: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Г.Н. Козлова, А.В. Демидов

Феномен межпоколенного взаимодействия и наследие А.С. Макаренко

Одно из важнейших достижений А.С. Макаренко состоит в том, что ему удалось полноценно раскрыть созидательный потенциал молодого поколения. Его заслуга и в том, что новое положение молодого поколения порождало новые требования к самому старшему поколению. Достижения А.С. Макаренко – это резкий отрыв от традиций ущемлять молодое поколение, определять его возможности через горячность, неопытность, безумства, неспособность отвечать соответствующим требованиям.

В советский период отечественной истории граница молодости определялась выходом из комсомола в 28 лет. Государственная статистика относила к молодёжи лиц до 30 лет, к молодым учёным – до 35 лет, молодым деятелям культуры – до 40 лет. В указанных возрастных пределах человек не мог претендовать на определённые социально-профессиональные позиции и полноценное участие в делах управления.

Степень социальной самостоятельности, включения молодёжи в производственно-хозяйственную деятельность и управление обществен¬ными делами взял за основу деления поколений на молодое, среднее и старшее А.А. Фролов в элективном курсе «Педагогика А.С. Макаренко – наука о взаимодействии поколений».

Десятилетием ранее проблему социального воспроизводства поколений в «Основах педагогики» подняли Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов. В учебнике «Педагогика» (2005) под редакцией Л.П. Крившенко сама педагогика уже определена как наука о закономерностях передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Однако содержательно данное определение не реализовано. Во многом это обусловлено тем, что феномен межпоколенного взаимодействия основательно не изучен. Понятие «поколение» отсутствует в педагогической энциклопедии. К трактовке педагогики как науки и связи поколений в 2007 г. подошла В.С. Безрукова. Именно она актуализировала в педагогике используемые социологами понятия «межпоколенных» и «внутрипоколенных» связей.

Одним из первых И.С. Кон в «Социологии личности» (1967) выдвинул и предложил четыре смысла понятия «поколение»: 1) современники, люди, родившиеся приблизительно в одно и то же время (поколения отцов, дедов); 2) ступень в происхождении от общего предка (внук отдалён от деда на два поколения); 3) отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей; 4) символическая общность, подчёркивающая не столько хронологическое единство, сколько сходность жизненного опыта, переживаний, влияния значительных исторических событий.

В статье «Поколение» Большой Советской Энциклопедии (1975) И.С. Кон выделил биологическую, демографическую, историческую и социальную природу поколений. Там же он отметил, что взаимодействие и преемственность поколений образуют возрастную структуру общества.

Системную разработку понятия «поколение» в 1973 г. представили авторы коллективной монографии «Преемственность поколений как социологическая проблема». Наиболее обстоятельно её осветили А.И. Афанасьева, А.А. Коробейников, Э.Я. Мозговая. В трактовке понятия «поколение» их объединяет выделение двух главных признаков: возрастной дифференциации и характера социальной деятельности. Они также обратили внимание на то, что поколения не только следуют друг за другом, но и живут, взаимодействуя и совместно решая определённые задачи.

Исследование проблемы поколений существенно затрудняет несовпадение биологических периодов в жизни людей, которые принадлежат к одному поколению, и периодов исторических, свидетелями или участниками событий которых были эти люди. Даже теоретически возможное совпадение биологического и исторического периодов не устраняет незавершённости исторических процессов, которые постоянно развиваются во взаимодействии нескольких поколений.

В условиях идеологического противостояния социально-экономических систем отечественные обществоведы подчёркивали приоритет классовой борьбы и утверждали подчинённую роль поколенческого фактора в общественном развитии. Наиболее значительными и показательными в этом отношении стали труд социолога А.И. Воловика «Преемственность поколений» (1973), работа философа И.В. Суханова «Обычаи, традиции и преемственность поколений» (1976), монография историка Е.К. Егорова «История есть смена поколений» (1986).

 Само понятие возраста – продукт социальной практики, возникший для установления личности, места жительства, состояния. Возраст гражданского состояния как критерий классифицирования появился во Франции в ХVI в. в процессе записей о рождении в приходских реестрах. Но до сих пор при характеристике поколения остаются невыясненными многие важнейшие вопросы, а возрастной структуре общества по сравнению с его социальной структурой в научном знании до сих пор уделяется очень мало внимания. Каковы главные черты в характеристике поколения как социального явления? Как процесс смены поколений влияет на историю социально-экономического развития? Каковы временные рамки действия того или иного поколения? Как понимать явление межпоколенного взаимодействия? Можно ли говорить о влиянии младшего поколения на старшее? Как смена поколений проецируется на социально-педагогический процесс?

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению