|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Д.Д. Миннуллин, Р.Х. Исхаков Особенности национального
семейного воспитания Развитие
общества на рубеже веков характеризуется тенденцией усиления этнических
процессов, повышения значимости этнических факторов в жизнедеятельности
человека. Сегодня в обществе наблюдается стремление народов сохранить свою
самобытность, уникальность своей культуры. Всеобщий
интерес к своим корням у определённых людей и целых народов выражается в
самых разных проявлениях: от попыток реанимации старинных, архаичных обычаев
и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной
народной души» до стремления создать или восстановить былую национальную
государственность. В настоящее время в науке наметилось несколько концепций
этнического возрождения. Многочисленные социологические школы и направления в
попытках определить причины роста национального самосознания и этнической
идентичности придер¬жи¬ваются трёх основных версий [1, с. 5]: 1.
Этническое возрождение объясняется реакцией отставших в развитии народов на
порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую
экспансию более развитых стран и государств. 2.
Всплеск этнических процессов является следствием мировой социальной
конкуренции, в результате которой интенсифицируется внутриэтническое
взаимодействие. 3.
Рост этнической идентичности и этнического самосознания обусловлен повышением
влияния больших социальных групп в экономике и политике, а также облегчением
процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации. Человеку
важно ощущать себя частью «мы». В этом отношении этнос – не единственная
группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет себе опору в жизни.
К подобным группам можно отнести партии, конфессиональные объединения,
профессиональные коллективы, неформальные молодёжные организации и т.д. Но данная
принадлежность не всегда способствует удовлетворению потребности в
психологической стабильности. Этнос же является для человека надёжной группой
поддержки. Этническая общность – межпоколенная группа, устойчивая во времени,
со стабильным составом; каждый человек обладает в ней устойчивым этническим
статусом, его невозможно «исключить» из этноса. В последние годы в России наблюдается
возникновение новых групп (кришнаиты, хиппи, белое братство, рокеры и др.),
претендующих на объединяющую роль. В то же время предпринимаются попытки
реанимировать уничтоженные в годы советской власти общности: общества
потомков дворян, купцов, «казачьи войска». В своём большинстве эти общности
являются, по сути, инсценировками групп. В подобных группах в большей степени
превалируют внешние знаки идентификации, например, символика одежды,
специфический жаргон, стиль движений и приветствий. Но эти группы не могут
выполнять ценностно-ориентационную и защитную функцию для человека так
успешно, как семья. Поэтому в России, как и в других странах, переживающих
эпоху острой социальной нестабильности, значимость семьи и этноса сейчас
особенно возросла. Мы
можем сказать, что основная задача социального педагога, занимающегося
проблемами национального воспитания, – «попытаться раскрыть границы между
различными этносами, показать все краски, всю красоту национальной культуры в
рамках семьи человека, пробудить в людях толерантность, уважение к другим
нациям, построив свою работу на основе организации общения именно в рамках
семьи» [2, с. 74]. Становление
и развитие национальных систем воспитания уходит своими корнями в далёкое
прошлое. Материнский язык, народное творчество, в частности, фольклор,
мифология, этническая символика, искусство, семейно-родовые традиции, обычаи
и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их
национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих
поколений на всём протяжении истории лучшие человеческие качества. Именно в
семье, а также в роду, функционирующем как «большая семья», сосредоточено
основное богатство содержания, форм и методов национального воспитания. Под
их влиянием мировоззрение народа, его философия становятся достоянием
подрастающих поколений уже в раннем возрасте. Семья
всегда была и остаётся важным источником развития общенациональных форм
сознания. Она выступает культурным, ценностным, информационным пространством,
во многом предопределяющим формирование личности ребёнка. Семья является
ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в
большей мере представлены духовные, нравственные богатства народа, его идеалы
добра и красоты, его нравственно-эстетические отношения к действительности. В
связи с этим я хотел бы в качестве примера привести своё детство. По национальности
я татарин, а у татарского народа веками складывалась своя особая система
воспитания детей. Так, когда я был ребёнком, меня старались воспитывать
именно в национальном духе. К нам часто приходили старшие члены семьи –
дедушки и бабушки. Я должен был проявлять к ним всяческие знаки внимания и
уважения, выполнять их просьбы и помогать, если это требовалось. Проявляя
почтение к старшим, я не должен был докучать им своим присутствием, выражая
всем своим поведением почтительное уважение. Я не мог садиться с ними за стол
без приглашения, а обращаться к старшим нужно было только по-татарски и
только тогда, когда это позволяла ситуация. Надо сказать, что эти нехитрые
требования, помогающие правильно организовать взаимодействие ребёнка со
старшими, впоследствии стали для меня важным ориентиром в поведении. Я
всегда буду помнить и любить татарские песни и сказания, которые услышал в
детстве, чтить традиции наших национальных праздников и наш бесконечно
красивый родной язык. Это наша культура, являющаяся основой нашей жизни. Но
как будущий социальный педагог я хорошо понимаю и то, что правильно оценивая
особенности национального воспитания, ни в коем случае нельзя обособлять
детей от других национальных культур, что необходимо развивать их
межкультурные связи. Тогда в мире будет меньше невежества, конфликтов и
разногласий. Библиографический список 1.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Мэгариф.
2000, №3. С. 5 – 10. 2.
Образование в Республике Татарстан [Текст]: состояние и тенденции развития.
Казань, 2005. |
|
||
|
|
|
|
|