|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Е.В. Бакаева Условия и пути оптимизации детско-родительских
отношений В
жизни каждого человека родители играют огромную роль. Они дают первые образцы
поведения, которым ребёнок стремится подражать. Если родители хорошо понимают
это, они ведут себя так, чтобы максимально способствовать развитию у него
лучших человеческих качеств. Существуют
разные типы детско-родительских отношений. В качестве основных среди них
можно выделить: 1)
отношения с чрезмерной эмоциональной дистанцией между родителями и ребёнком; 2)
эмоционально-уравновешенные отношения; 3) отношения
с превышенной концентрацией внимания на ребёнке; 4)
отношения с доминированием уступчивости детям; 5)
отношения внутренней независимости родителей. Позиция
независимости родителей облегчает руководство ребёнком, так как
осуществляется свободно, без проявления подавляющего превосходства или
уступчивости. Атмосфера напряжённости и конфликтов действует на ребёнка
отрицательно. При нарушении стабильности семьи дом перестаёт быть для него
опорой, исчезает чувство безопасности, что может привести ребёнка к поискам
опоры вне дома. Дисгармония семейных отношений даёт ребёнку образцы
агрессивности, непостоянства и асоциального поведения. Эмоциональная
уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего
контакта с ребёнком. Она позволяет родителям и детям взаимно проявлять свои
чувства. Формированию
контакта с ребёнком способствует отсутствие преувеличенного внимания к нему и
чрезмерной эмоциональной дистанции. Речь идёт о таком подходе к детям,
который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный. С другой
стороны, это должен быть подход, основанный на определённой независимости
сторон, в меру категоричный и настойчивый, без проявления таких типов
неправильных позиций, как отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная
и чрезмерно оберегающая. Наиболее
правильным является принятие ребёнка таким, каков он есть: с его внешним
видом, характером и умственными способностями. Тогда контакт с ребёнком
приятен для родителей, дарит им радость и счастье, а детям – чувство
безопасности и уверенности в будущем. Похвальна и позиция признания прав
ребёнка, когда родители относятся к проявлениям активности ребёнка свободно,
неформально и проявляют уважение к его индивидуальности. Изучение зависимости
между практикой семейного руководства и агрессивным поведением детей
показывает, что высокий уровень детской агрессивности зачастую связан с
жестокими наказаниями или недостаточным контролем за детьми, их поведением.
Существует риск, что стиль общения, основанный на силе, может превратить
ребёнка в отверженного среди сверстников, отстающего в школе и т.д. Дети из
семей, где нет уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются
приятели, а у самого ребёнка складывается негативный образ «самого себя».
Если родители не могут научить ребёнка определённым правилам поведения, его
манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. В дальнейшем это,
безусловно, сказывается и на отношениях ребёнка со всем окружающим его миром. В
связи с этим значительно возрастает роль социального педагога в работе с
семьёй и в частности – в урегулировании детско-родительских отношений, в
формировании правильного стиля общения с ребёнком в семейных условиях. |
|
||
|
|
|
|
|