: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Е.А. Карпенко

Управление социальной адаптацией лиц, страдающих
психическими расстройствами и утративших социальные связи

В Нижнем Тагиле открыто общежитие для лиц, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи. В нём созданы все условия для проживания и плодотворного процесса реабилитации. Сроки проживания в общежитии – от одной недели до трёх лет. Направлению сюда подлежат лица от 18 лет, прошедшие стационарное лечение и лишённые возможности вернуться домой. Утрата социальных связей, сложности в социальной адаптации, необходимость в постоянной социально-бытовой помощи – таковы их общие характеристики.

В учреждении организована многопрофильная помощь и поддержка проживающим, осуществляемая психиатром, специалистом по социальной работе, юристом, психологом и педагогом. Изначально деятельность педагога была направлена на оказание помощи детям, но сегодня её сфера значительно расширилась.

Работа педагогов в общежитии ведётся в круглосуточном режиме и корректируется социально-педагогическим советом. Его заседания проходят один раз в месяц. Они помогают воспитателям планировать совместную реабилитационную работу и обсуждать её результаты.

На данный момент можно выделить следующие задачи, стоящие перед педагогами общежития:

- организация воспитательной работы, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе;

- выявление интересов и потребностей подопечных;

- работа над коррекцией их поведения;

- помощь в разрешении различных проблем и конфликтных ситуаций.

Рабочий день педагога строится следующим образом: С 7.45 до 8.00 часов – сдача и приём смены, получение информации за прошедшие сутки. С 8.15 до 8.45 – мероприятия по организации и сопровождению проживающих в столовую. Время с 10.00 до 13.00 посвящено обучающим занятиям, на которых педагоги восполняют дефицит знаний по грамматике и арифметике, занимаются развитием мелкой моторики рук при помощи бисероплетения, вязания, вышивания, пластелинографии, аппликации, макраме. С 13.15 до 13.45 – сопровождение на обед. В послеобеденное время проживающие проводят досуг по своему усмотрению, решая свои житейские вопросы. С 15.00 до 17.00 – работа клубов по интересам, затем сопровождение на ужин. В 19.00 часов воспитателями проводятся групповые тематические занятия в честь календарных праздников, терапия, интерактивные игры. В вечернее время они работают с активом проживающих, решая различные организационные вопросы и принимая совместные решения.

Важное место в работе воспитателей занимают диагностические мероприятия, помогающие узнать характер, отношение к окружающему миру, личностные и деловые качества человека. Наряду с диагностикой широко используются разные виды групповой терапии:

·        изотерапия – направлена на гармоническое развитие личности, расширение возможностей социальной адаптации посредствам искусства;

·        фитотерапия – позволяет научить простым методам оздоровления, знакомит с полезными травами, учит правильно заваривать чай, помогает организму расслабиться и получать удовольствие от чаепития;

·        музыкотерапия – направлена на создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе;

·        песочная терапия – предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками, позволяет активизировать фантазию и снять тревожность;

·        сказкотерапия – терапия посредством театральных постановок.

Как воспитатель я отдаю предпочтение интерактивной обучающей методике. Мной разработана интерактивная игра «Познай себя». В её основе лежит раскрытие внутренних, срытых черт характера. Игра рассчитана на 7 занятий продолжительностью от 45 до 60 минут. Структура игры достаточно универсальна. Она позволяет смоделировать различные ситуации в зависимости от потребностей группы. Целью игры является адаптация к жизни в обществе, улучшение коммуникативных навыков, развитие эмпатии и толерантности.

Одно из важнейших направлений педагогической деятельности – нормализация отношений пациента с ближайшим окружением. Вернувшись в семью, наши подопечные зачастую пересматривают привычную жизнь и благодаря проделанной с ними коррекционной работе самостоятельно и успешно могут разрешать семейные трудности и адаптироваться в социуме.

Приведу пример из нашей практики. Девушка после длительного стационарного лечения была переведена в общежитие для реабилитации. Никто не видел перспектив в успешной социальной адаптации пациентки, но несмотря на это, прожив в общежитии 3 года, она вернулась к жизни. Работу с ней мы начинали с восстановления коммуникативных навыков, способностей общаться с людьми. Постепенно девочка влилась в культурную жизнь общежития, стала активно принимать участие в реабилитационных и социокультурных мероприятиях. У неё проявился интерес к швейному делу, к участию в благотворительных акциях для детдома. В результате с нашей помощью она устроилась на работу в лечебно-трудовые мастерские в швейном цехе. Через некоторое время девушка вышла замуж, начала работать в швейном ателье, а мы со своей стороны продолжаем оказывать ей помощь и социально-педагогическую поддержку.

И в этом есть огромный смысл, который связан с возвращением человека, потерявшего надежду на нормальное существование, к полноценной достойной жизни.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению