|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. М.А. Розбаум Социально-педагогическая
работа с детьми с синдромом Дауна Синдром
Дауна – самая распространённая генетическая аномалия, вызванная появлением
лишней хромосомы в клетках тела ребёнка. Этот синдром был описан Джоном
Ландогоном Дауном в 1866 г. как умственная отсталость с рядом характерных
внешних признаков: «плоское» лицо, короткие конечности, антимонголоидный
разрез глаз, бороздчатый язык, открытый рот (из-за низкого тонуса мышц и
особого строения неба), деформация грудной клетки т.д. Связь между
происхождением врождённого синдрома и изменением количества хромосом была выявлена
только в 1959 г. французским генетиком Жеромом Леженом. В
течение многих лет синдром Дауна считался медицинской проблемой, а так как
аномалия не может быть излечена, то таких пациентов, как правило, с рождения
помещали в дома-интернаты, где за ними осуществлялся общий уход, так что они
нередко оставались без лечения. У находящихся в таких условиях детей с
синдромом Дауна низкий уровень психофизического развития и средняя
продолжительность жизни около 13 лет. Ситуация
начала меняться около полувека назад. Это произошло в основном
благодаря информированности населения. Люди начали понимать, что эта проблема
носит всеобщий характер, и она может коснуться каждого. В развитых странах
было признано, что условия содержания детей с синдромом Дауна в закрытых учреждениях
неудовлетворительны, их права часто нарушаются, а пребывание в стационарных
учреждениях оказывает неблаготворное воздействие на больных, их состояние и
развитие. Ещё в
начале 90¬-х гг. в России основная часть детей с синдромом Дауна продолжала находиться
в государственных учреждениях, и лишь малая доля воспитывалась дома.
Постепенно при участии общественных объединений и родительских ассоциаций
начали создаваться благотворительные фонды, центры ранней помощи, оказывающие
бесплатную психолого¬-педагогическую помощь детям, такие, как «Даунсайд Ап»,
Ассоциация Даун Синдром, Православный центр «Живоносный Источник». В
основе современного подхода к интеграции в общество детей с синдромом Дауна
лежит семейно-центрированная модель ранней помощи, включающая
психолого-педагогическую поддержку родителей и ориентированная на помощь
родителям в воспитании детей. Большое внимание сегодня уделяется развитию
детей раннего возраста, профилактике вторичных нарушений, возникающих из¬-за
сопутствующих заболеваний. Сегодня
в центре внимания специалистов находится взаимодействие родителей с ребёнком,
его моторное развитие, познавательные процессы, коммуникации. С полутора лет
дети начинают посещать групповые занятия, направленные на социализацию. К 3
годам они поступают в детские сады, где продолжают получать дополнительные
знания, находясь вместе с обычными детьми, что положительно влияет на
развитие как здоровых, так и «солнечных детей» (так называют детей с
синдромом Дауна). Затем к 7 годам в зависимости от уровня развития эти дети
поступают в школы. Основная масса учится в специализированных школах, однако
есть некоторые примеры обучения «солнечных детей» в общеобразовательных
школах. Благодаря
преемственности накопленного опыта и инновационным технологиям сегодня мы
имеем всё больше возможностей интегрировать в общество детей с синдромом
Дауна. |
|
||
|
|
|
|
|