: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Д.И. Москалёва, Л.Н. Попов

Организация форм обучения как условие подготовки ребёнка к школе

Подготовка к школе – важный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Создание определённых педагогических условий, использование адекватных форм организации процесса подготовки к школе в семье позволяет в какой-то степени облегчить решение проблем нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования в методическом письме от 17.02.2004 г. предлагает следующие «формы организации индивидуальной работы по подготовке к школе» [1, с. 88]:

«1-й вариант – занятия (2-3 раза в неделю) в учреждениях образования (группы временного пребывания детей в детских садах, в школах, домах творчества, центрах дополнительного образования, клубах, студиях и т.д.) Наиболее целесообразны занятия в малых группах, что позволяет вести дифференцированную и индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Занятия должны проводиться в первой половине дня с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований к условиям обучения: состояния мебели, освещённости и т.п. В течение дня рекомендуется не более трёх занятий, каждое продолжительностью до 30 минут с перерывами по 10 минут. В течение дня не рекомендуется больше трёх занятий.

2-й вариант – занятия, которые ведут родители, гувернеры или няни. Эта система работы предусматривает предварительное обучение взрослых на краткосрочных курсах и систематическое консультирование. Такие курсы целесообразно организовать на базе центров развития, психолого-медико-социальных центров, где различные специалисты способны оказать родителям необходимую помощь. Работа с родителями особенно необходима, когда пребывание ребёнка в коллективе затруднено из-за болезни или каких-либо других причин. Занятия дома имеют свои преимущества: их можно проводить ежедневно (2-3 занятия по 20 минут), за исключением периодов, когда ребёнок плохо себя чувствует, во время или после болезни.

3-й вариант – группы (5-7 детей) по подготовке к школе для детей с выраженной несформированностью школьно-значимых функций (но интеллектуально сохранённых, не подлежащих специальному обучению) при психолого-медико-социальных, психологических центрах» [1, с. 88].

Достоинства предлагаемой системы форм подготовки ребёнка к школе – её вариативность, учёт возрастных и других особенностей дошкольника. Необходимо отметить, что формы подготовки (обучения) и формы организации подготовки – это не одно и то же. Согласно П.И. Пидкасистому и И.М. Чередовову, «Форма организации обучения предполагает “упорядочивание, налаживание, приведение в систему” взаимодействия учителя с учащимися при работе над определённым содержанием материала» [2, с. 311].

Педагогическое общение и взаимодействие как способ модификации форм обучения происходит посредством интонирования процесса подготовки ребёнка к школе. Компоненты интонирования (интонации) – эмоциональный, рациональный, стилевой, образно-ассоциативный и целостно-образный – позволяют придать гибкость и разнообразие любой форме обучения, тем более что интонирование объективно сопровождается определённым дополнительным, личностным смыслом каждого субъекта педагогического процесса: учителя и ученика.

Так, дошкольник, обучаясь чтению и письму, может получать от учителя подкрепление усваиваемого материала в виде ярких примеров, образов, положительных эмоций, элементов анализа прочитанного, привлечения собственного опыта ребёнка. На занятиях по математике, где ведущим является рациональный компонент интонирования, особенно важно использование других компонентов – образного, образно-ассоциативного, стилевого и эмоционального. То же самое касается и занятий любым видом искусства.

Опора на дополнительный, личностный смысл интонирования, выбор наиболее близкого субъекту компонента интонирования, личностная гармонизация процесса являются ключевыми моментами педагогического общения и взаимодействия, когда каждый вид совместной деятельности педагога и дошкольника, других дошкольников становится личностно и социально значимым для ребёнка и превращает его работу в интересную игру.

Такая организация форм обучения позволяет развивать дошкольника, учитывая его физиологические и психические возможности.

 

Библиографический список

1. Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе [Текст]: письмо Минобразования России от 17.02.2004 №14-51-36/13 // Межведомственный информационный бюллетень. 2004. №11. С. 86 – 89.

2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под. ред. П.И. Пидкасистого. М., 2004.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению