|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Раздел 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ И СОВРЕМЕННОСТЬ М.Н. Начапкин, В.Н. Турышева Денис Иванович
Фонвизин о воспитании Денис
Иванович Фонвизин (1745-1792) широко известен как автор комедии «Недоросль»,
смелый и блистательный сатирик. Он был не только талантливым драматургом
XVIII в., крупнейшим русским просветителем, а и политическим мыслителем.
Вместе с руководителем внешней политики России Н.И. Паниным он разработал
проект ограничения монархии государственными законами. Идеология просвещения
определила его эстетические искания, его сближение литературы с
действительностью. Воспитание
истинного сына Отечества, патриота для Фонвизина было неразрывно связано с формой
государственной власти. Поэтому большое внимание он уделял воспитанию
дворянского сословия. В комедии «Недоросль» (1782), которую называют вершиной
его литературного творчества, он изобразил невежество, паразитизм, скудоумие
и человеконенавистническую мораль дворян-крепостников. Их жестокость
просветитель объясняет дурным воспитанием. Помещица Простакова не видит в
крепостных людях человеческого достоинства, всячески унижает и оскорбляет их.
В
образе её сына Митрофанушки осмеяны пороки модного воспитания, галломании,
т.е. подражательства всему иностранному. Раболепствуя перед всем французским,
дворяне презрительно относились к России. Дворян, жестоко относившихся к
своим крепостным, Денис Иванович сравнивает со свиньями. Поднимая в своей
комедии тему дворянского образования, он обращает внимание на крайне низкий
профессиональный уровень учителей и нежелание самих дворян получать
образование. Так, госпожа Простакова говорит Стародуму: «Без наук люди живут
и живы» [1, с. 138]. Неграмотным был и её брат Тарас Скотинин, который сроду
ничего не читал и гордился этим. Учителя недоросля Митрофана люди
малограмотные: дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, немец Вральман,
который учит Митрофанушку, чтобы не умереть с голоду. Беспредельный
эгоизм, неблагодарность господствуют в помещичьей среде. В чём причина такого
положения, по мнению Дениса Ивановича? Почему дворяне забыли о своей чести и
благородстве и превратились во взяточников, корыстолюбцев, видящих в службе
Отечеству лишь личную выгоду? Просветитель считал, что именно порочность
воспитания ведёт к уродству жизни. Обличая
в образах Простаковой и Скотинина помещичий произвол, Фонвизин показал, что
крепостное право развращает и уродует помещиков, превращая их в
невежественных людей. Свою надежду мыслитель возлагал на добросердечных
дворян, подобных Правдину и Стародуму. Фонвизин
утверждал в противовес императрице Екатерине II, что целью воспитания
является формирование не законопослушных истуканов, а добродетельных граждан,
целью жизни которых будет бескорыстное служение отечеству. |
|
||
|
|
|
|
|