я хотел бы в качестве примера привести своё детство. По национальности
  я татарин, а у татарского народа веками складывалась своя особая система
  воспитания детей. Так, когда я был ребёнком, меня старались воспитывать
  именно в национальном духе. К нам часто приходили старшие члены семьи –
  дедушки и бабушки. Я должен был проявлять к ним всяческие знаки внимания и
  уважения, выполнять их просьбы и помогать, если это требовалось. Проявляя
  почтение к старшим, я не должен был докучать им своим присутствием, выражая
  всем своим поведением почтительное уважение. Я не мог садиться с ними за стол
  без приглашения, а обращаться к старшим нужно было только по-татарски и
  только тогда, когда это позволяла ситуация. Надо сказать, что эти нехитрые
  требования, помогающие правильно организовать взаимодействие ребёнка со
  старшими, впоследствии стали для меня важным ориентиром в поведении. Я
  всегда буду помнить и любить татарские песни и сказания, которые услышал в
  детстве, чтить традиции наших национальных праздников и наш бесконечно
  красивый родной язык. Это наша культура, являющаяся основой нашей жизни.  Но
  как будущий социальный педагог я хорошо понимаю и то, что правильно оценивая
  особенности национального воспитания, ни в коем случае нельзя обособлять
  детей от других национальных культур, что необходимо развивать их
  межкультурные связи. Тогда в мире будет меньше невежества, конфликтов и
  разногласий.  Библиографический список 1.
  Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Мэгариф.
  2000, №3. С. 5 – 10. 2.
  Образование в Республике Татарстан [Текст]: состояние и тенденции развития.
  Казань, 2005. |  | ||
|  |  |  |  |  |