: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Н.В. Евсеева

Роль семьи в социальной адаптации
ребёнка младшего дошкольного возраста

Семья – наиболее распространённый вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени находится человек. Семейные от­ношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования.

В семье воспитываются и взрослые, и дети, поэтому воспитательная функция семьи имеет свои аспекты. Первый аспект – это формирование личности ребёнка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та. Второй – систематическое воз­действие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение всей жизни.

Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша и стараются помочь ему, чтобы вхождение ребёнка в коллектив дошкольного учреждения не было для него болезненным.

Адаптационный период условно делится на несколько этапов:

Подготовительный этап. Его задачи – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему благополучно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо тщательно продумать распорядок дня. В то же время нужно обратить внимание на формирование навыков самостоятельности, которая создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

Основной этап адаптационного периода начинается с прихода ребёнка в группу детского сада. В этот момент поддержка семьи очень важна. Нужно сделать так, чтобы ребёнок понял – в коллективе сверстников его воспринимают ничуть не хуже, чем мама и папа. Также необходимо создать положительный образ воспитателя, дабы не вызвать страх перед незнакомым взрослым человеком, который в чём-то заменит ребёнку маму.

Чтобы ребёнок как можно быстрее привык к новой незнакомой обстановке, чувствовал себя в ней комфортно, мама должна восхищаться увиденным, хвалить воспитателя и детей в группе. Развивая и удовлетворяя интерес ребёнка к окружающему, родители не должны искусственно ограничивать круг его общения.

Заключительный этап выполняет задачу окончательного привыкания ребёнка к детскому саду. Семья в этом случае должна систематически заниматься с ним, соблюдать правила распорядка дня, не отходить от правил, заведённых в детском саду, а напротив – поддерживать их.

Чтобы облегчить ребёнку период социальной адаптации, семье необходима профессиональная помощь. Для этого нужно чаще проводить родительские собрания, индивидуальные беседы, и т.п. У родителей формируется доверие к общественной системе воспитания, осознание необходимости социализации ребёнка. И это должно быть делом социального педагога.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению