: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Д.Д. Миннуллин, Р.Х. Исхаков

Особенности национального семейного воспитания

Развитие общества на рубеже веков характеризуется тенденцией усиления этнических процессов, повышения значимости этнических факторов в жизнедеятельности человека. Сегодня в обществе наблюдается стремление народов сохранить свою самобытность, уникальность своей культуры.

Всеобщий интерес к своим корням у определённых людей и целых народов выражается в самых разных проявлениях: от попыток реанимации старинных, архаичных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить былую национальную государственность. В настоящее время в науке наметилось несколько концепций этнического возрождения. Многочисленные социологические школы и направления в попытках определить причины роста национального самосознания и этнической идентичности придер¬жи¬ваются трёх основных версий [1, с. 5]:

1. Этническое возрождение объясняется реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию более развитых стран и государств.

2. Всплеск этнических процессов является следствием мировой социальной конкуренции, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие.

3. Рост этнической идентичности и этнического самосознания обусловлен повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике, а также облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации.

Человеку важно ощущать себя частью «мы». В этом отношении этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет себе опору в жизни. К подобным группам можно отнести партии, конфессиональные объединения, профессиональные коллективы, неформальные молодёжные организации и т.д. Но данная принадлежность не всегда способствует удовлетворению потребности в психологической стабильности. Этнос же является для человека надёжной группой поддержки. Этническая общность – межпоколенная группа, устойчивая во времени, со стабильным составом; каждый человек обладает в ней устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса.

 В последние годы в России наблюдается возникновение новых групп (кришнаиты, хиппи, белое братство, рокеры и др.), претендующих на объединяющую роль. В то же время предпринимаются попытки реанимировать уничтоженные в годы советской власти общности: общества потомков дворян, купцов, «казачьи войска». В своём большинстве эти общности являются, по сути, инсценировками групп. В подобных группах в большей степени превалируют внешние знаки идентификации, например, символика одежды, специфический жаргон, стиль движений и приветствий. Но эти группы не могут выполнять ценностно-ориентационную и защитную функцию для человека так успешно, как семья. Поэтому в России, как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, значимость семьи и этноса сейчас особенно возросла.

Мы можем сказать, что основная задача социального педагога, занимающегося проблемами национального воспитания, – «попытаться раскрыть границы между различными этносами, показать все краски, всю красоту национальной культуры в рамках семьи человека, пробудить в людях толерантность, уважение к другим нациям, построив свою работу на основе организации общения именно в рамках семьи» [2, с. 74].

Становление и развитие национальных систем воспитания уходит своими корнями в далёкое прошлое. Материнский язык, народное творчество, в частности, фольклор, мифология, этническая символика, искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества. Именно в семье, а также в роду, функционирующем как «большая семья», сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национального воспитания. Под их влиянием мировоззрение народа, его философия становятся достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте.

Семья всегда была и остаётся важным источником развития общенациональных форм сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством, во многом предопределяющим формирование личности ребёнка. Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в большей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетические отношения к действительности.

В связи с этим я хотел бы в качестве примера привести своё детство. По национальности я татарин, а у татарского народа веками складывалась своя особая система воспитания детей. Так, когда я был ребёнком, меня старались воспитывать именно в национальном духе. К нам часто приходили старшие члены семьи – дедушки и бабушки. Я должен был проявлять к ним всяческие знаки внимания и уважения, выполнять их просьбы и помогать, если это требовалось. Проявляя почтение к старшим, я не должен был докучать им своим присутствием, выражая всем своим поведением почтительное уважение. Я не мог садиться с ними за стол без приглашения, а обращаться к старшим нужно было только по-татарски и только тогда, когда это позволяла ситуация. Надо сказать, что эти нехитрые требования, помогающие правильно организовать взаимодействие ребёнка со старшими, впоследствии стали для меня важным ориентиром в поведении.

Я всегда буду помнить и любить татарские песни и сказания, которые услышал в детстве, чтить традиции наших национальных праздников и наш бесконечно красивый родной язык. Это наша культура, являющаяся основой нашей жизни.

Но как будущий социальный педагог я хорошо понимаю и то, что правильно оценивая особенности национального воспитания, ни в коем случае нельзя обособлять детей от других национальных культур, что необходимо развивать их межкультурные связи. Тогда в мире будет меньше невежества, конфликтов и разногласий.

 

Библиографический список

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Мэгариф. 2000, №3. С. 5 – 10.

2. Образование в Республике Татарстан [Текст]: состояние и тенденции развития. Казань, 2005.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению