|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Н.Г. Санникова, А.И. Ахматшина Значение А.С. Макаренко для развития
социальной педагогики Социальная
педагогика как наука в России стала развиваться сравнительно недавно. Тем не
менее, начиная с 90-х гг. XX в., она является уже не просто разделом общей педагогики,
а самостоятельной дисциплиной. Первые
научные исследования, которые легли в основу «социальной педагогики»,
проводил английский исследователь и философ Дж. Локк. Его основные идеи в
этой области изложены в трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где
Локк обосновывает решающее влияние среды на воспитание, необходимость учёта
естественных склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа. Сам
термин «социальная педагогика» был введён немецким учёным П. Наторпом. В 1899
г. была издана его книга «Социальная педагогика», в которой он пытался
определить сущность данной дисциплины, её понятия и категории [1, с. 172 –
182]. Различные
исследования в области социальной педагогики активно проводятся с конца XIX
в. как зарубежными, так и российскими учёными. С обращениями к
социально-педагогическим проблемам мы встречаемся в работах А.Н. Радищева,
В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского. Их мысли о формировании гражданина
отечества, всестороннем развитии личности, народности воспитания и сегодня
являются основополагающими для педагогики, определения сущности социального
(общественного) воспитания. «Воспитание,
созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную
силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях
или заимствованных у другого народа», – говорил К.Д. Ушинский в середине XIX
(1857) [3, с. 281]. Педагог поставил в своё время важнейшие для развития
отечественной педагогики вопросы: «Каким же образом общественное воспитание,
один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые
поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может
отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена
общества, оно оставит без развития именно ту сторону характера, которая
связывает его с обществом?» [3, с. 281]. Что
же касается А.С. Макаренко, то в новый период общественного развития России
он выдвинул новые проблемы и задачи педагогики и по- новому определил
сущность и характер воспитания. По его концепции, не существует воспитания в
«узком» или «широком» смысле. Воспитание не может быть только частью
педагогического процесса, оно представляет собой явление социальное. В связи
с этим его проблемы необходимо решать в таких аспектах, как «воспитание и
жизнь, социальная среда и воспитание, школа и общество, взаимодействие
социально-культурных и педагогических явлений, процессов социализации и
воспитания» [4, с. 10], так как «воспитывает всё: люди, вещи, явления, но
прежде всего и больше всего – люди… Со всем сложнейшим миром окружающей
действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из
которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями» [2, с.
10]. В
книге «А.С. Макаренко в СССР, России и мире (1939-2005 гг.)» А.А. Фролов
впервые показал Макаренко как социального педагога-реформатора, которому
«удалось внести убедительные аргументы в решение коренных проблем педагогики:
общественно-экономические и природно-наследственные основы воспитания, связь
коллективности и индивидуально-личностных начал, внешних и внутренних
предпосылок воспитания и развития личности, взаимообусловленность
материально-практической и духовной основ педагогического процесса. Он вывел
педагогику и воспитание на решение проблемы преемственности поколений, их
взаимодействия и закономерной смены в общественном развитии. На этой базе
А.С. Макаренко в едином комплексе представил основные категории педагогики:
воспитание, социализация, обучение, развитие» [4, с. 10]. А.А. Фроловым
отмечается вклад Макаренко как учёного в разработку предмета и методологии
педагогики, в определение сферы её участия в развитии социально-гуманитарного
знания и практическом решении проблем экономики, культуры, государственности
и общественности. Это принципиально новая трактовка роли педагогики и
воспитания в жизни и развитии общества, в которой приоритетное положение
занимает воспитание, а педагогика становится воспитательной. Своей
теорией и практикой А.С. Макаренко утвердил и обосновал положение о
социально-экономической основе воспитания. Всем своим опытом он убедительно
доказал, что социально-экономический и социально-культурный факторы являются
главной основой становления и развития личности, её индивидуально-личностных
качеств. Исходя из этого положения, педагог-учёный определил ведущую для
своего времени цель воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского
рабочего», «гражданина Советского Союза», «достойного этой эпохи» [2, с. 9],
который может быть хозяином жизни, её творческим созидателем. В
связи с этим, по Макаренко, педагогика должна быть практико-ориентированной и
практически целесообразной, а главной формой её реализации должна стать
«школа жизни», основанная на соединении воспитания с хозяйственно-трудовой и
социально-культурной деятельностью воспитанников. Воспитательные учреждения
А.С. Макаренко – колония им. М. Горького и коммуна им. Ф.Э. Дзержинского –
это модели такой «школы жизни», показавшие высочайшую результативность разработанной
педагогом-мыслителем системы жизненно-ориентированного социального
воспитания. Эта система представлена им в диалектическом единстве цели,
задач, содержания, форм, методов, средств и результатов воспитания, которые в
совокупности действительно являются целостностью. По глубокому убеждению А.С.
Макаренко, без такой целостности система становится больной и разрушается. В
начале 1920-х гг. Макаренко писал: «Мы знаем, каким должен быть наш
гражданин, мы должны прекрасно знать, что такое новый человек, какими чертами
этот человек должен отличаться, какой у него должен быть характер, система
убеждений, образование, работоспособность, трудоспособность, мы должны знать
всё, чем должен отличаться, гордиться новый, наш социалистический,
коммунистический человек» [2, с. 8 – 9]. А мы в начале III тысячелетия знаем,
какого гражданина должны воспитать? В
настоящее время с полным основанием можно говорить о том, что система нашего
социального воспитания в современной школе больна, потому что её цель и
задачи утратили главное – ориентацию на подготовку человека труда. Новые для
нас условия рыночной экономики создают в жизни российского общества такую
ситуацию, в которой понятия «производственный» и «производительный труд»
утрачивают для нашей молодёжи свой былой ценностный смысл. Сегодня на
задворках воспитания оказались трудовая мораль и формирование трудоспособного
гражданина Отечества. В средствах массовой информации романтизируется
успешность, возможная без постоянного труда и часто имеющая заведомо
криминальные основы. Благодаря такой мотивации на лёгкий успех наша молодёжь
всё чаще нацелена на то, чтобы получить сразу всё и без особых усилий. В этой
ситуации приобретают особое, государственное значение проблемы мотивации в
школах на производственную деятельность. В макаренковской же воспитательной
системе решению этих проблем отведено главное место, что также является
немаловажным вкладом А.С. Макаренко в развитие социальной педагогики. Сегодня
мы, как никогда, должны серьёзно задуматься над такой мотивацией молодых
людей к труду и к производственной деятельности в наших образовательных
учреждениях, которая могла бы успешно противостоять негативным реалиям
нынешней действительности. Крайне важно, чтобы наша современная молодёжь
знала экономическую сторону труда, ещё важнее, чтобы она включалась в
производительный труд и становилась творцом материальных ценностей, улучшая
собственным трудом свой быт, свой досуг, помогая родным и близким. В
наше время нередко высказываются мнения, что в сегодняшней ситуации вся
воспитательная система А.С. Макаренко вместе с его мотивационными подходами
не актуальна, потому что молодёжь другая и государство наше сегодня другое.
Но это мнения тех, кто не умеет или не желает разглядеть в этих подходах те
закономерности воспитания, которые будут истинными и в нашей будущей жизни. Развитие
социальной педагогики в России ещё только набирает свои обороты. Но оно будет
успешным лишь при условии творческого переосмысления и творческого
использования социально-педагогических идей, проверенных практикой и давших
прекрасные социальные результаты. Библиографический список 1. Пинкевич А.П. Марксистская
педагогическая хрестоматия XIX – XX вв. [Текст]. М., Ю., Л., 1928. Ч. 1. 2.
Путь к мастерству [Текст] /сост. Л. Чубаров, Т. Ведина. М., 1978. 3. Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения
[Текст] / К.Д. Ушинский. М., 1968. 4. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР,
России и мире [Текст]: историография освоения и разработки его наследия
(1939-2005 гг.), критический анализ) / А.А. Фролов. Н. Новгород, 2006. |
|
||
|
|
|
|
|