|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Н.Н.Коршунова Технология профессионального обучения Проблема профессионального обучения в его связи с
воспитанием, производительным трудом и учебной работой в руководимых А.С.
Макаренко воспитательных учреждениях не нашла до настоящего времени должного
отражения. Понятие «технология
профессионального обучения» в психолого–педагогическом наследии А.С.
Макаренко отсутствует, хотя по организации производственной деятельности
воспитанников, её содержанию можно отметить, что именно разработкой техник и
технологий в нашем современном понимании он и занимался. Более того, в
многочисленных трудах и воспоминаниях его воспитанников можно увидеть, как он
умело прогнозировал систему действий, обеспечивающих качественный результат,
который по основным параметрам совпадал с целью построения и развития более
совершенного общества. Участвуя в создании новой педагогики, он сумел донести
до своих воспитанников, что честным и порядочным человеком, гражданином и
специалистом, профессионалом быть выгодно. Исследователь Е.Ю. Илалтдинова в опыте А.С. Макаренко
выделяет шесть этапов развития профессионального обучения, по которым можно
проследить процесс совершенствования, «эволюцию труда» от самого
элементарного огородничества и кустарных мастерских до мебельной фабрики и
высокотехнологичных промышленных предприятий [1, с. 33 – 37]. Первоначальное вхождение человека в профессию, а именно,
профориентация, профадаптация и собственно освоение профессии в
воспитательных заведениях Антона Семёновича обеспечивались хорошей
оснащённостью. Однако материальная база ещё не означает успеха в
профессиональном обучении и воспитании. Новые условия требовали иных
технологических подходов к его организации, содержанию и методам. Не претендуя на полноту раскрытия проблемы, рассмотрим её с
позиций современной структуры профессиональной деятельности, выделив в ней
мотивационную, операциональную и результативную стороны. Содержательная, операциональная сторона производственной
деятельности воспитанника в учреждениях А.С. Макаренко была продумана таким
образом, что способствовала укреплению стабильности, уверенности в будущем и
невозможности возврата к прошлой жизни, делала его борцом со всякими
негативными явлениями. Педагог в своей практике исходил из того, что «…
воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не
только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего
жизненного уровня, его благосостояния» [2, с. 95]. Многие воспитанники
выдающегося педагога оставались в стенах родного производства в качестве
мастеров, инструкторов, рабочих и были широко востребованы другими
предприятиями. Это давало прекрасную возможность для социализации бывшего
правонарушителя в обществе, его самореализации. Таким образом, поиски А.С. Макаренко в организации и сочетании
школы и хозяйства привели его к созданию высших технологий профессионального
обучения, отвечающих всем критериям современной технологичности: системности,
концептуальности, управляемости и эффективности. Библиографический список 1. Илалтдинова
Е.Ю. Взаимосвязь профессионального обучения и производственной
деятельности в педагогических учреждениях А.С. Макаренко [Текст] / Е.Ю.
Илалтдинова // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной
социально-педагогической деятельности: материалы 4-х Всерос. Макаренк. студ.
пед. чтений /отв. ред. Н.Г. Санникова, Екатеринбург, 2008. 2. Макаренко
А.С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т.1. М.,
1986. |
|
||
|
|
|
|
|