: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Раздел 2

 

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

М.Н. Начапкин, В.Н. Турышева

Денис Иванович Фонвизин о воспитании

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) широко известен как автор комедии «Недоросль», смелый и блистательный сатирик. Он был не только талантливым драматургом XVIII в., крупнейшим русским просветителем, а и политическим мыслителем. Вместе с руководителем внешней политики России Н.И. Паниным он разработал проект ограничения монархии государственными законами. Идеология просвещения определила его эстетические искания, его сближение литературы с действительностью.

Воспитание истинного сына Отечества, патриота для Фонвизина было неразрывно связано с формой государственной власти. Поэтому большое внимание он уделял воспитанию дворянского сословия. В комедии «Недоросль» (1782), которую называют вершиной его литературного творчества, он изобразил невежество, паразитизм, скудоумие и человеконенавистническую мораль дворян-крепостников. Их жестокость просветитель объясняет дурным воспитанием. Помещица Простакова не видит в крепостных людях человеческого достоинства, всячески унижает и оскорбляет их.

В образе её сына Митрофанушки осмеяны пороки модного воспитания, галломании, т.е. подражательства всему иностранному. Раболепствуя перед всем французским, дворяне презрительно относились к России. Дворян, жестоко относившихся к своим крепостным, Денис Иванович сравнивает со свиньями. Поднимая в своей комедии тему дворянского образования, он обращает внимание на крайне низкий профессиональный уровень учителей и нежелание самих дворян получать образование. Так, госпожа Простакова говорит Стародуму: «Без наук люди живут и живы» [1, с. 138]. Неграмотным был и её брат Тарас Скотинин, который сроду ничего не читал и гордился этим. Учителя недоросля Митрофана люди малограмотные: дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, немец Вральман, который учит Митрофанушку, чтобы не умереть с голоду.

Беспредельный эгоизм, неблагодарность господствуют в помещичьей среде. В чём причина такого положения, по мнению Дениса Ивановича? Почему дворяне забыли о своей чести и благородстве и превратились во взяточников, корыстолюбцев, видящих в службе Отечеству лишь личную выгоду? Просветитель считал, что именно порочность воспитания ведёт к уродству жизни.

Обличая в образах Простаковой и Скотинина помещичий произвол, Фонвизин показал, что крепостное право развращает и уродует помещиков, превращая их в невежественных людей. Свою надежду мыслитель возлагал на добросердечных дворян, подобных Правдину и Стародуму.

Фонвизин утверждал в противовес императрице Екатерине II, что целью воспитания является формирование не законопослушных истуканов, а добродетельных граждан, целью жизни которых будет бескорыстное служение отечеству.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению