|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. И.А. Вершинина Молодёжная музыкальная
субкультура как фактор социализации Субкультура
– совокупность специфических социально-психологических признаков (норм,
ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления
определённых групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в
качестве «мы», отличного от «они». Корень
у понятия – «культура». Как и у культуры в целом, у субкультуры те же задачи,
в том числе и объединение группы людей в единое целое. У субкультуры есть
свои символы, ритуалы и язык общения. К созданию собственных культурных
моделей молодёжь подталкивает неудовлетворённость традиционной культурой
старшего поколения. Возникают специфические молодёжные субкультурные
образования, способные формировать свои жизненные установки, эстетические
идеалы и пристрастия. Молодёжь,
входящая в субкультурные объединения, идентифицируется на основе ряда
критериев, одним из которых являются музыкальные предпочтения. В современной
социокультурной ситуации музыка в структуре художественных увлечений молодёжи
всё больше выдвигается на первый план. Она занимает важное место в жизни
многих молодых людей, часто становясь не только образом, но и смыслом жизни.
Музыкальные предпочтения играют решающую роль в формировании и духовного
облика молодых людей, предопределяют их социальные взаимодействия в обществе.
Изучение
музыкальных молодёжных субкультур началось в отечественной науке лишь в
последние 25 лет. Интерес учёных к этой проблематике возник в связи с
массовым увлечением советской молодёжи рок-музыкой. Появились статьи,
монографии советских социологов, музыковедов, культурологов с оценкой влияния
песенного творчества на мышление, поведение молодёжи, её образ жизни и
ценностные ориентации. Участие
музыки в воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее
время. Известный музыковед А. Сохор, понимая под функцией художественного
произведения реальный результат всей системы его воздействия на
воспринимающего, выделяет агитационно-пропагандистскую, просветительскую,
развлекательную, воспитывающую, познавательную, эстетическую,
гедонистическую, украшательски-оформительскую и др. функции. Среди всех
воздействий музыки на людей учёный на особое место ставит две сверхфункции:
воспитательную и эстетическую. В силу безграничных возможностей
эмоционального воздействия музыки и предельности познавательных возможностей
воспитательно-эстетическая сверхфункция, по мнению автора, доминирует над
другими, так как служит формированию всего духовного мира человека. С
развитием в ХХ в. массовой культуры, массовой коммуникации музыка выполняет
уже не только развлекательно-рекреационную функцию, но и способствует
социокультурной дифференциации и интеграции индивидов, объединяя их в
символические музыкальные субкультуры в рамках российской молодёжной
субкультуры. Так, дифференцирующая роль музыкальных предпочтений проявляется
в разделении российской молодёжи на множество субкультурных объединений на
основе увлечения тем или иным музыкальным направлением или исполнителем. Влияние
субкультуры на социализацию детей, особенно подростков и юношей очень сильно,
что позволяет рассматривать её как механизм социализации, который условно
можно назвать стилизованным. Субкультура влияет на детей, поскольку группы
сверстников – её носители, значимы для них. Чем больше подросток, юноша соотносят
свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективней влияет на них
возрастная субкультура. В
наше время музыкальных субкультур стало больше. Наиболее известны среди них
металлисты, готы, джанглисты, панки, рейверы, эмо, ска, реперы, риветхеды, растаманы,
моды, фолкеры и т.д. Металлисты – одна из самых многочисленных категорий
неформалов, создаваемая любителями экспрессивной, с жёстким металлическим
рисунком, эмоционально напряжённой рок-музыки – «хеви-металл». В этой музыке
воплощается совершенно естественная для подростков и юношей тяга к
проявлениям мужественности и силы. Субкультура металлистов одна из немногих
не является деструктивной, т.к. причиной объединения её представителей
является именно увлечение тяжёлой музыкой, которая учит человека добру и
прививает высокие моральные ценности. Субкультура
готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х гг. Для неё характерна
тенденция к театральности, эстетству, тяга к сверхъестественному и
эксцентричному. Готы характеризуют своё мировоззрение как «романтично-депрессивный
взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи замкнутость, частые
депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство,
мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида,
стремление к артистичности и самовыражению. Характерной чертой готов является
и восприятие смерти как фетиша. Готы носят чёрные одежды, красят ногти,
волосы и губы в чёрный цвет. «Готический имидж» достаточно разнообразен:
корсеты, платья, юбки, сетки, изготовленные преимущественно из бархата,
шёлка, парчи, шифона, гипюра. Из их цветов доминируют чёрный, бордовый,
фиолетовый. Музыкальная
субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению,
самоутверждению в обществе. Если общество и родители не могут предложить ребёнку
или подростку эффективных культурных образцов и символов выживания, то он
ищет их сам. Подросток стремится войти в группу людей, где он перестаёт
чувствовать себя одиноким, где ему есть с кем поговорить, избавиться от
чувства тревоги. Субкультура может повлиять на человека и благоприятно, и
негативно, т.е. подтолкнуть к асоциальным действиям, наркотикам и т.д. Таким
образом, осуществляя социальное воспитание, необходимо учитывать особенности музыкальных
предпочтений молодёжи, их возможные негативные влияния на формирование
личности и предпринимать усилия по минимизации и коррекции таких влияний. Знания
педагогами особенностей различных музыкальных субкультур могут способствовать
успешной социализации молодёжи. Умелое использование музыкальных предпочтений
молодёжи предоставляет педагогу своего рода «смысловой код», с помощью
которого он может воздействовать на молодёжную аудиторию. Библиографический список 1. Адорно Т. Избранное [Текст]:
социология музыки / Т. Адорно. М., СПб, 1998. 2. Запесоцкий А.С. Эта непонятная
молодёжь [Текст]: проблемы неформальных молодёжных объединений / А.С.
Запесоцкий, А.Л. Файн. М., 1990. |
|
||
|
|
|
|
|