: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Д.Н. Симонов

Особенности формирования картины мира у младенца
в традиционном русском семейном воспитании

На протяжении многих веков человечество стремилось сделать жизнь своих потомков лучше собственной. Ради этого осваивались новые земли, велись войны, совершались научные открытия. Издавна общество стремилось разработать наиболее простые и эффективные способы передачи знаний, умений и навыков своим потомкам.

Самым важным этапом в становлении человека является детство. В этот период жизни в сознание ребёнка закладываются представления о мире, свойственные его роду, племени, народу. Главным социальным институтом, осуществляющим этот процесс, является семья. Через язык, народные традиции, двигательные схемы и систему питания семья формирует у ребёнка представление о самом себе и о мире, в котором он существует.

Поначалу сам для себя ребёнок не существует. Первый этап в осознании человеком факта своего существования начинается через других людей. Это они замечают, что «Я» есть, выделив ребёнка из фона окружающей жизни и назвав его по имени. Личное обращение постоянно присутствует в текстах материнского фольклора, в телесных играх с ребёнком. Так взрослый помогает ребёнку формировать осмысленный образ собственного тела [3, с. 11 – 16]. В телесных играх, существующих в народной традиции, мать помогает ребёнку ощутить отдельные части его тела в живом контакте с её руками. Пальцы рук ребёнка, его ладошки, пред­плечья, подмышки, голова становятся персонажами сюжетных игр, каждый из которых обладает собственным именем, характером и испол­няет определённую игровую роль.

Очень важно, что эти части тела получают в игре свои названия, име­на. Называние придаёт частям тела ребёнка новое качество существования. Сначала они становятся осмысленными элементами образа телесного «Я». По мере научения ребёнка не только чувство­вать, но и знать, где и сколько у него глаз, ушей, пальцев, ртов, носов, по мере того, как он запоминает их названия, местонахож­дение и взаиморасположение, у него складывается схема тела. Она представляет собой уже обобщённые и объединённые в знако­вую структуру знания о теле.

Образ своего телесного «Я» – это база для развития личности малыша. Одновременно тело – это исходная точка отсчёта, необходимая для ориентации человека в окружа­ющем физическом мире.

Упорядочение, структурирование пространства начинается с фик­сации точки, в которой находится ребёнок. В колыбельных песнях часто очень подробно и преувеличенно положительно описывается колыбель первое собственное место ребёнка в этом мире:

Висит колыбель на высоком на крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные,

Колечки витые, крюки золотые.

И золотые крюки, и бархатные ремни не бытовые реалии крестьянской жизни. Они образно выражают родство детской колыбели и царского трона, где ребёнок подобен маленькому божеству. В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, а младенчество описыва­ется как идеальное состояние благополучия [3, с. 12 13].

Для полноценного психического развития ребёнку важно утвердиться, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, самое хорошее, мама самая лучшая, дом самый родной. Главная личностная задача младенчества формиро­вание так называемого «базового доверия к жизни» интуитивной уве­ренности в том, что жить хорошо, а если станет плохо, то ему помогут. Уверенность в своей желанности, защищённости младенец приобретает в повседневных контактах с матерью и другими членами семьи. Постоянство присутствия матери, теплота отношения к нему, многообразие телесного и словесного общения с ней имеют важный смысл для его будущего. На этом глубинном чув­стве базового доверия к жизни позже основывается опти­мизм взрослого, его желание жить вопреки всем невзгодам. [1, с. 30 32 ].

В материнском фольклоре исходной точкой отсчёта в жизни становится ребёнок в колыбели, а окружающее пространство выстраивается вокруг него через противопоставление тёплого дома-защиты и опасного внешнего мира, куда до поры ребёнку ходить не надо. Эти два мира разделены границей, которая обозначается понятием «край»:

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю:

Придёт серенький волчок, он ухватит за бочок,

И потащит во лесок, и положит под кусток.

Так как младенец обычно лежит на чём-то возвышающемся, ему есть куда падать через край. Эта реальная опасность познаётся в течение двух первых лет жизни. Телесные переживания такого рода становятся для ребёнка живым психологическим наполнителем фольклорной идеи края как опасной гра­ни двух разных миров. С точки зрения народной традиции, подходить к ней, а тем более преждевременно переходить её никак нельзя. Понятие «край» является центральным для понимания того, как формируется у маленьких детей восприятие окружающего мира и самих себя.

Как только познающий мир ребёнок-наблюдатель становится способен выделять контуры, т.е. края отдельных вещей, из общего фона окружаю­щего мира, его восприятие делается предметным. Он видит мир уже не как хаос невнятных движущихся и статичных пятен, а как вместилище отдельных предметов, каждый из которых имеет свои очертания, границу, отделяющую его от всего остального.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

·        Через простейшие рифмованные фразы и двигательные игры ребёнок познаёт самого себя, как часть мира (осознание себя).

·        Колыбельные песни, пестушки и т.п., позволяют сформировать у ребёнка базовое доверие к миру, понять, каково его место в нём (осознание себя и ближайшего окружения).

·        Тема «края», присущая русской традиционной педагогике, позволяет ребёнку провести первую границу, между миром своим – безопасным, и чужим – враждебным, сформировать простейшие отношения с миром, лежащим за пределом знакомого (осознание границы мира дозволенного, формирование отношений с миром внешним).

Таким образом, в сознании младенца возникает простейшая модель мира, где он – центр, семья – внешний круг, совпадающий с границей дома, а всё, что за порогом, – опасный мир, в котором пока младенцу нет места.

И в наше время проявляется интерес к народной педагогике младенчества. Но сегодня материнский фольклор нередко утрачивает свой первоначальный народный смысл и эффективность, что противоречит принципу преемственности в педагогике. К сожалению, в социальной педагогике эта проблема остаётся неисследованной. А это значит, что у нынешних социальных педагогов есть возможность внести свой вклад в её разработку.

 

Библиографический список

1.     Андреев А. Игра и личность в традиционной русской культуре [Текст] / А. Андреев //Русский стиль традиционные боевые искусства. №2, 1994. С. 30 – 33.

2.     Андреев А. Мир тропы [Текст]: очерки русской этнопсихологии / А. Андреев. СПб., 2006.

3.     Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. СПб., 2000.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению