|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Д.И. Москалёва, Л.Н. Попов Организация форм обучения как условие
подготовки ребёнка к школе Подготовка
к школе – важный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Создание
определённых педагогических условий, использование адекватных форм
организации процесса подготовки к школе в семье позволяет в какой-то степени
облегчить решение проблем нехватки мест в дошкольных образовательных
учреждениях. Институт
возрастной физиологии Российской академии образования в методическом письме
от 17.02.2004 г. предлагает следующие «формы организации индивидуальной
работы по подготовке к школе» [1, с. 88]: «1-й вариант – занятия (2-3 раза в
неделю) в учреждениях образования (группы временного пребывания детей в
детских садах, в школах, домах творчества, центрах дополнительного
образования, клубах, студиях и т.д.) Наиболее целесообразны занятия в малых
группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с
каждым ребёнком. Занятия
должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех
санитарно-гигиенических требований к условиям обучения: состояния мебели,
освещённости и т.п. В течение дня рекомендуется не более трёх занятий, каждое
продолжительностью до 30 минут с перерывами по 10 минут. В течение дня не
рекомендуется больше трёх занятий. 2-й вариант – занятия,
которые ведут родители, гувернеры или няни. Эта система работы
предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных курсах и
систематическое консультирование. Такие курсы целесообразно организовать на
базе центров развития, психолого-медико-социальных центров, где различные
специалисты способны оказать родителям необходимую помощь. Работа с
родителями особенно необходима, когда пребывание ребёнка в коллективе
затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома имеют
свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2-3 занятия по 20 минут), за
исключением периодов, когда ребёнок плохо себя чувствует, во время или после
болезни. 3-й вариант – группы (5-7
детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью
школьно-значимых функций (но интеллектуально сохранённых, не подлежащих
специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических
центрах» [1, с. 88]. Достоинства
предлагаемой системы форм подготовки ребёнка к школе – её вариативность, учёт
возрастных и других особенностей дошкольника. Необходимо отметить, что формы
подготовки (обучения) и формы организации подготовки – это не одно и то же.
Согласно П.И. Пидкасистому и И.М. Чередовову, «Форма организации обучения
предполагает “упорядочивание, налаживание, приведение в систему”
взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием
материала» [2, с. 311]. Педагогическое
общение и взаимодействие как способ модификации форм обучения происходит
посредством интонирования процесса подготовки ребёнка к школе. Компоненты
интонирования (интонации) – эмоциональный, рациональный, стилевой,
образно-ассоциативный и целостно-образный – позволяют придать гибкость и
разнообразие любой форме обучения, тем более что интонирование объективно
сопровождается определённым дополнительным, личностным смыслом каждого
субъекта педагогического процесса: учителя и ученика. Так,
дошкольник, обучаясь чтению и письму, может получать от учителя подкрепление
усваиваемого материала в виде ярких примеров, образов, положительных эмоций,
элементов анализа прочитанного, привлечения собственного опыта ребёнка. На
занятиях по математике, где ведущим является рациональный компонент
интонирования, особенно важно использование других компонентов – образного,
образно-ассоциативного, стилевого и эмоционального. То же самое касается и
занятий любым видом искусства. Опора
на дополнительный, личностный смысл интонирования, выбор наиболее близкого
субъекту компонента интонирования, личностная гармонизация процесса являются
ключевыми моментами педагогического общения и взаимодействия, когда каждый
вид совместной деятельности педагога и дошкольника, других дошкольников
становится личностно и социально значимым для ребёнка и превращает его работу
в интересную игру. Такая
организация форм обучения позволяет развивать дошкольника, учитывая его
физиологические и психические возможности. Библиографический
список 1. Об
использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке
детей к школе [Текст]: письмо Минобразования России от 17.02.2004
№14-51-36/13 // Межведомственный информационный бюллетень. 2004. №11. С. 86 –
89. 2. Педагогика
[Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под.
ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004. |
|
||
|
|
|
|
|