: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Е.В. Бакаева

Условия и пути оптимизации детско-родительских отношений

В жизни каждого человека родители играют огромную роль. Они дают первые образцы поведения, которым ребёнок стремится подражать. Если родители хорошо понимают это, они ведут себя так, чтобы максимально способствовать развитию у него лучших человеческих качеств.

Существуют разные типы детско-родительских отношений. В качестве основных среди них можно выделить:

1) отношения с чрезмерной эмоциональной дистанцией между родителями и ребёнком;

2) эмоционально-уравновешенные отношения;

3) отношения с превышенной концентрацией внимания на ребёнке;

4) отношения с доминированием уступчивости детям;

5) отношения внутренней независимости родителей.

Позиция независимости родителей облегчает руководство ребёнком, так как осуществляется свободно, без проявления подавляющего превосходства или уступчивости. Атмосфера напряжённости и конфликтов действует на ребёнка отрицательно. При нарушении стабильности семьи дом перестаёт быть для него опорой, исчезает чувство безопасности, что может привести ребёнка к поискам опоры вне дома. Дисгармония семейных отношений даёт ребёнку образцы агрессивности, непостоянства и асоциального поведения. Эмоциональная уравновешенность родителей является необходимым условием для хорошего контакта с ребёнком. Она позволяет родителям и детям взаимно проявлять свои чувства.

Формированию контакта с ребёнком способствует отсутствие преувеличенного внимания к нему и чрезмерной эмоциональной дистанции. Речь идёт о таком подходе к детям, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный. С другой стороны, это должен быть подход, основанный на определённой независимости сторон, в меру категоричный и настойчивый, без проявления таких типов неправильных позиций, как отвергающая, уклоняющаяся, чрезмерно требовательная и чрезмерно оберегающая.

Наиболее правильным является принятие ребёнка таким, каков он есть: с его внешним видом, характером и умственными способностями. Тогда контакт с ребёнком приятен для родителей, дарит им радость и счастье, а детям – чувство безопасности и уверенности в будущем. Похвальна и позиция признания прав ребёнка, когда родители относятся к проявлениям активности ребёнка свободно, неформально и проявляют уважение к его индивидуальности. Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением детей показывает, что высокий уровень детской агрессивности зачастую связан с жестокими наказаниями или недостаточным контролем за детьми, их поведением. Существует риск, что стиль общения, основанный на силе, может превратить ребёнка в отверженного среди сверстников, отстающего в школе и т.д. Дети из семей, где нет уступчивости, агрессивны и вспыльчивы. От них отворачиваются приятели, а у самого ребёнка складывается негативный образ «самого себя». Если родители не могут научить ребёнка определённым правилам поведения, его манерой становятся неподчинение и пущенные в ход кулаки. В дальнейшем это, безусловно, сказывается и на отношениях ребёнка со всем окружающим его миром.

В связи с этим значительно возрастает роль социального педагога в работе с семьёй и в частности – в урегулировании детско-родительских отношений, в формировании правильного стиля общения с ребёнком в семейных условиях.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению