: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Е.Ю. Кашникова, О.Н. Кадыкова

Культурно-досуговая деятельность как форма управления
профилактикой девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе с помощью культурно-досуговой деятельности обеспечивается через соблюдение комплекса организационных (управленческих), социально-педагогических и психолого-педагогических условий.

К социально-педагогическим условиям (1-я группа) относятся: чёткое определение целей, принципов, содержания, методов, форм и средств профилактики. При этом цели имеют образовательный, воспитательный и развивающий характер, так как в процессе их реализации предполагается формирование знаний нравственных, социальных и правовых норм, понимание сущности социального и антисоциального поведения, развитие мотивации к самовоспитанию и самосовершенствованию, благодаря чему происходит нравственное становление личности, способной жить в гармонии с собой, с обществом и природой.

Учёными выделяются следующие общие принципы профилактики девиантного поведения подростков с помощью культурно-досуговой деятельности: принцип единства теории и практики, выражающийся в формировании готовности совмещать знание норм и правил поведения с умением применять их на практике; принцип проблемности, предполагающий организацию социально-профилактической работы на основе решения разного рода проблем взаимоотношений подростка с обществом; принцип личностно ориентированной направленности, означающий приоритетность интересов и потребностей личности, учёт её своеобразия и возможностей; принцип дифференцированного подхода и индивидуализации социально-профилактической работы, ориентирующий на дифференциацию содержания, методов и средств индивидуального влияния на личность; принцип сознательности и активности, требующий влияния как на сознание, так и на поведение ребёнка; принцип формирования способности многомерного видения мира; принцип сочетания индивидуальной работы с коллективной; принцип самоуправления, демократизации и гуманизации отношений воспитателей и воспитуемых в процессе профилактической деятельности; систематичности и последовательности формирования навыков социально адекватной деятельности; сочетания репродуктивной и творческой деятельности при приоритете последней; принцип координации действий взрослых и подростков при ведущей роли самоуправления; опоры на имеющийся положительный социальный опыт.

Чтобы культурно-досуговая деятельность как форма профилактики была наиболее эффективна, воспитателю следует использовать такие виды методов, как самоанализ подростком своего поведения, своих умений и навыков, а также различных достижений, успехов и неуспехов в своей жизни; самоконтроль; самооценка; создание Я-концепции; методы самоорганизации (самостоятельное и совместное со взрослым составление программ, планов, графиков деятельности); активное вовлечение подростка в интересные для него, захватывающие формы культурно-досуговой деятельности; методы образца, примера и т.д.

Главными формами культурно-досуговой деятельности должны быть клубная, кружковая или секционная работа, участие в различных обществах, творческих объединениях, походы, праздники, конференции. Указанные формы делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные и коллективные формы пересекаются и взаимообогащают друг друга.

Вторая группа условий – психолого-педагогические. К ним можно отнести установку на социально адекватную деятельность, индивидуальный и дифференцированный подход к подросткам, обеспечение индивидуальной социальной траектории их развития; создание ситуаций успеха, благоприятного психологического климата, осуществление свободы выбора подростками видов деятельности, стимулирование социально адекватного поведения, поощрение проявления активности и самостоятельности личности.

Третья группа условий – организационные (управленческие), под которыми подразумевается планомерность воспитательной деятельности, систематичность профилактики; усиление роли самоорганизации подростков; совместное планирование деятельности; ведение профилактической работы и контроля по индивидуальным планам и графикам; применение форм организации деятельности, способствующих развитию самовоспитания подростков; разнообразие видов деятельности в процессе профилактики.

Эти условия создаются на протяжении всего процесса профилактической работы, которая включает в себя следующие этапы: диагностический этап, цель которого – установление своеобразного «диагноза» исходного состояния субъекта с точки зрения его социального развития; ориентировочно-целевой этап, на котором формулируются задачи профилактической работы в зависимости от результатов диагностики; мотивационно-ориентирующий этап, направленный на развитие потребности в социально приемлемом поведении, осознание его значимости в жизни и деятельности современного человека, формирование соответствующих мотивов, определение основных идей, на которых будет строиться жизнедеятельность подростка; информационный этап заключается в сообщении совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления социально приемлемого поведения; регулировочно-корректирующий этап, на котором осуществляются процедуры коррекции, поддержания и развития готовности подростка к социально адекватному поведению.

На каждом из этих этапов социальный педагог выступает как консультант, инструктор, методист, менеджер. Для их полноценной реализации он должен обладать умениями анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать информацию о поведении подростка и о происходящих в нём изменений; умениями формулировать цель, планировать и осуществлять работу; владеть различными коммуникативными и организационными технологиями. Только в этом случае он сможет управлять поведением подростка через организацию его культурно-досуговой деятельности. Подтверждением тому сегодня является опыт работы в данном направлении муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г. Советского.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению