: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

И.С. Касаткина

Теория семейного воспитания от Макаренко до наших дней

Проблема семейного воспитания – одна из вечных проблем человечества. Именно в семье рождается не только человек, но и гражданин. Следовательно, если мы хотим жить в здоровом обществе, нам необходимо уделять должное внимание семье и семейному воспитанию.

В современной науке нет единого определения семьи. По мнению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [7, с. 91]. Л.В. Мардахаев определяет семью как социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе [6, с. 149].

Мы же будем опираться на формулировку Т.А. Куликовой, которая характеризует семью как малую социально-психологической группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [2, с. 22].

Что такое «семейное воспитание»? Это воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами) [3, с. 392].

По определению А.В. Мудрика, семейное воспитание – это более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребёнок, подросток, юноша [7, с. 94].

О.Л. Зверева и А.Н. Ганичева определяют семейное воспитание как одну из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающую целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи [1, с. 31].

Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики со второй половине ХIХ в. и лишь к началу ХХ столетия начала оформляться теоретически. Одним из ведущих учёных, ставших основоположником этой науки в России, был П.Ф. Каптерев. По его инициативе в Петрограде зимой 1912 – 1913 гг. прошёл I Съезд по семейному воспитанию. Главной темой Съезда было обсуждение вопроса о соотношении семейного и общественного воспитания, а также путей просвещения родителей.

Основной акцент в исследовательских работах разных времен делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на изучении семьи (Т.А. Маркова), родительства (И. Кон), отдельных видов деятельности детей в семье (Г.Н. Гришина, Д.О. Дзинтаре), формировании силами родителей разных качеств личности ребёнка (В.П. Дуброва, Л.В. Загик). Некоторые исследователи (А.Ю. Гранки, И.В. Гребенников, И.В. Филин, и др.) обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского периода на семейное воспитание: Ш. Амонашвили, П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Однако целостной, системной и методологически проработанной теории семейного воспитания, способной дать ответы на многочисленные вопросы родителей и педагогов, пока не создано.

Рассмотрим подробнее теорию семейного воспитания А.С. Макаренко, по которой «Семья – важнейшая область, где человек проходит свой первый общественный путь!» [5, с. 11]. Эту теорию педагог строит в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения о воспитательной роли коллектива. Каждая семья составляет коллектив, в котором ребёнок с малых лет приобретает опыт взаимной связи, взаимопомощи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь в такой семье позволяет ребёнку упражняться в различных видах человеческих отношений. В этом коллективе не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место быть в старые времена [2, с. 17].

Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С. Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности [2, с. 17]. По его мнению, смысл родительского авторитета в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая детским глазом [1, с. 35]. Макаренко говорит о разных видах ложного авторитета: авторитете подкупа, чванства, расстояния, подавления, любви. Он считал, что главным основанием родительского авторитета могут быть работа родителей, их гражданское лицо, поведение, знание интересов, склонностей своего ребёнка, его отношения к людям [1, с. 35].

В работах Макаренко говорится и о цели семейного воспитания. Он утверждал, что в некоторых семьях наблюдается полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети и надеются, что всё само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определённой программы. В таком случае и результаты всегда будут случайными, так как никакое дело нельзя сделать хорошо, если неизвестно, чего хочешь достигнуть [4, с. 114].

А.С. Макаренко – педагог социалистической формации, и он строил свою теорию в соответствии с её идеологией, когда не так остро стоял вопрос выживания, и семья могла позволить себе переложить часть воспитательных функций на государство. Ребёнок постоянно находился в зоне чьей-то ответственности, и его жизненная траектория в зависимости от исходного положения семьи была более-менее предсказуема. От ребёнка требовалось лишь быть послушным, хорошо учиться и приносить пользу Отечеству. Взамен на это государство гарантировало социальную стабильность, предсказуемость и безопасность.

Однако современная ситуация поставила родителей перед необходимостью готовить ребёнка к нестабильному миру, вариативному образованию, альтернативным политическим идеям и посягательствам на его внутренний мир со стороны средств массовой информации, сект и продавцов наркотиков. Мир стал разнообразным и небезопасным, а попытки эвакуировать ребёнка от социальной действительности – тщетными. Иными словами, современным родителям приходится готовить ребёнка к той жизни, к которой они вряд ли хорошо готовы сами.

В настоящее время общество вновь стало обращаться к идеям А.С. Макаренко, пропагандирующего коллективизм, родительский авторитет, целенаправленность семейного воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод о развитии и преемственности педагогических идей и в теории семейного воспитания.

 

Библиографический список

1. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. М., 2000.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. М., 2000.

3. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. В.А. Мижерикова. Ростов н/Д, 1998.

4. Макаренко А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1988.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей [Текст]: лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. М., 1985.

6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. / Л.В. Мардахаев. М., 2005.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластёнина. М., 2003.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению