: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

А.А. Игнатенко

Связь теории и практики А.С. Макаренко
с базовыми гуманитарными науками

По мнению многих специалистов, педагогика Антона Семёновича Макаренко сегодня может рассматриваться и в аспекте её связей с другими социально-гуманитарными науками. Значительно расширив предмет педагогики и сферу воспитания, он доказывает, что историко-педагогический опыт, творчество в педагогике являются важными предпосылками развития социально-гуманитарной теории и общественной практики и дают убедительные примеры влияния педагогики на связанные с ней науки.

Обобщённое представление о содержании этого влияния впервые дано А.А. Фроловым в книге «А.С. Макаренко в СССР, России и мире (1939-2005 гг.)» [4] , где показаны связи макареновской педагогической теории с этикой, социальной психологией, психологией личности, экономикой и т.д.

Как наиболее длительная и продуктивная, исследователями отмечается прежде всего связь макаренковских трудов с этикой, так как вопросы этики, норм поведения, педагогического такта и мастерства, влияния на формирование нравственности воспитанников через общение Антон Семёнович выдвигал на первый на план в педагогической деятельности.

Одной из центральной в этом плане А.С. Макаренко выделялась проблема взаимодействия педагога с воспитанниками, его коммуникативной компетентности и тех профессионально-личностных качеств, посредством которых создаются и поддерживаются межличностные контакты.

В аспекте коммуникативной деятельности он особое значение придавал профессионализму педагога и его психологической подготовленности.

В настоящее время эти вопросы достаточно подробно разработаны Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. Но во времена деятельности А.С. Макаренко они не были предметом специальных исследований ни этики, ни психологии. Однако профессионально-личностные качества, лежащие в основе педагогически целесообразных взаимоотношений между педагогами и воспитанниками, были присущи ему как педагогу-практику на самом высоком уровне.

Коммуникативная компетентность педагога представляет собой интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности педагога, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами.

Профессия педагога предполагает виды деятельности, которые не могут быть стереотипизированы. И если речь идёт о повышении эффективности коммуникативного взаимодействия педагога, то в первую очередь надо выявлять и развивать в нём профессионально значимые личностные качества, без которых никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт. На коммуникативную компетентность следует смотреть как на синтез высокого профессионализма и внутренних качеств педагога.

Психологически наиболее обоснованным в данном случае можно считать подход, рассматривающий личность педагога в её внутреннем единстве, где профессиональное и личностное «Я» тесно связаны системой ценностей [3, с. 4].

В педагогической деятельности трудно развести профессиональный и личностный аспекты. Взаимосвязанные компоненты, входящие в содержательную сторону коммуникативной компетентности (коммуникативная грамотность, коммуникативные навыки, и профессионально значимые личностные качества), существуют и реализуются в неразрывном единстве профессионального и личностного. М.И. Лукьянова говорит о тесной взаимосвязи между структурными компонентами коммуникативной компетентности и профессионально-значимыми личностными качествами [1, с. 15].

 О необходимости поиска профессионально значимых личностных качеств в области педагогического взаимодействия и общения говорят и результаты социологических и психологических исследований в области образования. Изучения взаимных представлений воспитанников и педагогов (В.Н. Козиев) показывают, что наибольшее различие в оценках наблюдается при рассмотрении таких качеств, как «понимание учащихся», «умение сопереживать», качеств, свидетельствующих о развитии в педагоге эмпатических способностей.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагога в ситуации общения, требуя от него проявления прежде всего социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному и ролевому взаимодействию. Именно они обусловливают профессиональное мастерство педагога и именно их, на наш взгляд, следует считать профессионально значимыми. Вот почему многие социально-педагогические проблемы зависят от уровня коммуникативной компетентности педагога.

Выявляя профессионально значимые качества личности, мы ориентировались на стержневые характеристики, определяющие более частые проявления поведения педагога, направленные на фиксацию его индивидуально-стилевых особенностей.

При выделении конкретных личностных качеств мы опирались на исследования, в которых существует взаимосвязь между исходными ключевыми позициями педагога, его поведенческими характеристиками, приёмами педагогического воздействия, личностными позициями. Это:

1. Общительность как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их. Как личностная характеристика она формируется, развивается на основе потребности в общении – одной из основных социогенных потребностей человека.

2. Гибкость личности – проявление креативности, умение изменяться вместе с сегодняшним миром. Динамизм личности педагога объясняется необходимостью быстрой адаптации к коммуникативным ситуациям собеседника, а также необходимостью варьирования речевых средств, форм, приёмов коммуникации в зависимости от возраста воспитанников, их индивидуальных характеристик и уровня их образованности.

3. Эмпатичность – «постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживания другого человека» [2, с. 463]. Как особые формы эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним; сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. В контексте межличностного взаимодействия и восприятия речь идёт о способности педагога эмоционально откликнуться на проблемы окружающих, в частности воспитанников. Это умение поставить себя на место ребёнка, взглянуть на вещи, события с его точки зрения.

 4. Эмоциональная привлекательность – общая привлекательность, способность расположить к себе манерой поведения, внешним видом.

5. Рефлексивность – знание и понимание субъектом самого себя, психоаналитичность, самокритичность.

6. Перцептивность – восприятие педагогом воспитанника, способность к сотрудничеству; возникает на основе искреннего интереса к партнёру, к его деятельности на основе желания работать вместе.

Определяя социально-педагогическую деятельность как коммуникативный процесс, мы подчёркиваем особую значимость в ней именно социально-психологических качеств личности, так как коммуникативная направленность педагогической деятельности, с одной стороны, требует развития именно таких качеств, а с другой – способствует их формированию. Совокупность, сочетание этих качеств образует своего рода комплекс профессионально значимых личностных качеств, который условно можно назвать коммуникативным. Рефлексивность, эмпатичность и гибкость придают ему гуманистическую направленность, что в условиях современной образовательной системы особенно важно для социального педагога.

 

Библиографический список

1. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя [Текст]: диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. М., 2004.

2. Психология [Текст]: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 1996.

3. Сухобская Г.С. Личностные факторы, влияющие на выбор стратегии педагогического воздействия [Текст] / Г.С. Сухобская, Л.П. Маслова, И.А. Междумова. Л., 1978.

4. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире [Текст]: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг.), критический анализ) / А.А. Фролов. Н. Новгород, 2006.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению