: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

С.И. Аксёнов

Воспитание как взаимодействие поколений:

участие администрации и педагогической общественности

в деятельности трудовой колонии им. М.Горького

А.С. Макаренко придерживался традиционного понимания воспитания прежде всего в его социальной функции: воспитание обеспечивает преемственность поколений, передачу общественно-исторического опыта от одного поколения к другому. Важнейшим макаренковским достижением в решении проблемы связи поколений, по мнению А.А. Фролова, является преодоление трактовки преемственности поколений лишь в одном направлении: от старшего поколения к младшему и дополнение его другим: от младшего поколения к старшему, что порождает качественно новые требования непосредственно к старшему поколению [2, с. 8].

В силу этого уклад жизни трудовой колонии-коммуны как главный фактор воспитания закрепляется в её внутренней «Конституции», выработанной в ходе жизненной практики. Этот свод традиций и правил предполагает равенство детей и взрослых в его «внешнем выражении». Единая система административного управления и детского самоуправления основывается на принципе взаимосвязанных полномочий. Взрослые, старшее поколение, по А.С. Макаренко, ценны прежде всего как «живые люди», всесторонне обогащающие жизненный опыт детей, стиль и «тон» человеческих отношений в разных сферах общения и деятельности. В этой функции предстают не только работники трудовой колонии-коммуны, но и связанные с ней сотрудники различных государственных и общественных организаций, прежде всего её шефы, а также лица из окружающего населения.

Фундаментальный социально-этический принцип А.С. Макаренко «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему» реализуется у него через активное приобщение учащихся к основе человеческой жизни – продуктивному труду. Здесь возникают новые требования к старшему поколению. Взаимодействие поколений становится важнейшим условием материального и духовного прогресса общества [2, с.8].

Воспитатель, учитель в педагогике А.С. Макаренко – член единой «трудовой общины», участник производительного труда. Нет закрепления воспитателя за группой детей; он лишён административных функций.

 Важная форма связи со старшим поколением – ежегодные летние дальние походы коммуны, включающие «смычку» с коллективами крупных промышленных предприятий, культурную программу, многокилометровый пеший поход, оздоровительный лагерь. В колонии – праздничные походы в город, участие в социально-культурных мероприятиях, посещение учреждений культуры и отдыха [2, с. 12].

Среди материалов к «Педагогической поэме» имеется относящийся к началу 30-х гг. ХХ в. документ, где указаны подлинные фамилии людей, причастных к деятельности трудовой колонии им. М. Горького и начальному периоду работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. В списке прототипов дан перечень лиц с разделением на колонки: «друзья», «враги», «свои», «чужие», «педагоги» и «сферы». В колонке «друзья» отмечены 14 человек, среди которых зам. председателя Харьковского окрисполкома, председатель Центральной комиссии по делам несовершеннолетних Главсоцвоса НКП УССР, председатель Государственного научно-методологического комитета НКП УССР, председатель Харьковской окружной комиссии охраны прав несовершеннолетних, председатель комиссии по делам несовершеннолетних Харьковского окрисполкома, председатель правления коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, член коллегии ГПУ УССР, член правления коммуны, секретарь президиума ГПУ УССР, старший инспектор соцвоса Харьковского окрнаробраза, зам. Главсоцвосом НКП УССР, инспектор Харьковского окрнаробраза [3, с. 40 – 41]. В колонке «Свои» – 31 человек. Это работники горьковской колонии, коммуны дзержинцев или близкие им люди. «Педагоги» – 73 человека, работники не только колонии и коммуны, но и других детских учреждений.

Подходы А.С. Макаренко к воспитанию и педагогической практике в горьковской колонии внимательно анализировались руководством. Так, Харьковский обл. инспектор дефдетучреждений М.Н. Котельников в докладе «Главинспектору учреждений для дефективного детства» 22 сентября 1922 г. отмечал: «Лучшим из учреждений для дефективных детей в Полтаве является колония для морально дефективных детей им. М. Горького, как именуется это учреждение на месте… Видна напряжённая, неустанная работа как административного, так и педагогического персонала, а равно и воспитуемых… Педагоги – люди в большинстве интеллигентные, преданные делу, действительно участники в жизни и работах детей…»[1, с. 55]. Он способствовал тогда переводу этого учреждения из состояния «Основного детского дома для морально-дефективных детей №7» в «Трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей» (мальчиков).

Также М.Н. Котельников ходатайствовал о передаче паровой мельницы в ведение колонии, предоставлении ей кредита на ремонт зданий и о её утверждении как опытно-показательного учреждения НКП УССР.

Трудовой колонии им. М. Горького оказывали помощь шефствующие предприятия и организации, ими было передано колонистам два трактора. Помощь получали выпускники колонии – рабфаковцы. В 1926 г. колония имела в своём распоряжении 18 государственных стипендий и 8 стипендий Деткомиссии ВУЦИКа.

Зам. наркома НКП УССР Я.П. Ряппо помог ей в получении направлений на рабфаки. Он помог колонии в финансировании ремонта и в её расширении до 175 воспитанников. Благодаря этому к 7 ноября 1924 г. горьковская колония закончила капитальный ремонт бывшего имения Трепке у с. Ковалевка и полностью перевела свою базу из Триб на новое место. Восстановительные работы, продолжавшиеся три с половиной года при активном участии колонистов, стали важнейшим фактором воспитания [1, с. 124].

Зимой 1924 г. колонию обследовала М.И. Маро-Левитина. В её книге «Работа с беспризорными. Практика новой работы в СССР» (Харьков, Труд, 1924) она поставила колонию им. М. Горького на первое место среди обследованных ею сельскохозяйственных колоний и других учреждений для беспризорных в России и на Украине. Отмечены «чёткость и цельность педагогической работы», творческая атмосфера в коллективе, «взаимослияние» коллективов педагогического и воспитанников [1, с. 102].

Активная поддержка взглядов А.С. Макаренко на воспитание велась также на страницах педагогических периодических изданий того времени. Корреспонденты публиковали свои статьи после посещения горьковской колонии. Первая публикация с положительной оценкой опыта колонии им. М. Горького была сделана в полтавской газете «Голос труда» 15 июля 1922 г. Положительно оценивалась деятельность колонии в корреспонденциях, которые печатались в полтавских газетах «Бильшовик Полтавщины» и «Работник». После переезда в Куряж опыт трудовой колонии горьковцев и коммуны дзержинцев пропагандировался в центральных украинских и городских харьковских газетах «Висти ВЦВК», «Пролетарий», «Коммунист», «Харьковский пролетарий», «Комсомолец Украины» [3, с. 34].

Л. Вильсон (автор нескольких книг по вопросам образования в разных странах) в своей книге «Новая школа в новой России» (Нью-Йорк, 1928) высоко оценивает систему воспитания в колонии им. М. Горького. Она считает, что успехи его колонии «основаны на принципах разумной, ответственной свободы, сотрудничества, гордости за свою работу, развитии способностей детей под замечательным руководством их начальника». Сравнение с «Республикой молодых» Джоржа (США) показывает, что в колонии им. М. Горького «меньше политико-административной организации, больше реального самоуправления самих детей под руководством мудрого, гуманного и удивительно умелого человека» [1, с. 235].

23 мая 1928 г. с колонией знакомится корреспондент газеты «Брянский рабочий» И. Байков. В этой газете 26 мая – его корреспонденция: «В колонии им. М. Горького» говорится о Дневнике колонии с ежедневными записями дежурного воспитателя о проведённом дне. Там 10 строк на английском языке, запись делегации американских студентов: «Очень оригинально. Прекрасный метод дисциплины и отношений между воспитателями и воспитанниками…». Право называться колонистами относится и к воспитателям, «иначе им придётся покинуть колонию» [1, с. 278 – 279]. Летом 1928 г. Н. Корст, ответственный работник Наркопроса РСФСР, в своём заключении о детских интернатных учреждениях Украины отмечает их мощную производственно-трудовую базу, достаточные ассигнования, чрезвычайно интересную воспитательную работу, своеобразную и чёткую систему детских организаций. Н. Корст с большим одобрением отзывается о принятых в колонии и коммуне «форме и быте детских учреждений», указывает на «оригинальную и, безусловно, тренирующую в смысле чёткости и дисциплинированности систему деторганизаций» [1, с. 280 – 281].

Вплоть до 1926 г. взгляды А.С. Макаренко на воспитание и его педагогическая практика в трудовой колонии им. М. Горького имели положительную оценку и одобрение.

 

Библиографический список

1.Макаренко А.С. Школа жизни, труда и воспитания [Текст]: учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921 1928 гг. / А.С. Макаренко; сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. Н. Новгород, 2007.

2.Макаренко А.С. Школа жизни, труда и воспитания [Текст]: учеб. кн. по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1928 1932 гг. / А.С. Макаренко; сост. А.А. Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. Н. Новгород, 2008.

3.Фролов А.А. А.С. Макаренко и педагогика его времени [Текст] / А.А. Фролов. Горький, 1988.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению