: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Н.Н.Коршунова

Технология профессионального обучения
воспитанников в педагогике А.С. Макаренко

Проблема профессионального обучения в его связи с воспитанием, производительным трудом и учебной работой в руководимых А.С. Макаренко воспитательных учреждениях не нашла до настоящего времени должного отражения.

 Понятие «технология профессионального обучения» в психолого–педагогическом наследии А.С. Макаренко отсутствует, хотя по организации производственной деятельности воспитанников, её содержанию можно отметить, что именно разработкой техник и технологий в нашем современном понимании он и занимался. Более того, в многочисленных трудах и воспоминаниях его воспитанников можно увидеть, как он умело прогнозировал систему действий, обеспечивающих качественный результат, который по основным параметрам совпадал с целью построения и развития более совершенного общества. Участвуя в создании новой педагогики, он сумел донести до своих воспитанников, что честным и порядочным человеком, гражданином и специалистом, профессионалом быть выгодно.

Исследователь Е.Ю. Илалтдинова в опыте А.С. Макаренко выделяет шесть этапов развития профессионального обучения, по которым можно проследить процесс совершенствования, «эволюцию труда» от самого элементарного огородничества и кустарных мастерских до мебельной фабрики и высокотехнологичных промышленных предприятий [1, с. 33 – 37].

Первоначальное вхождение человека в профессию, а именно, профориентация, профадаптация и собственно освоение профессии в воспитательных заведениях Антона Семёновича обеспечивались хорошей оснащённостью. Однако материальная база ещё не означает успеха в профессиональном обучении и воспитании. Новые условия требовали иных технологических подходов к его организации, содержанию и методам.

Не претендуя на полноту раскрытия проблемы, рассмотрим её с позиций современной структуры профессиональной деятельности, выделив в ней мотивационную, операциональную и результативную стороны.

Содержательная, операциональная сторона производственной деятельности воспитанника в учреждениях А.С. Макаренко была продумана таким образом, что способствовала укреплению стабильности, уверенности в будущем и невозможности возврата к прошлой жизни, делала его борцом со всякими негативными явлениями. Педагог в своей практике исходил из того, что «… воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [2, с. 95].

 Многие воспитанники выдающегося педагога оставались в стенах родного производства в качестве мастеров, инструкторов, рабочих и были широко востребованы другими предприятиями. Это давало прекрасную возможность для социализации бывшего правонарушителя в обществе, его самореализации.

Таким образом, поиски А.С. Макаренко в организации и сочетании школы и хозяйства привели его к созданию высших технологий профессионального обучения, отвечающих всем критериям современной технологичности: системности, концептуальности, управляемости и эффективности.

 

Библиографический список

1. Илалтдинова Е.Ю. Взаимосвязь профессионального обучения и производственной деятельности в педагогических учреждениях А.С. Макаренко [Текст] / Е.Ю. Илалтдинова // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 4-х Всерос. Макаренк. студ. пед. чтений /отв. ред. Н.Г. Санникова, Екатеринбург, 2008.

2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т.1. М., 1986.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению