|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.А. Игнатенко Связь теории и практики А.С. Макаренко По мнению многих специалистов, педагогика Антона
Семёновича Макаренко сегодня может рассматриваться и в аспекте её связей с
другими социально-гуманитарными науками. Значительно расширив предмет
педагогики и сферу воспитания, он доказывает, что историко-педагогический
опыт, творчество в педагогике являются важными предпосылками развития
социально-гуманитарной теории и общественной практики и дают убедительные
примеры влияния педагогики на связанные с ней науки. Обобщённое
представление о содержании этого влияния впервые дано А.А. Фроловым в книге «А.С. Макаренко в СССР, России и мире (1939-2005 гг.)» [4] , где показаны связи
макареновской педагогической теории с этикой, социальной психологией,
психологией личности, экономикой и т.д. Как наиболее длительная и продуктивная, исследователями
отмечается прежде всего связь макаренковских трудов с этикой, так как вопросы
этики, норм поведения, педагогического такта и мастерства, влияния на
формирование нравственности воспитанников через общение Антон Семёнович
выдвигал на первый на план в педагогической деятельности. Одной из центральной в этом плане А.С. Макаренко выделялась проблема взаимодействия педагога с
воспитанниками, его коммуникативной компетентности и тех
профессионально-личностных качеств, посредством которых создаются и
поддерживаются межличностные контакты. В аспекте коммуникативной деятельности он особое значение
придавал профессионализму педагога и его психологической подготовленности. В настоящее время эти вопросы достаточно подробно
разработаны Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. Но во времена
деятельности А.С. Макаренко они не были
предметом специальных исследований ни этики, ни психологии. Однако профессионально-личностные
качества, лежащие в основе педагогически целесообразных взаимоотношений между
педагогами и воспитанниками, были присущи ему как педагогу-практику на самом
высоком уровне. Коммуникативная компетентность педагога представляет собой
интегративную характеристику уровня профессиональной подготовленности
педагога, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и
выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными
качествами. Профессия педагога предполагает виды деятельности, которые
не могут быть стереотипизированы. И если речь идёт о повышении эффективности
коммуникативного взаимодействия педагога, то в первую очередь надо выявлять и
развивать в нём профессионально значимые личностные качества, без которых
никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт. На
коммуникативную компетентность следует смотреть как на синтез высокого
профессионализма и внутренних качеств педагога. Психологически наиболее
обоснованным в данном случае можно считать подход, рассматривающий личность
педагога в её внутреннем единстве, где профессиональное и личностное «Я»
тесно связаны системой ценностей [3,
с. 4]. В педагогической деятельности
трудно развести профессиональный и личностный аспекты. Взаимосвязанные компоненты,
входящие в содержательную сторону коммуникативной компетентности
(коммуникативная грамотность, коммуникативные навыки, и профессионально
значимые личностные качества), существуют и реализуются в неразрывном
единстве профессионального и личностного. М.И. Лукьянова говорит о тесной
взаимосвязи между структурными компонентами коммуникативной компетентности и
профессионально-значимыми личностными качествами [1, с. 15]. О необходимости поиска профессионально
значимых личностных качеств в области педагогического взаимодействия и
общения говорят и результаты социологических и психологических исследований в
области образования. Изучения взаимных представлений воспитанников и
педагогов (В.Н.
Козиев) показывают, что наибольшее различие в оценках наблюдается при
рассмотрении таких качеств, как «понимание учащихся», «умение сопереживать»,
качеств, свидетельствующих о развитии в педагоге эмпатических способностей. Характер педагогической деятельности постоянно ставит
педагога в ситуации общения, требуя от него проявления прежде всего
социально-психологических качеств личности, способствующих межличностному и
ролевому взаимодействию. Именно они обусловливают профессиональное мастерство
педагога и именно их, на наш взгляд, следует считать профессионально значимыми.
Вот почему многие социально-педагогические проблемы зависят от уровня
коммуникативной компетентности педагога. Выявляя профессионально значимые качества личности, мы
ориентировались на стержневые характеристики, определяющие более частые
проявления поведения педагога, направленные на фиксацию его
индивидуально-стилевых особенностей. При выделении конкретных личностных качеств мы опирались
на исследования, в которых существует взаимосвязь между исходными ключевыми
позициями педагога, его поведенческими характеристиками, приёмами
педагогического воздействия, личностными позициями. Это: 1. Общительность
как способность легко входить в контакты, усиливать и поддерживать их. Как
личностная характеристика она формируется, развивается на основе потребности
в общении – одной из основных социогенных потребностей человека. 2. Гибкость личности
– проявление креативности, умение изменяться вместе с сегодняшним миром.
Динамизм личности педагога объясняется необходимостью быстрой адаптации к
коммуникативным ситуациям собеседника, а также необходимостью варьирования
речевых средств, форм, приёмов коммуникации в зависимости от возраста
воспитанников, их индивидуальных характеристик и уровня их образованности. 3. Эмпатичность
– «постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в
переживания другого человека» [2, с. 463]. Как особые формы эмпатии
выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных
состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним;
сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств
другого. В контексте межличностного взаимодействия и восприятия речь идёт о
способности педагога эмоционально откликнуться на проблемы окружающих, в
частности воспитанников. Это умение поставить себя на место ребёнка,
взглянуть на вещи, события с его точки зрения. 4. Эмоциональная привлекательность –
общая привлекательность, способность расположить к себе манерой поведения,
внешним видом. 5. Рефлексивность
– знание и понимание субъектом самого себя, психоаналитичность,
самокритичность. 6. Перцептивность
– восприятие педагогом воспитанника, способность к сотрудничеству; возникает
на основе искреннего интереса к партнёру, к его деятельности на основе
желания работать вместе. Определяя социально-педагогическую
деятельность как коммуникативный процесс, мы подчёркиваем особую значимость в
ней именно социально-психологических качеств личности, так как
коммуникативная направленность педагогической деятельности, с одной стороны,
требует развития именно таких качеств, а с другой – способствует их
формированию. Совокупность, сочетание этих качеств образует своего рода
комплекс профессионально значимых личностных качеств, который условно можно
назвать коммуникативным. Рефлексивность, эмпатичность и гибкость придают ему
гуманистическую направленность, что в условиях современной образовательной
системы особенно важно для социального педагога. Библиографический список 1. Лукьянова М.И.
Психолого-педагогическая компетентность учителя [Текст]: диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. М., 2004. 2. Психология [Текст]: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.С. Ярошевского. М., 1996. 3. Сухобская Г.С. Личностные факторы,
влияющие на выбор стратегии педагогического воздействия [Текст] / Г.С. Сухобская, Л.П.
Маслова, И.А. Междумова. Л., 1978. 4. Фролов
А.А. А.С. Макаренко в СССР,
России и мире [Текст]: историография освоения и разработки его наследия
(1939-2005 гг.), критический анализ) / А.А. Фролов. Н. Новгород, 2006. |
|
||
|
|
|
|
|