|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 9
апреля 2009 г. Раздел 1 ПРОБЛЕМЫ
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКЕ Р.М. Ситько Идея
преемственности поколений в историко-культурном наследии ХХI в., прогнозируемый как век Человека, век
гуманитарной культуры, приблизил человечество к осознанию социоментальных
трансформаций, роли культуры как системы ценностей и как совокупности
способов и результатов деятельности человека, её воздействия на социальные
отношения. Культура обогащает развитие личности опытом
предшествующих поколений. Именно культура, полагал П.А. Флоренский, является
средой, растящей и питающей личность. С ним солидарен Д.С. Лихачёв, говоря о
том, что «человек воспитывается в определённой, сложившейся на протяжении
многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только
современность, но и прошлое своих предков» [1, с. 20]. Этимология
слова «поколение» подсказывает его древнейшее значение – порождение. В
Толковом словаре русского языка В.И. Даля «поколенье» трактуется как род,
племя, колено; однокровные в восходящем и нисходящем порядке с праотцами и
потомками. Поколение рассматривается в биолого-генеалогическом смысле, в
семейно-генеалогическом контексте (как звено в цепи происхождения от одного
предка, родство: родители и дети, предки и потомки). В социальной философии XIX в. в теоретическом
анализе поколения как социально-исторического явления выделяется две
ориентации: позитивистско-натуралистическая (О. Конт, Д.С. Милль и др.), в
которой термину «поколение» придаётся пространственно-хронологическая
определённость, и романтически-гуманитарная (Л.фон Ранке, О. Лоренц и др.), в
которой подчёркивается духовное единство поколений, общность идей и
деятельности. «Духовно-историческая» теория поколений была сформулирована
испанским философом Х. Ортега-и-Гассетом и его учеником Х. Мариасом.
Немецкого социолога К. Маннгейма молодёжь интересовала как субъект
социального обновления. И. Кон отмечает, что в трактовке межпоколенных
отношений в социологической литературе имеются два полюса: одни авторы
полагают, что «конфликт поколений» имел место всегда, другие авторы считают,
что межпоколенные различия иллюзорны. Интересна концепция американского этнографа М.
Мид, которая различает в истории человечества три типа культур:
постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у своих предков;
конфигуративные, в которых дети и взрослые учатся прежде всего у равных, у
сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей,
так как при быстром темпе общественного развития прошлый опыт недостаточен,
иногда он даже бывает вредным, мешая прогрессу. Поэтому необходимо понимать,
что из прошлого нужно сохранять, а что требует преодоления. По мнению ряда психологов, проблема конфликта
поколений состоит не в расхождении ценностей отцов и детей, а в том, что
взрослый не хочет, или не может понять психологических потребностей
взрослеющего ребёнка, а сами подростки не в состоянии «укротить
психологическую стихию трудного возраста… Нет поколений, есть люди» [2]. Преемственность поколений связана со средой, в
которой происходит социализация личности. Она является тем опытным полем, где
устанавливаются связи человека с миром и накапливается жизненный опыт. Первичной социальной средой является семья. В
благополучных семьях межпоколенные отношения обеспечивают «погружение»
человека в мир добра, тепла, света, справедливости. Семью И. Ильин обозначил
«лабораторией человеческих судеб», «начальным лоном культуры». Швейцарский
педагог И.Г. Песталоцци называл отчий дом «школой нравов». Работая с
воспитанниками, лишёнными семьи, А.С. Макаренко обращает особое внимание на
роль семьи в решении морально-этических проблем. Проблема межпоколенных отношений глубоко волновала
В.А. Сухомлинского. Ей посвящены десятки его статей, сотни страниц его книг.
В семье, по его мнению, начинается общественное воспитание. «В семье, образно
говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и
плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы»
[3, с. 397]. В раннем возрасте человек должен пройти «великую школу тонких,
сердечных, человеческих взаимоотношений. Эти отношения – самое главное
нравственное богатство семьи» [3, с. 430]. Он призывал родителей чаще ставить себе вопрос:
что мы оставляем своим детям? Его советы родителям гласят: «Будем оставлять в
сердцах своих сыновей моральные ценности, созданные, добытые, выстраданные
трудовым народом за его многовековую историю, за столетия его борьбы,
утверждающей высокое достоинство Человека» [3, с. 503]. Высшее счастье
человека, по В.А. Сухомлинскому, – это «порыв к тому, чтобы оставить себя в
своих детях, продолжить своё бытие, утвердить нравственные ценности,
постигнутые, обретённые, добытые предыдущими поколениями» [3, с. 507]. Род
человеческий состоит из поколений. «Это великая мудрость нашего бытия. …Кроме
множества других отношений, наша жизнь движима также отношениями поколений…
Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности
поколений. …Тем, чем ты стал и чем станешь в будущем, ты обязан старшим
поколениям» [3, с. 546]. Современными реалиями являются разрушенные в
большинстве своём внутрисемейные и межпоколенные отношения. Правда, в
последние годы проявляется тенденция восстановления истории своей семьи,
своего рода, осмысления своей жизни как звена в цепи поколений. В этом
аспекте актуальны нравственные уроки жизни и наследия П.А. Флоренского. Книга П.А. Флоренского «Детям моим. Воспоминанья
прошлых лет» с посвящением «На память о вашем отце Моим детям» писалась более
восьмидесяти лет тому назад. Но издание этой книги говорит о том, что она
выдержала испытание временем. И хотя изменились и времена, и её читатели,
завещание дошло до адресата. И то, что составители книги – внуки Флоренского,
– свидетельство торжества и победы устремлений его жизни. Для нашего времени
эта книга актуальнее, чем для читателей, к которым в середине 1920-х гг.
обращался отец Павел Флоренский. Его труды обращены к грядущим поколениям,
поскольку в них углубляются философские основы генеалогии, нынешнее положение
которой весьма печально. Генеалогия была для Флоренского основой его
философских взглядов и своеобразной педагогикой. История рода, по его мнению,
должна давать нравственные уроки. «Жизненная задача всякого – познать
строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки,
соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого –
познать собственное место в роде и свою задачу, не индивидуальную свою,
поставленную себе, а свою – как члена рода как органа высшего целого. Только
при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего
народа и к истории человечества в целом…» [4, с. 112]. Важная роль в становлении растущего человека как
преемника историко-культурного наследия и субъекта его творческого развития
отводится учителю. Помочь растущему человеку разобраться, кто мы сейчас на
самом деле – правопреемники ли рода своего, потомки ли, достойные славы наших
предков, или лишь некое народонаселение, проживающее на некой территории –
почётная миссия современного учителя. Как
свидетельствует наш педагогический опыт, решению проблемы преемственности
поколений способствует введение в информационное пространство школы
имён-символов: Д.С. Лихачёв, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, св. Димитрий
Ростовский, А.В.Суворов, П.А. Флоренский и др.; событий-символов: Куликовская
битва, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война и др.;
мест-символов: Поле Куликово, Донщина – родимая сторонушка, Русь, Россия. В
историко-культурном наследии, в событиях-символах, местах-символах,
личностях-символах мы обнаруживаем духовную связь со своими
предшественниками. В связи с
этим, мне представляется важным напомнить о разработанной ещё в 1980 г.
культурологической концепции академика Д.С. Лихачёва, в которой культура
предстаёт как историческая память, как творческая подготовка культуры будущего
на основе прошлого и настоящего. Память у Лихачёва – «одно из важнейших
свойств бытия: любого бытия: материального, духовного, просто человеческого»
[1, с. 24]. Для Д.С. Лихачёва человеческая культура и память становятся
синонимами, сливаются воедино: «человеческая культура в целом не только
обладает памятью, но это деятельная память человечества, активно введённая в
современность» [1, с. 24].. Акцент здесь сделан на «деятельную» память, что
побуждает не только хранить ценности культуры, но и приумножать их, творить
«доброе и вечное», созидать, ибо культура «развивается накоплениями». Важным
представляется указание Д.С. Лихачёва на то, что память – это не сохранение
прошлого, это забота о вечности, форма воплощения вечности и преодоления
времени. По мнению Лихачёва, хранить память – наш нравственный долг перед
потомками. Данное положение чрезвычайно актуально в контексте наших реалий,
когда современные антиисторики пытаются перекраивать историю. Факиры на час,
они даже не задумываются о том, что историческими ценностями должны по праву
распоряжаться и потомки. «Потомки – наследники, а мы в известном смысле
опекуны этого наследства, обязанные его передать в целостности» [1, с. 25].
Память – это творческий процесс, с помощью которого «накапливается добрый
опыт, образуется традиция, создаются трудовые, бытовые навыки, семейный
уклад, общественный институт» [1, с. 26]. Важной составляющей проблемы преемственности
поколений является гражданско-патриотическое воспитание, в содержании
которого основной ценностью предстают понятия Родины, Отечества, родной
земли. Познание Родины – предтеча любви к ней. Реальный путь познания Родины
начинается со знакомства с её культурными, духовными, историческими
ценностями. На примерах культурного и исторического богатства края начинается
путь растущего человека к творческому познанию Родины. Актуальной проблемой нам представляется
преодоление исторического беспамятства, необъективности, искажения истории,
возбуждение действенного интереса к истории, ощущение органичной связи с
прошлым, созданным усилиями многих поколений, и ответственности за свой дом,
свой город, свою Родину. Показ непрерывных традиций в многовековом творчестве
народа помогает растущему человеку осмыслить, что гений многих поколений
проявил себя в полном великолепии, передав нам заветы своих открытий и
свершений. Знакомство с архитектурными ансамблями, памятниками культуры и
ратной доблести, экспонатами музеев, святынями Отечества неотрывны от
исторических дат, исторического фона, который формировал самосознание многих
поколений. История России духовна и предметна. Она воплотилась в творениях
зодчих, живописцев, резчиков, кузнецов, ювелиров, в парковой культуре и
усадебной архитектуре. Всё это создаёт не только «краеведческую» наглядность,
но способствует «собиранию» облика Родины. Экология
историко-культурного наследия способствует самоуглублению, самопознанию,
самосовершенствованию на основе ценностей, идеалов, смыслов, авторитетов. В
этом плане она становится важным средством в решении проблемы преемственности
поколений. Библиографический
список 1. Лихачёв Д.С.
Раздумья [Текст] / Д.С. Лихачёв. М., 1991. 2. Пронина Е.
Поколение – это кто? [Текст] / Е. Пронина // Учительская газета, № 4, 1992. 3. Сухомлинский
В.А. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 3 т. / В.А.
Сухомлинский. Т.3. М. 1981. 4. Флоренский П.А. Время и пространство
[Текст] / П.А. Флоренский // Социологические исследования. 1988. № 1. С. 112
– 120. |
|
||
|
|
|
|
|