: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

М.С. Ткаченко

Эстетика организации жизни детей
в педагогическом наследии А.С. Макаренко

Особый интерес для понимания педагогической системы А.С. Макаренко представляет анализ эстетики быта воспитанников в его воспитательных учреждениях. Не случайно в его произведениях отводится так много места описаниям тех аспектов жизни детей, которые связаны с эстетикой.

Его воспитанники стали врачами, художниками, артистами, лётчиками, рабочими, колхозниками и т.д. Это очень разные, но в то же время в чём-то похожие друг на друга люди. По воспоминаниям современников, все они отличались широтой интересов, образованностью, высоким уровнем культуры. И важной частью этой культуры у всех выступало особое эстетическое отношение к жизни. Оно скрупулезно формировалось А.С. Макаренко всеми средствами организации педагогического процесса.

Одним из главных средств был прежде всего личный пример и пример педагогов. «Я должен быть эстетически выразителен, поэтому я ни разу не вышел с непочищенными сапогами или без пояса», – говорит он о себе [3, с. 365]. «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своём костюме, который у меня был» [3, с. 367].

 Воспитанники А.С. Макаренко отмечают, что в колонии им. Горького и в коммуне им. Дзержинского всегда было чисто и красиво. В клубе «зал уставлен пальмами, фикусами, пеларгониями, добротной мебелью. На окнах дорогие шторы, со вкусом подобранные под цвет стен, на потолке альфрейные росписи, хорошо оформлены уголки В.И. Ленина и Ф.Э. Дзержинского с их беломраморными бюстами. Ежедневно дежурные у бюстов меняют живые цветы в вазах». Уют здесь всегда поддерживался [1, с. 43].

В быту колонистов и коммунаров большое внимание уделялось чистоте и внутреннему убранству помещений, эстетическому виду территории, которая всегда была украшена цветниками. «В парке широкие, посыпанные песком дорожки подчёркивают зелёное богатство трёх террас… Двести кустов роз высадили здесь колонисты ещё осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, левкоев, ярко-красной герани, синеньких колокольчиков и ещё неизвестных и не названных цветов, – колонисты даже никогда и не считали» [4, с. 335–336].

Наведение порядка и красоты было особой заботой воспитанников даже в условиях временного пребывания – в поездках, временных жилищах. Примечателен пример с экскурсией в Москву, когда ребят поселили в транспортной школе ГПУ на Лубянке. Они начали освоение временного жилища с наведения порядка, так как жилого уюта в комнатах не было. Объявили «аврал по уборке. Мыли окна, двери, полы, сметали пыль со стен… Спальни девочек и здесь отличались своим убранством. Появились занавесочки, вышитые, всякого рода накидочки, игрушечные подушечки, вазочки с цветами. Всё вместе взятое, расположенное со вкусом, создавало мирок уюта» [1, с. 77].

Путешествуя с воспитанниками по Крыму, Антон Семёнович старался показать им не только красоту природы, но и музеи, дворцы, выставки с их богатыми собраниями произведений искусства. Уникальные результаты работы зодчих, художников, оформителей, декораторов помогали формировать у ребят эстетическое восприятие окружающего мира.

В лекциях для родителей А.С. Макаренко пишет, что ребёнка с малых лет надо приучать «заботиться об украшении комнаты портретами, открытками, репродукциями, комнатными цветами» [2, с. 56], большое место в воспитании детей имеет домашняя обстановка. Хорошая обстановка, хорошие вещи облагораживают, но не нужно злоупотреблять вещами. Квартира не должна походить на мебельный магазин. Не должно быть вещей, пришедших в негодность, не должно быть книг, которые никто не читает, не должны лежать прошлогодние журналы, не должны стоять диваны, на которых никто не сидит и которые только загромождают комнату. Лишнего, пыльного, истрёпанного не должно быть в комнатах детей. «Если у вас внешний порядок, чистота, вы с раннего детства приучаете ребёнка к порядку, ваш ребёнок не может быть очень плохим. Но как может человек воспитать ребёнка, живое существо, если он не способен организовать десяток неодушевлённых предметов в своей квартире?» [2, с. 140].

Давая советы родителям по формированию культуры своих детей и эстетического отношения к жизни, педагог обращает их внимание на роль книг, журналов, кино и театра, совместных прогулок по городу или селу, в процессе которых без нравоучений и поучений можно показать им прекрасное в окружающей ребёнка действительности. С этой целью он советует ходить с детьми на выставки, в музеи, галереи, посещение которых рождает у них большие, глубокие чувства и влияет на развитие интеллекта [2, с. 77].

В воспитательной работе, по мнению А.С. Макаренко, мелочей не бывает. Эстетические чувства у детей может формировать красота дисциплины, режим и порядок, красивая форма и красивые традиции. Когда его воспитанники на привокзальной площади с оркестром и знаменем, «в парадных костюмах с белыми воротничками, с наивысшим шиком, с вензелями и прочими украшениями» встречали только что снятых с поездов беспризорников, оборванных и грязных, это было потрясающее зрелище. Это был для них своеобразный «взрыв» прежней жизни, который отбрасывал в прошлое всю прежнюю грязь и все тяготы беспризорного существования [1, с. 76]. Их преображение сопряжено с огромными трудностями. Но благодаря многим педагогическим усилиям и эстетической организации детской жизни, это преображение происходит. С какой гордостью Макаренко говорит о своих воспитанниках в «Педагогической поэме»: «Вот они, горьковцы. Они стройны и собранны, у них хорошие, подвижные талии, мускулистые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела и свежие красногубые лица. Лица эти делаются в колонии, – с улицы приходят в колонию совсем не такие лица» [4, с. 336].

И если говорить о преемственности в педагогике, то в аспекте эстетической организации детской жизни она должна осуществляться на самом высоком уровне, т.е. как в практике А.С. Макаренко.

 

Библиографический список

1.   Конисевич Л. Нас воспитал Макаренко [Текст] / Л. Конисевич. Челябинск, 1993.

2.   Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [Текст] /А.С. Макаренко. М., 1950.

3.   Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952.

4.   Макаренко А.С. Педагогическая поэма [Текст]: в 7 т. / А.С. Макаренко. Т. 1. М., 1958.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению