|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 9
апреля 2009 г. Г.Н. Козлова, А.В. Демидов Феномен
межпоколенного взаимодействия и наследие А.С. Макаренко Одно из важнейших достижений А.С. Макаренко состоит
в том, что ему удалось полноценно раскрыть созидательный потенциал молодого
поколения. Его заслуга и в том, что новое положение молодого поколения
порождало новые требования к самому старшему поколению. Достижения А.С.
Макаренко – это резкий отрыв от традиций ущемлять молодое поколение,
определять его возможности через горячность, неопытность, безумства,
неспособность отвечать соответствующим требованиям. В советский период отечественной истории граница
молодости определялась выходом из комсомола в 28 лет. Государственная
статистика относила к молодёжи лиц до 30 лет, к молодым учёным – до 35 лет,
молодым деятелям культуры – до 40 лет. В указанных возрастных пределах
человек не мог претендовать на определённые социально-профессиональные
позиции и полноценное участие в делах управления. Степень социальной самостоятельности, включения
молодёжи в производственно-хозяйственную деятельность и управление
обществен¬ными делами взял за основу деления поколений на молодое, среднее и
старшее А.А. Фролов в элективном курсе «Педагогика А.С. Макаренко – наука о
взаимодействии поколений». Десятилетием ранее проблему социального
воспроизводства поколений в «Основах педагогики» подняли Б.З. Вульфов и В.Д.
Иванов. В учебнике «Педагогика» (2005) под редакцией Л.П. Крившенко сама
педагогика уже определена как наука о закономерностях передачи социального
опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением. Однако
содержательно данное определение не реализовано. Во многом это обусловлено
тем, что феномен межпоколенного взаимодействия основательно не изучен.
Понятие «поколение» отсутствует в педагогической энциклопедии. К трактовке
педагогики как науки и связи поколений в 2007 г. подошла В.С. Безрукова.
Именно она актуализировала в педагогике используемые социологами понятия
«межпоколенных» и «внутрипоколенных» связей. Одним из первых И.С. Кон в «Социологии личности»
(1967) выдвинул и предложил четыре смысла понятия «поколение»: 1)
современники, люди, родившиеся приблизительно в одно и то же время (поколения
отцов, дедов); 2) ступень в происхождении от общего предка (внук отдалён от
деда на два поколения); 3) отрезок времени от рождения родителей до рождения
их детей; 4) символическая общность, подчёркивающая не столько
хронологическое единство, сколько сходность жизненного опыта, переживаний,
влияния значительных исторических событий. В статье «Поколение» Большой Советской
Энциклопедии (1975) И.С. Кон выделил биологическую, демографическую,
историческую и социальную природу поколений. Там же он отметил, что взаимодействие
и преемственность поколений образуют возрастную структуру общества. Системную разработку понятия «поколение» в 1973 г.
представили авторы коллективной монографии «Преемственность поколений как
социологическая проблема». Наиболее обстоятельно её осветили А.И. Афанасьева,
А.А. Коробейников, Э.Я. Мозговая. В трактовке понятия «поколение» их
объединяет выделение двух главных признаков: возрастной дифференциации и
характера социальной деятельности. Они также обратили внимание на то, что
поколения не только следуют друг за другом, но и живут, взаимодействуя и
совместно решая определённые задачи. Исследование проблемы поколений существенно
затрудняет несовпадение биологических периодов в жизни людей, которые
принадлежат к одному поколению, и периодов исторических, свидетелями или
участниками событий которых были эти люди. Даже теоретически возможное
совпадение биологического и исторического периодов не устраняет
незавершённости исторических процессов, которые постоянно развиваются во
взаимодействии нескольких поколений. В условиях идеологического противостояния
социально-экономических систем отечественные обществоведы подчёркивали
приоритет классовой борьбы и утверждали подчинённую роль поколенческого
фактора в общественном развитии. Наиболее значительными и показательными в
этом отношении стали труд социолога А.И. Воловика «Преемственность поколений»
(1973), работа философа И.В. Суханова «Обычаи, традиции и преемственность
поколений» (1976), монография историка Е.К. Егорова «История есть смена
поколений» (1986). Само
понятие возраста – продукт социальной практики, возникший для установления
личности, места жительства, состояния. Возраст гражданского состояния как
критерий классифицирования появился во Франции в ХVI в. в процессе записей о
рождении в приходских реестрах. Но до сих пор при характеристике поколения
остаются невыясненными многие важнейшие вопросы, а возрастной структуре
общества по сравнению с его социальной структурой в научном знании до сих пор
уделяется очень мало внимания. Каковы главные черты в характеристике
поколения как социального явления? Как процесс смены поколений влияет на
историю социально-экономического развития? Каковы временные рамки действия
того или иного поколения? Как понимать явление межпоколенного взаимодействия?
Можно ли говорить о влиянии младшего поколения на старшее? Как смена
поколений проецируется на социально-педагогический процесс? |
|
||
|
|
|
|
|