|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Н.В. Евсеева Роль семьи в социальной адаптации Семья
– наиболее распространённый вид социальной группы, основная ячейка общества,
в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени
находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и
поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для
социально-психологического исследования. В
семье воспитываются и взрослые, и дети, поэтому воспитательная функция семьи
имеет свои аспекты. Первый аспект – это формирование личности ребёнка,
развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи
(матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом
социального опыта. Второй – систематическое воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи в течение
всей жизни. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период –
один из самых сложных в жизни малыша и стараются помочь ему, чтобы вхождение
ребёнка в коллектив дошкольного учреждения не было для него болезненным. Адаптационный
период условно делится на несколько этапов: Подготовительный этап. Его задачи – сформировать
такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему благополучно войти
в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо тщательно
продумать распорядок дня. В то же время нужно обратить внимание на
формирование навыков самостоятельности, которая создаёт предпосылки для более
быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками. Основной этап адаптационного
периода начинается с прихода ребёнка в группу детского сада. В этот момент поддержка
семьи очень важна. Нужно сделать так, чтобы ребёнок понял – в коллективе
сверстников его воспринимают ничуть не хуже, чем мама и папа. Также
необходимо создать положительный образ воспитателя, дабы не вызвать страх
перед незнакомым взрослым человеком, который в чём-то заменит ребёнку маму. Чтобы
ребёнок как можно быстрее привык к новой незнакомой обстановке, чувствовал
себя в ней комфортно, мама должна восхищаться увиденным, хвалить воспитателя
и детей в группе. Развивая и удовлетворяя интерес ребёнка к окружающему,
родители не должны искусственно ограничивать круг его общения. Заключительный этап выполняет задачу
окончательного привыкания ребёнка к детскому саду. Семья в этом случае должна
систематически заниматься с ним, соблюдать правила распорядка дня, не
отходить от правил, заведённых в детском саду, а напротив – поддерживать их. Чтобы
облегчить ребёнку период социальной адаптации, семье необходима
профессиональная помощь. Для этого нужно чаще проводить родительские
собрания, индивидуальные беседы, и т.п. У родителей формируется доверие к
общественной системе воспитания, осознание необходимости социализации
ребёнка. И это должно быть делом социального педагога. |
|
||
|
|
|
|
|