|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Д.Н. Симонов Особенности формирования
картины мира у младенца На
протяжении многих веков человечество стремилось сделать жизнь своих потомков
лучше собственной. Ради этого осваивались новые земли, велись войны,
совершались научные открытия. Издавна общество стремилось разработать
наиболее простые и эффективные способы передачи знаний, умений и навыков
своим потомкам. Самым
важным этапом в становлении человека является детство. В этот период жизни в
сознание ребёнка закладываются представления о мире, свойственные его роду,
племени, народу. Главным социальным институтом, осуществляющим этот процесс,
является семья. Через язык, народные традиции, двигательные схемы и систему
питания семья формирует у ребёнка представление о самом себе и о мире, в
котором он существует. Поначалу сам для себя ребёнок не существует. Первый этап в
осознании человеком факта своего существования начинается через других людей.
Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребёнка из фона окружающей жизни и
назвав его по имени. Личное обращение постоянно присутствует в текстах
материнского фольклора, в телесных играх с ребёнком. Так взрослый
помогает ребёнку формировать осмысленный образ собственного тела [3, с. 11 –
16]. В телесных играх, существующих в народной
традиции, мать помогает ребёнку ощутить отдельные части его тела в живом
контакте с её руками. Пальцы рук ребёнка, его ладошки, предплечья, подмышки,
голова становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает
собственным именем, характером и исполняет определённую игровую роль. Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия, имена. Называние придаёт частям тела ребёнка новое
качество существования. Сначала они становятся осмысленными элементами образа
телесного «Я». По мере научения ребёнка не только чувствовать, но и знать,
где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он
запоминает их названия, местонахождение и взаиморасположение, у него
складывается схема тела. Она
представляет собой уже обобщённые и объединённые в знаковую структуру знания
о теле. Образ
своего телесного «Я» – это база для развития личности малыша. Одновременно
тело – это исходная точка отсчёта, необходимая для ориентации человека в
окружающем физическом мире. Упорядочение,
структурирование пространства начинается с фиксации точки, в которой
находится ребёнок. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно
положительно описывается колыбель – первое
собственное место ребёнка в
этом мире: Висит колыбель на высоком на крюку. Крюк золотой, ремни бархатные, Колечки витые, крюки золотые. И
золотые крюки, и бархатные ремни – не бытовые
реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство детской колыбели и царского
трона, где ребёнок подобен маленькому божеству. В колыбельных песнях
утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, а младенчество
описывается как идеальное состояние благополучия [3, с. 12 – 13]. Для полноценного психического развития ребёнку важно
утвердиться, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, – самое хорошее, мама – самая
лучшая, дом – самый родной.
Главная личностная задача младенчества – формирование так называемого «базового доверия к жизни» –
интуитивной уверенности в том, что жить хорошо, а
если станет плохо, то ему помогут. Уверенность в своей желанности,
защищённости младенец приобретает в повседневных контактах с матерью и
другими членами семьи. Постоянство присутствия матери, теплота отношения к
нему, многообразие телесного и словесного общения с ней имеют важный смысл
для его будущего. На этом глубинном чувстве базового доверия к жизни позже
основывается оптимизм взрослого, его
желание жить вопреки всем невзгодам. [1, с. 30 – 32 ]. В
материнском фольклоре исходной точкой отсчёта в жизни становится ребёнок в
колыбели, а окружающее пространство выстраивается вокруг него через
противопоставление тёплого дома-защиты и опасного внешнего мира, куда до поры
ребёнку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которая обозначается
понятием «край»: Баю-баюшки-баю, не ложися на краю: Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок, И потащит во лесок, и положит под кусток. Так
как младенец обычно лежит на чём-то возвышающемся, ему есть куда падать через
край. Эта реальная опасность познаётся в течение двух первых лет жизни.
Телесные переживания такого рода становятся для ребёнка живым психологическим
наполнителем фольклорной идеи края как опасной грани двух разных миров. С
точки зрения народной традиции, подходить к ней, а тем более преждевременно
переходить её – никак нельзя. Понятие «край»
является центральным для понимания того, как формируется у маленьких детей
восприятие окружающего мира и самих себя. Как
только познающий мир ребёнок-наблюдатель становится способен выделять
контуры, т.е. края отдельных вещей, из общего фона окружающего мира, его
восприятие делается предметным. Он видит мир уже не как хаос невнятных
движущихся и статичных пятен, а как вместилище отдельных предметов, каждый из
которых имеет свои очертания, границу, отделяющую его от всего остального. Исходя
из выше сказанного, можно сделать следующие выводы: ·
Через простейшие рифмованные фразы и двигательные
игры ребёнок познаёт самого себя, как часть мира (осознание себя). ·
Колыбельные песни, пестушки и т.п., позволяют
сформировать у ребёнка базовое доверие к миру, понять, каково его место в нём
(осознание себя и ближайшего
окружения). ·
Тема «края», присущая русской традиционной
педагогике, позволяет ребёнку провести первую границу, между миром своим – безопасным,
и чужим – враждебным, сформировать простейшие отношения с миром, лежащим за
пределом знакомого (осознание
границы мира дозволенного, формирование отношений с миром внешним). Таким образом, в
сознании младенца возникает простейшая модель мира, где он – центр, семья –
внешний круг, совпадающий с границей дома, а всё, что за порогом, – опасный
мир, в котором пока младенцу нет места. И в наше время проявляется интерес к народной педагогике
младенчества. Но сегодня материнский фольклор нередко утрачивает свой
первоначальный народный смысл и эффективность, что противоречит принципу
преемственности в педагогике. К сожалению, в социальной педагогике эта
проблема остаётся неисследованной. А это значит, что у нынешних социальных
педагогов есть возможность внести свой вклад в её разработку. Библиографический список 1.
Андреев А. Игра и личность
в традиционной русской культуре [Текст] / А. Андреев //Русский стиль
традиционные боевые искусства. №2, 1994. С. 30 – 33. 2.
Андреев А. Мир тропы
[Текст]: очерки русской этнопсихологии / А. Андреев. СПб., 2006. 3.
Осорина М.В. Секретный мир
детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. СПб., 2000. |
|
||
|
|
|
|
|