: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Ю.А. Пилипчук

Особенности организации процесса общения взрослого
с ребёнком младенческого возраста,
развивающимся в условиях материнской депривации

Брошенные дети, и дети-сироты с рождения до трёх лет живут и воспитываются в домах ребёнка, затем они подлежат усыновлению или переходят в детские дома и школы-интернаты. Дети в таком возрасте нуждаются в устойчивых, продолжительных и нежных отношениях со взрослыми, особенно с близкими людьми. Разлука с ними в ранний период жизни во многом обусловливает такое явление, как материнская депривация.

Причины, которые неблагоприятно влияют на психическое и физическое развитие детей, воспитывающихся в специализированных детских учреждениях, на наш взгляд, чаще всего связаны с такими фактами, как:

- несостоятельность форм общения взрослых и детей;

- отсутствие родительской ласки и родительского внимания;

- частая сменяемость воспитательного персонала;

- недостаточная психолого-педагогическая подготовленность воспитателей детских домов.

В учреждениях государственного воспитания практика общения с ребёнком значительно отличается от семейной. Здесь он получает меньше внимания со стороны взрослых. Причём если в семье со стороны взрослых задаётся одна и та же поведенческая программа, то в государственном учреждении каждый взрослый отличается своим типом поведения, что в младенчестве воспринимается трудно. Ситуация осложняется и тем, что среди брошенных детей практически нет здоровых. Поэтому организация процесса общения взрослых с ребёнком здесь является важной миссией социального педагога. Он призван создавать условия, способствующие преодолению депривации. Социальный педагог-воспитатель, работающий с детьми младенческого возраста в условиях материнской депривации, должен учить медицинский и педагогический персонал руководствоваться в общении с ними следующими правилами:

1. Работая с группой, не забывать об отдельном ребёнке.

2. Относиться к ребёнку с лаской и чаще сопровождать своё общение с ним ласковыми комментариями.

3. Помнить, что при работе с младенцем большое значение имеют контакты взглядов и улыбка как выразительный коммуникативный жест.

4. Чаще пользоваться одобрением и поощрением, чем порицанием.

5. Постоянно использовать элементы игры, так как игра для малыша является главным видом деятельности.

6. Стремиться сделать общение эмоционально насыщенным, делая упор на проявление положительных эмоций.

7. Учитывать особенности формирующегося характера ребёнка и состояние его здоровья.

Это далеко не полный перечень правил. Но они, на наш взгляд, являются самыми важными в общении с детьми, подверженными материнской депривации.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению