|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Е.Ю. Кашникова, О.Н. Кадыкова Культурно-досуговая деятельность как форма
управления Профилактика
девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе с помощью культурно-досуговой
деятельности обеспечивается через соблюдение комплекса организационных
(управленческих), социально-педагогических и психолого-педагогических
условий. К социально-педагогическим условиям (1-я
группа) относятся: чёткое определение целей, принципов, содержания, методов,
форм и средств профилактики. При этом цели имеют образовательный,
воспитательный и развивающий характер, так как в процессе их реализации
предполагается формирование знаний нравственных, социальных и правовых норм,
понимание сущности социального и антисоциального поведения, развитие
мотивации к самовоспитанию и самосовершенствованию, благодаря чему происходит
нравственное становление личности, способной жить в гармонии с собой, с
обществом и природой. Учёными выделяются следующие общие принципы профилактики
девиантного поведения подростков с помощью культурно-досуговой деятельности: принцип единства
теории и практики, выражающийся в формировании готовности совмещать
знание норм и правил поведения с умением применять их на практике; принцип проблемности, предполагающий организацию
социально-профилактической работы на основе решения разного рода проблем
взаимоотношений подростка с обществом; принцип личностно ориентированной направленности,
означающий приоритетность интересов и потребностей личности, учёт её
своеобразия и возможностей; принцип дифференцированного
подхода и индивидуализации социально-профилактической работы,
ориентирующий на дифференциацию содержания, методов и средств индивидуального
влияния на личность; принцип сознательности
и активности, требующий влияния как
на сознание, так и на поведение ребёнка; принцип формирования способности многомерного видения мира; принцип сочетания индивидуальной работы с
коллективной; принцип самоуправления,
демократизации и гуманизации отношений
воспитателей и воспитуемых в процессе профилактической деятельности; систематичности и последовательности
формирования навыков социально адекватной деятельности; сочетания репродуктивной и творческой деятельности при приоритете
последней; принцип координации действий
взрослых и подростков при ведущей роли самоуправления; опоры на
имеющийся положительный социальный опыт. Чтобы
культурно-досуговая деятельность как форма профилактики была наиболее
эффективна, воспитателю следует использовать такие виды методов, как
самоанализ подростком своего поведения, своих умений и навыков, а также
различных достижений, успехов и неуспехов в своей жизни; самоконтроль;
самооценка; создание Я-концепции; методы самоорганизации (самостоятельное и
совместное со взрослым составление программ, планов, графиков деятельности);
активное вовлечение подростка в интересные для него, захватывающие формы
культурно-досуговой деятельности; методы образца, примера и т.д. Главными
формами культурно-досуговой деятельности должны быть клубная, кружковая или
секционная работа, участие в различных обществах, творческих объединениях,
походы, праздники, конференции. Указанные формы делятся на индивидуальные и
коллективные. Индивидуальные и коллективные формы пересекаются и
взаимообогащают друг друга. Вторая группа условий – психолого-педагогические. К ним можно
отнести установку на социально адекватную деятельность, индивидуальный и
дифференцированный подход к подросткам, обеспечение индивидуальной социальной
траектории их развития; создание ситуаций успеха, благоприятного психологического климата, осуществление свободы
выбора подростками видов деятельности, стимулирование социально адекватного поведения, поощрение
проявления активности и самостоятельности личности. Третья
группа условий – организационные
(управленческие), под которыми подразумевается планомерность
воспитательной деятельности, систематичность профилактики; усиление роли самоорганизации
подростков; совместное планирование деятельности; ведение профилактической
работы и контроля по индивидуальным планам и графикам; применение форм
организации деятельности, способствующих развитию самовоспитания подростков;
разнообразие видов деятельности в процессе профилактики. Эти
условия создаются на протяжении всего процесса профилактической работы,
которая включает в себя следующие этапы:
диагностический этап, цель которого – установление своеобразного
«диагноза» исходного состояния субъекта с точки зрения его социального
развития; ориентировочно-целевой этап, на котором формулируются задачи
профилактической работы в зависимости от результатов диагностики; мотивационно-ориентирующий этап, направленный
на развитие потребности в социально приемлемом поведении, осознание его
значимости в жизни и деятельности современного человека, формирование
соответствующих мотивов, определение основных идей, на которых будет
строиться жизнедеятельность подростка; информационный этап заключается в
сообщении совокупности знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления
социально приемлемого поведения; регулировочно-корректирующий
этап, на котором осуществляются процедуры коррекции, поддержания и
развития готовности подростка к социально адекватному поведению. На каждом из этих этапов социальный
педагог выступает как консультант, инструктор, методист, менеджер. Для их
полноценной реализации он должен обладать умениями анализировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать, систематизировать информацию о поведении
подростка и о происходящих в нём изменений; умениями формулировать цель,
планировать и осуществлять работу; владеть различными коммуникативными и
организационными технологиями. Только в этом случае он сможет управлять
поведением подростка через организацию его культурно-досуговой деятельности.
Подтверждением тому сегодня является опыт работы в данном направлении муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № |
|
||
|
|
|
|
|