: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

 

И.А. Протасова, Н. Гирфанов

В.В. Зеньковский о влиянии семьи и школы
на процесс социального воспитания личности

В.В. Зеньковский (1881-1962) рассматривал вопросы не только религиозного образования и воспитания личности, но и проблемы социального воспитания. В.В. Зеньковский дал глубокий анализ влияния разных факторов социализации на развивающуюся личность ребёнка. Наиболее значимым из них он считал семью, затем дошкольные учреждения, школу и разные формы «внепедагогического социального общения».

По его мнению, даже «самая дурная семья, оставляющая много ран в душе ребёнка, во многих отношениях несоизмеримо лучше самой прекрасной, но не семейной воспитательной среды. Семья решительно незаменима» [1, с. 121 – 122]. Семья, по его образному выражению, окружает ребёнка «тесной социальной оболочкой». Именно в семье дети приобретают первый социальный опыт, в ней «развёртываются первые социальные замыслы ребёнка, приобретается вкус к социальному сближению, формируется способность к социальному обмену» [1, с. 122]. Семью В.В. Зеньковский характеризует как незаменимый орган социального воспитания: «Всё, что может сделать социальное воспитание в его дальнейших стадиях, никогда не может возместить того, чего не дала ребёнку семья» [1, с. 124].

Социализирующее воздействие семьи Зеньковский видит в духе солидарности, во взаимной помощи друг другу: «Не сентиментальное единодушие, но сближение в активности, общие заботы и думы, общее горе и радости, общий труд, общая жизнь, совместная активность – вот что поддерживает свежесть и силу семейных социальных связей» [1, с. 123].

В то же время Зеньковский обращает внимание на усилившиеся кризисные моменты в семейном воспитании, на то, что ребёнок часто чувствует себя в семье сиротой. «Я не ошибусь, – пишет он, − если скажу, что упадок семейных связей, наступление отчуждения в семейных отношениях, вообще разрушение социальных связей в семье во многом хуже действительного сиротства… то взаимное отчуждение, которое возникает часто в семье, подрезает самые глубокие и ценные источники социальной энергии, оно изнутри иссушает человека, ведёт к социальному безразличию» [1, с. 134].

Негативно педагог оценивает роль современной семьи в процессе социализации личности. В такой семье, по его мнению, дети очень часто «развиваются в антисоциальном направлении». «Грех современной семьи и современной школы в том, что они не считаются с социальной стороной в личности ребёнка, игнорируют её, а часто и подавляют и развращают, порой со-знательно… опираются на дурные социальные чувства, вообще развивают дурную социальность» [1, с. 121].

В условиях кризиса семьи, по мнению учёного, должна возрасти роль дошкольных учреждений, которые «прививают не только социальные навыки, но главное – усваивают вкус к социальной близости, к сотрудничеству… Не стеснённые программой, дошкольные учреждения (в противоположность школе) построены на принципе свободной активности ребёнка; в этом тайна их влияния, тайна их педагогических достижений» [1, с. 126].

Идеальная школа, в его понимании, как форма социального взаимодействия, должна развивать не только индивидуальные, но и социальные силы личности, его активность и самодеятельность, пробуждать в нём инициативу.

В.В.Зеньковский полагал, что школа должна стать органом не только умственного образования, но и социального воспитания, стать носительницей высших идеалов общественности и истинным орудием социального прогресса. Она должна «готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевлённых идеалами солидарности» [1, с. 85]. Социальное воспитание, по мнению педагога, должно развивать социальные силы ребёнка, подготавливать его к социальной жизни «с точки зрения социального идеала», формировать навыки социального общения.

Зеньковский выражал тревогу за судьбы поколения, в которое проникает «яд антисоциальности», высказывал опасения по поводу школьного насилия, национализма, классового подхода в образовании. Говоря о задачах социального воспитания, он обращает внимание, что нередко их видят в том, чтобы «приучить личность уже с детства к политической активности, видят в социальном воспитании средство борьбы с политической апатией и политической развращённостью» [1, с. 87]. «Основная задача социального воспитания, − пишет В.В. Зеньковский, − заключается в развитии социальной активности, вкуса к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над эгоистическими замыслами» [1, с. 8 7].

В.В. Зеньковский отмечал, что социальное воспитание не следует смешивать ни с политическим, ни с национальным. Он признавал, что «социальное воспитание приближается по своим задачам к национальному воспитанию, но оно стоит выше его и захватывает душу ребёнка шире и глубже… Любовь к родной стране − великое, но не высшее чувство… Воспитание должно быть национальным, оно должно приобщать человека к исторической работе его страны, должно связывать его с родной страной и развивать сознание его долга перед своей родиной, но именно потому, что национальное воспитание необходимо, ещё более необходимо социальное воспитание, которое развивает… дух братства и взаимопомощи» [1, с. 88].

Национального воспитание, по мнению педагога, должно осуществляться путём «просветления» и углубления связи личности со всей духовной жизнью общества, уяснения религиозного смысла чувства Родины, развития потребности жертвенного служения ей. Он утверждал, что «...национальное чувство, достигшее своего подлинного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной жизни в нас» [1, с. 27].

Педагог рассматривает формы и методы организации социального воспитания. Это введение специальных предметов (родиноведение), организация трудовой, общественно полезной деятельности, школьное самоуправление, «устройство классных библиотек, классных и общеученических праздников, вечеринок, экскурсий, собирание для школы коллекций, образование школьных музеев, издание классных журналов» [1, с. 129].

По степени социальной активности Зеньковский выделяет четыре типа людей. Первый отличается ярко выраженной социальной активностью. «От природы имея яркое социальное влечение, эти люди отдают себя всецело социальному целому, думают о его благе, заботятся о его интересах. Этими людьми живёт и держится социальная организация, без них она не могла бы развиваться» [1, с. 90]. Второй тип составляют инертные люди, которые мешают более деятельным, будучи консервативными по своей сути и являясь в то же время носителями социальной традиции: «Они слишком инертны, чтобы самостоятельно идти вперёд, но они достаточно инертны и для того, чтобы не сопротивляться. Как сырые дрова, они загораются медленно и лишь тогда, когда рядом горят уже сухие поленья...» [1, с. 90]. К третьему типу Зеньковским отнесены псевдосоциальные люди, которые лишены какого-либо социального чувства и «пользуются общественными отношениями в своих целях, проявляют большую активность, но чисто эгоистического характера… Это − паразиты общества; большая часть преступников тоже входит сюда. К четвёртому типу Зеньковским причислены антисоциальные люди, «которым душно и тесно в той социальной среде, с которой они почему-либо связаны, все помыслы которых направлены на тайную или явную борьбу с обществом» [1, с. 91].

Социальное воспитание, по мнению учёного, должно строиться исходя из особенностей каждого типа личности. По отношению к первому типу личности основные задачи социального воспитания он видел в том, чтобы «наличную социальную энергию направить на должные цели и придать ей ценное содержание… [1, с. 92].

Поскольку причины псевдосоциального поведения Зеньковский видел не только в действии неблагоприятных факторов социальной среды, но и во влиянии психологических факторов, постольку основную задачу социального воспитания по отношению к псевдосоциальной личности учёный рассматривал как «преодоление тех психических вывихов, которые отбрасывают человека в ранние его годы от общества и подавляют его социальные влечения». Что касается, наконец, последней (антисоциальной) группы, то «задача социального воспитания в отношении к ней, − писал Зеньковский, − состоит не в том, чтобы уничтожить в корне антисоциальный фактор, но в том, чтобы «облагородить и возвысить его» [1, с. 93].

В то же время В.В. Зеньковский доказал, что современная школа не способствует формированию социальной активности личности, игнорирует социальные влечения и запросы детей.

 

Библиографический список

Зеньковский В.В. Пед. соч. [Текст]: в 2 т. / В.В. Зеньковский; сост. Е.Г. Осовский, О.Е. Осовский. Т.2. Саранск, 2002.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению