: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

И.А. Вершинина

Молодёжная музыкальная субкультура как фактор социализации

Субкультура – совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определённых групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Корень у понятия – «культура». Как и у культуры в целом, у субкультуры те же задачи, в том числе и объединение группы людей в единое целое. У субкультуры есть свои символы, ритуалы и язык общения. К созданию собственных культурных моделей молодёжь подталкивает неудовлетворённость традиционной культурой старшего поколения. Возникают специфические молодёжные субкультурные образования, способные формировать свои жизненные установки, эстетические идеалы и пристрастия.

Молодёжь, входящая в субкультурные объединения, идентифицируется на основе ряда критериев, одним из которых являются музыкальные предпочтения. В современной социокультурной ситуации музыка в структуре художественных увлечений молодёжи всё больше выдвигается на первый план. Она занимает важное место в жизни многих молодых людей, часто становясь не только образом, но и смыслом жизни. Музыкальные предпочтения играют решающую роль в формировании и духовного облика молодых людей, предопределяют их социальные взаимодействия в обществе.

Изучение музыкальных молодёжных субкультур началось в отечественной науке лишь в последние 25 лет. Интерес учёных к этой проблематике возник в связи с массовым увлечением советской молодёжи рок-музыкой. Появились статьи, монографии советских социологов, музыковедов, культурологов с оценкой влияния песенного творчества на мышление, поведение молодёжи, её образ жизни и ценностные ориентации.

Участие музыки в воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее время. Известный музыковед А. Сохор, понимая под функцией художественного произведения реальный результат всей системы его воздействия на воспринимающего, выделяет агитационно-пропагандистскую, просветительскую, развлекательную, воспитывающую, познавательную, эстетическую, гедонистическую, украшательски-оформительскую и др. функции. Среди всех воздействий музыки на людей учёный на особое место ставит две сверхфункции: воспитательную и эстетическую. В силу безграничных возможностей эмоционального воздействия музыки и предельности познавательных возможностей воспитательно-эстетическая сверхфункция, по мнению автора, доминирует над другими, так как служит формированию всего духовного мира человека.

С развитием в ХХ в. массовой культуры, массовой коммуникации музыка выполняет уже не только развлекательно-рекреационную функцию, но и способствует социокультурной дифференциации и интеграции индивидов, объединяя их в символические музыкальные субкультуры в рамках российской молодёжной субкультуры. Так, дифференцирующая роль музыкальных предпочтений проявляется в разделении российской молодёжи на множество субкультурных объединений на основе увлечения тем или иным музыкальным направлением или исполнителем.

Влияние субкультуры на социализацию детей, особенно подростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать её как механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным. Субкультура влияет на детей, поскольку группы сверстников – её носители, значимы для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективней влияет на них возрастная субкультура.

В наше время музыкальных субкультур стало больше. Наиболее известны среди них металлисты, готы, джанглисты, панки, рейверы, эмо, ска, реперы, риветхеды, растаманы, моды, фолкеры и т.д. Металлисты – одна из самых многочисленных категорий неформалов, создаваемая любителями экспрессивной, с жёстким металлическим рисунком, эмоционально напряжённой рок-музыки – «хеви-металл». В этой музыке воплощается совершенно естественная для подростков и юношей тяга к проявлениям мужественности и силы. Субкультура металлистов одна из немногих не является деструктивной, т.к. причиной объединения её представителей является именно увлечение тяжёлой музыкой, которая учит человека добру и прививает высокие моральные ценности.

Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х гг. Для неё характерна тенденция к театральности, эстетству, тяга к сверхъестественному и эксцентричному. Готы характеризуют своё мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида, стремление к артистичности и самовыражению. Характерной чертой готов является и восприятие смерти как фетиша. Готы носят чёрные одежды, красят ногти, волосы и губы в чёрный цвет. «Готический имидж» достаточно разнообразен: корсеты, платья, юбки, сетки, изготовленные преимущественно из бархата, шёлка, парчи, шифона, гипюра. Из их цветов доминируют чёрный, бордовый, фиолетовый.

Музыкальная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе. Если общество и родители не могут предложить ребёнку или подростку эффективных культурных образцов и символов выживания, то он ищет их сам. Подросток стремится войти в группу людей, где он перестаёт чувствовать себя одиноким, где ему есть с кем поговорить, избавиться от чувства тревоги. Субкультура может повлиять на человека и благоприятно, и негативно, т.е. подтолкнуть к асоциальным действиям, наркотикам и т.д.

Таким образом, осуществляя социальное воспитание, необходимо учитывать особенности музыкальных предпочтений молодёжи, их возможные негативные влияния на формирование личности и предпринимать усилия по минимизации и коррекции таких влияний.

Знания педагогами особенностей различных музыкальных субкультур могут способствовать успешной социализации молодёжи. Умелое использование музыкальных предпочтений молодёжи предоставляет педагогу своего рода «смысловой код», с помощью которого он может воздействовать на молодёжную аудиторию.

 

Библиографический список

1. Адорно Т. Избранное [Текст]: социология музыки / Т. Адорно. М., СПб, 1998.

2. Запесоцкий А.С. Эта непонятная молодёжь [Текст]: проблемы неформальных молодёжных объединений / А.С. Запесоцкий, А.Л. Файн. М., 1990.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению