|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Е.А. Карпенко Управление социальной адаптацией лиц,
страдающих В Нижнем Тагиле
открыто общежитие для лиц, страдающих психическими расстройствами и
утративших социальные связи. В нём созданы все условия для проживания и
плодотворного процесса реабилитации. Сроки проживания в общежитии – от одной
недели до трёх лет. Направлению сюда подлежат лица от 18 лет, прошедшие
стационарное лечение и лишённые возможности вернуться домой. Утрата
социальных связей, сложности в социальной адаптации, необходимость в
постоянной социально-бытовой помощи – таковы их общие характеристики. В учреждении
организована многопрофильная помощь и поддержка проживающим, осуществляемая
психиатром, специалистом по социальной работе, юристом, психологом и
педагогом. Изначально деятельность педагога была направлена на оказание
помощи детям, но сегодня её сфера значительно расширилась. Работа педагогов
в общежитии ведётся в круглосуточном режиме и корректируется
социально-педагогическим советом. Его заседания проходят один раз в месяц.
Они помогают воспитателям планировать совместную реабилитационную работу и
обсуждать её результаты. На данный момент
можно выделить следующие задачи, стоящие перед педагогами общежития: - организация воспитательной
работы, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию
личности к жизни в обществе; - выявление
интересов и потребностей подопечных; - работа над
коррекцией их поведения; - помощь в
разрешении различных проблем и конфликтных ситуаций. Рабочий день
педагога строится следующим образом: С 7.45 до 8.00 часов – сдача и приём
смены, получение информации за прошедшие сутки. С 8.15 до 8.45 – мероприятия
по организации и сопровождению проживающих в столовую. Время с 10.00 до 13.00
посвящено обучающим занятиям, на которых педагоги восполняют дефицит знаний
по грамматике и арифметике, занимаются развитием мелкой моторики рук при
помощи бисероплетения, вязания, вышивания, пластелинографии, аппликации,
макраме. С 13.15 до 13.45 – сопровождение на обед. В послеобеденное время
проживающие проводят досуг по своему усмотрению, решая свои житейские
вопросы. С 15.00 до 17.00 – работа клубов по интересам, затем сопровождение
на ужин. В 19.00 часов воспитателями проводятся групповые тематические занятия
в честь календарных праздников, терапия, интерактивные игры. В вечернее время
они работают с активом проживающих, решая различные организационные вопросы и
принимая совместные решения. Важное место в
работе воспитателей занимают диагностические мероприятия, помогающие узнать
характер, отношение к окружающему миру, личностные и деловые качества
человека. Наряду с диагностикой широко используются разные виды групповой
терапии: ·
изотерапия – направлена на гармоническое
развитие личности, расширение возможностей социальной адаптации посредствам
искусства; ·
фитотерапия – позволяет
научить простым методам оздоровления, знакомит с полезными травами, учит
правильно заваривать чай, помогает организму расслабиться и получать
удовольствие от чаепития; ·
музыкотерапия – направлена на
создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе; ·
песочная терапия – предполагает
игру с песком и миниатюрными фигурками, позволяет активизировать фантазию и
снять тревожность; ·
сказкотерапия – терапия
посредством театральных постановок. Как воспитатель я
отдаю предпочтение интерактивной обучающей методике. Мной разработана
интерактивная игра «Познай себя». В её основе лежит раскрытие внутренних,
срытых черт характера. Игра рассчитана на 7 занятий продолжительностью от 45
до 60 минут. Структура игры достаточно универсальна. Она позволяет
смоделировать различные ситуации в зависимости от потребностей группы. Целью
игры является адаптация к жизни в обществе, улучшение коммуникативных
навыков, развитие эмпатии и толерантности. Одно из важнейших
направлений педагогической деятельности – нормализация отношений пациента с
ближайшим окружением. Вернувшись в семью, наши подопечные зачастую
пересматривают привычную жизнь и благодаря проделанной с ними коррекционной
работе самостоятельно и успешно могут разрешать семейные трудности и
адаптироваться в социуме. Приведу пример из
нашей практики. Девушка после длительного стационарного лечения была
переведена в общежитие для реабилитации. Никто не видел перспектив в успешной
социальной адаптации пациентки, но несмотря на это, прожив в общежитии 3
года, она вернулась к жизни. Работу с ней мы начинали с восстановления
коммуникативных навыков, способностей общаться с людьми. Постепенно девочка
влилась в культурную жизнь общежития, стала активно принимать участие в
реабилитационных и социокультурных мероприятиях. У неё проявился интерес к
швейному делу, к участию в благотворительных акциях для детдома. В результате
с нашей помощью она устроилась на работу в лечебно-трудовые мастерские в
швейном цехе. Через некоторое время девушка вышла замуж, начала работать в
швейном ателье, а мы со своей стороны продолжаем оказывать ей помощь и
социально-педагогическую поддержку. И в этом есть
огромный смысл, который связан с возвращением человека, потерявшего надежду
на нормальное существование, к полноценной достойной жизни. |
|
||
|
|
|
|
|