|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. М.С. Ткаченко Эстетика организации жизни детей Особый интерес для понимания педагогической системы А.С.
Макаренко представляет анализ эстетики быта воспитанников в его
воспитательных учреждениях. Не случайно в его произведениях отводится так много
места описаниям тех аспектов жизни детей, которые связаны с эстетикой. Его воспитанники стали врачами, художниками, артистами,
лётчиками, рабочими, колхозниками и т.д. Это очень разные, но в то же время в
чём-то похожие друг на друга люди. По воспоминаниям современников, все они
отличались широтой интересов, образованностью, высоким уровнем культуры. И
важной частью этой культуры у всех выступало особое эстетическое отношение к
жизни. Оно скрупулезно формировалось А.С. Макаренко всеми средствами организации
педагогического процесса. Одним из главных средств был прежде всего личный пример и
пример педагогов. «Я должен быть эстетически выразителен, поэтому я ни разу
не вышел с непочищенными сапогами или без пояса», – говорит он о себе [3, с.
365]. «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло
в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в
лучшем своём костюме, который у меня был» [3, с. 367]. Воспитанники А.С.
Макаренко отмечают, что в колонии им. Горького и в коммуне им. Дзержинского
всегда было чисто и красиво. В клубе «зал уставлен пальмами, фикусами,
пеларгониями, добротной мебелью. На окнах дорогие шторы, со вкусом
подобранные под цвет стен, на потолке альфрейные росписи, хорошо оформлены
уголки В.И. Ленина и Ф.Э. Дзержинского с их беломраморными бюстами. Ежедневно
дежурные у бюстов меняют живые цветы в вазах». Уют здесь всегда поддерживался
[1, с. 43]. В быту колонистов и коммунаров большое внимание уделялось чистоте
и внутреннему убранству помещений, эстетическому виду территории, которая
всегда была украшена цветниками. «В парке широкие, посыпанные песком дорожки
подчёркивают зелёное богатство трёх террас… Двести кустов роз высадили здесь
колонисты ещё осенью, а сколько здесь астр, гвоздики, левкоев, ярко-красной
герани, синеньких колокольчиков и ещё неизвестных и не названных цветов, –
колонисты даже никогда и не считали» [4, с. 335–336]. Наведение порядка и красоты было особой заботой
воспитанников даже в условиях временного пребывания – в поездках, временных
жилищах. Примечателен пример с экскурсией в Москву, когда ребят поселили в
транспортной школе ГПУ на Лубянке. Они начали освоение временного жилища с
наведения порядка, так как жилого уюта в комнатах не было. Объявили «аврал по
уборке. Мыли окна, двери, полы, сметали пыль со стен… Спальни девочек и здесь
отличались своим убранством. Появились занавесочки, вышитые, всякого рода
накидочки, игрушечные подушечки, вазочки с цветами. Всё вместе взятое, расположенное
со вкусом, создавало мирок уюта» [1, с. 77]. Путешествуя с воспитанниками по Крыму, Антон Семёнович
старался показать им не только красоту природы, но и музеи, дворцы, выставки
с их богатыми собраниями произведений искусства. Уникальные результаты работы
зодчих, художников, оформителей, декораторов помогали формировать у ребят
эстетическое восприятие окружающего мира. В лекциях для родителей А.С. Макаренко пишет, что ребёнка
с малых лет надо приучать «заботиться об украшении комнаты портретами, открытками,
репродукциями, комнатными цветами» [2, с. 56], большое место в воспитании
детей имеет домашняя обстановка. Хорошая обстановка, хорошие вещи
облагораживают, но не нужно злоупотреблять вещами. Квартира не должна
походить на мебельный магазин. Не должно быть вещей, пришедших в негодность,
не должно быть книг, которые никто не читает, не должны лежать прошлогодние
журналы, не должны стоять диваны, на которых никто не сидит и которые только
загромождают комнату. Лишнего, пыльного, истрёпанного не должно быть в
комнатах детей. «Если у вас внешний порядок, чистота, вы с раннего детства
приучаете ребёнка к порядку, ваш ребёнок не может быть очень плохим. Но как
может человек воспитать ребёнка, живое существо, если он не способен
организовать десяток неодушевлённых предметов в своей квартире?» [2, с. 140]. Давая советы родителям по формированию культуры своих
детей и эстетического отношения к жизни, педагог обращает их внимание на роль
книг, журналов, кино и театра, совместных прогулок по городу или селу, в процессе
которых без нравоучений и поучений можно показать им прекрасное в окружающей
ребёнка действительности. С этой целью он советует ходить с детьми на
выставки, в музеи, галереи, посещение которых рождает у них большие, глубокие
чувства и влияет на развитие интеллекта [2, с. 77]. В воспитательной работе, по мнению А.С. Макаренко, мелочей
не бывает. Эстетические чувства у детей может формировать красота дисциплины,
режим и порядок, красивая форма и красивые традиции. Когда его воспитанники
на привокзальной площади с оркестром и знаменем, «в парадных костюмах с
белыми воротничками, с наивысшим шиком, с вензелями и прочими украшениями»
встречали только что снятых с поездов беспризорников, оборванных и грязных,
это было потрясающее зрелище. Это был для них своеобразный «взрыв» прежней
жизни, который отбрасывал в прошлое всю прежнюю грязь и все тяготы
беспризорного существования [1, с. 76]. Их преображение сопряжено с огромными
трудностями. Но благодаря многим педагогическим усилиям и эстетической
организации детской жизни, это преображение происходит. С какой гордостью
Макаренко говорит о своих воспитанниках в «Педагогической поэме»: «Вот они,
горьковцы. Они стройны и собранны, у них хорошие, подвижные талии,
мускулистые и здоровые, не знающие, что такое медицина, тела и свежие
красногубые лица. Лица эти делаются в колонии, – с улицы приходят в колонию
совсем не такие лица» [4, с. 336]. И если говорить о преемственности в педагогике, то в
аспекте эстетической организации детской жизни она должна осуществляться на
самом высоком уровне, т.е. как в практике А.С. Макаренко. Библиографический список 1. Конисевич Л. Нас воспитал Макаренко
[Текст] / Л. Конисевич. Челябинск, 1993. 2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании
детей [Текст] /А.С. Макаренко. М., 1950. 3. Макаренко А.С. О коммунистическом
воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1952. 4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма
[Текст]: в 7 т. / А.С. Макаренко. Т. 1. М., 1958. |
|
||
|
|
|
|
|