: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Н.Г. Санникова, А.И. Ахматшина

Значение А.С. Макаренко для развития социальной педагогики

Социальная педагогика как наука в России стала развиваться сравнительно недавно. Тем не менее, начиная с 90-х гг. XX в., она является уже не просто разделом общей педагогики, а самостоятельной дисциплиной.

Первые научные исследования, которые легли в основу «социальной педагогики», проводил английский исследователь и философ Дж. Локк. Его основные идеи в этой области изложены в трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693), где Локк обосновывает решающее влияние среды на воспитание, необходимость учёта естественных склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа.

Сам термин «социальная педагогика» был введён немецким учёным П. Наторпом. В 1899 г. была издана его книга «Социальная педагогика», в которой он пытался определить сущность данной дисциплины, её понятия и категории [1, с. 172 – 182].

Различные исследования в области социальной педагогики активно проводятся с конца XIX в. как зарубежными, так и российскими учёными. С обращениями к социально-педагогическим проблемам мы встречаемся в работах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского. Их мысли о формировании гражданина отечества, всестороннем развитии личности, народности воспитания и сегодня являются основополагающими для педагогики, определения сущности социального (общественного) воспитания.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», – говорил К.Д. Ушинский в середине XIX (1857) [3, с. 281]. Педагог поставил в своё время важнейшие для развития отечественной педагогики вопросы: «Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности? Неужели, воспитывая в человеке будущего члена общества, оно оставит без развития именно ту сторону характера, которая связывает его с обществом?» [3, с. 281].

Что же касается А.С. Макаренко, то в новый период общественного развития России он выдвинул новые проблемы и задачи педагогики и по- новому определил сущность и характер воспитания. По его концепции, не существует воспитания в «узком» или «широком» смысле. Воспитание не может быть только частью педагогического процесса, оно представляет собой явление социальное. В связи с этим его проблемы необходимо решать в таких аспектах, как «воспитание и жизнь, социальная среда и воспитание, школа и общество, взаимодействие социально-культурных и педагогических явлений, процессов социализации и воспитания» [4, с. 10], так как «воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди… Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребёнок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями» [2, с. 10].

В книге «А.С. Макаренко в СССР, России и мире (1939-2005 гг.)» А.А. Фролов впервые показал Макаренко как социального педагога-реформатора, которому «удалось внести убедительные аргументы в решение коренных проблем педагогики: общественно-экономические и природно-наследственные основы воспитания, связь коллективности и индивидуально-личностных начал, внешних и внутренних предпосылок воспитания и развития личности, взаимообусловленность материально-практической и духовной основ педагогического процесса. Он вывел педагогику и воспитание на решение проблемы преемственности поколений, их взаимодействия и закономерной смены в общественном развитии. На этой базе А.С. Макаренко в едином комплексе представил основные категории педагогики: воспитание, социализация, обучение, развитие» [4, с. 10]. А.А. Фроловым отмечается вклад Макаренко как учёного в разработку предмета и методологии педагогики, в определение сферы её участия в развитии социально-гуманитарного знания и практическом решении проблем экономики, культуры, государственности и общественности. Это принципиально новая трактовка роли педагогики и воспитания в жизни и развитии общества, в которой приоритетное положение занимает воспитание, а педагогика становится воспитательной.

Своей теорией и практикой А.С. Макаренко утвердил и обосновал положение о социально-экономической основе воспитания. Всем своим опытом он убедительно доказал, что социально-экономический и социально-культурный факторы являются главной основой становления и развития личности, её индивидуально-личностных качеств. Исходя из этого положения, педагог-учёный определил ведущую для своего времени цель воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего», «гражданина Советского Союза», «достойного этой эпохи» [2, с. 9], который может быть хозяином жизни, её творческим созидателем.

В связи с этим, по Макаренко, педагогика должна быть практико-ориентированной и практически целесообразной, а главной формой её реализации должна стать «школа жизни», основанная на соединении воспитания с хозяйственно-трудовой и социально-культурной деятельностью воспитанников. Воспитательные учреждения А.С. Макаренко – колония им. М. Горького и коммуна им. Ф.Э. Дзержинского – это модели такой «школы жизни», показавшие высочайшую результативность разработанной педагогом-мыслителем системы жизненно-ориентированного социального воспитания. Эта система представлена им в диалектическом единстве цели, задач, содержания, форм, методов, средств и результатов воспитания, которые в совокупности действительно являются целостностью. По глубокому убеждению А.С. Макаренко, без такой целостности система становится больной и разрушается.

В начале 1920-х гг. Макаренко писал: «Мы знаем, каким должен быть наш гражданин, мы должны прекрасно знать, что такое новый человек, какими чертами этот человек должен отличаться, какой у него должен быть характер, система убеждений, образование, работоспособность, трудоспособность, мы должны знать всё, чем должен отличаться, гордиться новый, наш социалистический, коммунистический человек» [2, с. 8 – 9]. А мы в начале III тысячелетия знаем, какого гражданина должны воспитать?

В настоящее время с полным основанием можно говорить о том, что система нашего социального воспитания в современной школе больна, потому что её цель и задачи утратили главное – ориентацию на подготовку человека труда. Новые для нас условия рыночной экономики создают в жизни российского общества такую ситуацию, в которой понятия «производственный» и «производительный труд» утрачивают для нашей молодёжи свой былой ценностный смысл. Сегодня на задворках воспитания оказались трудовая мораль и формирование трудоспособного гражданина Отечества. В средствах массовой информации романтизируется успешность, возможная без постоянного труда и часто имеющая заведомо криминальные основы. Благодаря такой мотивации на лёгкий успех наша молодёжь всё чаще нацелена на то, чтобы получить сразу всё и без особых усилий. В этой ситуации приобретают особое, государственное значение проблемы мотивации в школах на производственную деятельность. В макаренковской же воспитательной системе решению этих проблем отведено главное место, что также является немаловажным вкладом А.С. Макаренко в развитие социальной педагогики.

Сегодня мы, как никогда, должны серьёзно задуматься над такой мотивацией молодых людей к труду и к производственной деятельности в наших образовательных учреждениях, которая могла бы успешно противостоять негативным реалиям нынешней действительности. Крайне важно, чтобы наша современная молодёжь знала экономическую сторону труда, ещё важнее, чтобы она включалась в производительный труд и становилась творцом материальных ценностей, улучшая собственным трудом свой быт, свой досуг, помогая родным и близким.

В наше время нередко высказываются мнения, что в сегодняшней ситуации вся воспитательная система А.С. Макаренко вместе с его мотивационными подходами не актуальна, потому что молодёжь другая и государство наше сегодня другое. Но это мнения тех, кто не умеет или не желает разглядеть в этих подходах те закономерности воспитания, которые будут истинными и в нашей будущей жизни.

Развитие социальной педагогики в России ещё только набирает свои обороты. Но оно будет успешным лишь при условии творческого переосмысления и творческого использования социально-педагогических идей, проверенных практикой и давших прекрасные социальные результаты.

 

Библиографический список

1. Пинкевич А.П. Марксистская педагогическая хрестоматия XIX – XX вв. [Текст]. М., Ю., Л., 1928. Ч. 1.

2. Путь к мастерству [Текст] /сост. Л. Чубаров, Т. Ведина. М., 1978.

3. Ушинский К.Д. Избр. пед. произведения [Текст] / К.Д. Ушинский. М., 1968.

4. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире [Текст]: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг.), критический анализ) / А.А. Фролов. Н. Новгород, 2006.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению