|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. И.С. Касаткина Теория семейного воспитания от Макаренко до
наших дней Проблема семейного воспитания – одна из вечных проблем
человечества. Именно в семье рождается не только человек, но и гражданин.
Следовательно, если мы хотим жить в здоровом обществе, нам необходимо уделять
должное внимание семье и семейному воспитанию. В современной науке нет единого определения семьи. По
мнению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм,
санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между
супругами, родителями и детьми, детей между собой» [7, с. 91]. Л.В. Мардахаев
определяет семью как социокультурный феномен, играющий особую роль в
социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе [6, с. 149]. Мы же будем опираться на формулировку Т.А. Куликовой,
которая характеризует семью как малую социально-психологической группу, члены
которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и
взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве
населения [2, с. 22]. Что такое «семейное воспитание»? Это воспитание детей
родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами) [3, с.
392]. По определению А.В. Мудрика, семейное воспитание – это
более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые
старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи
соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и
стать ребёнок, подросток, юноша [7, с. 94]. О.Л. Зверева и А.Н. Ганичева определяют семейное
воспитание как одну из форм воспитания подрастающего поколения в обществе,
сочетающую целенаправленные действия родителей с объективным влиянием
жизнедеятельности семьи [1, с. 31]. Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики
со второй половине ХIХ в. и лишь к началу ХХ столетия начала оформляться
теоретически. Одним из ведущих учёных, ставших основоположником этой науки в
России, был П.Ф. Каптерев. По его инициативе в Петрограде зимой 1912 – 1913
гг. прошёл I Съезд по семейному воспитанию. Главной темой Съезда было
обсуждение вопроса о соотношении семейного и общественного воспитания, а
также путей просвещения родителей. Основной акцент в исследовательских работах разных времен
делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на
изучении семьи (Т.А. Маркова), родительства (И. Кон), отдельных видов
деятельности детей в семье (Г.Н. Гришина, Д.О. Дзинтаре), формировании силами
родителей разных качеств личности ребёнка (В.П. Дуброва, Л.В. Загик).
Некоторые исследователи (А.Ю. Гранки, И.В. Гребенников, И.В. Филин, и др.)
обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского
периода на семейное воспитание: Ш. Амонашвили, П.П. Блонского, Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Однако целостной, системной и методологически
проработанной теории семейного воспитания, способной дать ответы на
многочисленные вопросы родителей и педагогов, пока не создано. Рассмотрим подробнее теорию семейного воспитания А.С.
Макаренко, по которой «Семья – важнейшая область, где человек проходит свой
первый общественный путь!» [5, с. 11]. Эту теорию педагог строит в
соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения о
воспитательной роли коллектива. Каждая семья составляет коллектив, в котором
ребёнок с малых лет приобретает опыт взаимной связи, взаимопомощи. Если в
семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы
в самых разнообразных формах. Жизнь в такой семье позволяет ребёнку
упражняться в различных видах человеческих отношений. В этом коллективе не
должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место
быть в старые времена [2, с. 17]. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.
Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует
его ложные разновидности [2, с. 17]. По его мнению, смысл родительского
авторитета в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается
как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая
детским глазом [1, с. 35]. Макаренко говорит о разных видах ложного
авторитета: авторитете подкупа, чванства, расстояния, подавления, любви. Он
считал, что главным основанием родительского авторитета могут быть работа
родителей, их гражданское лицо, поведение, знание интересов, склонностей
своего ребёнка, его отношения к людям [1, с. 35]. В работах Макаренко говорится и о цели семейного
воспитания. Он утверждал, что в некоторых семьях наблюдается полное бездумье
в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети и надеются, что всё само
собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определённой программы. В
таком случае и результаты всегда будут случайными, так как никакое дело
нельзя сделать хорошо, если неизвестно, чего хочешь достигнуть [4, с. 114]. А.С. Макаренко – педагог социалистической формации, и он
строил свою теорию в соответствии с её идеологией, когда не так остро стоял
вопрос выживания, и семья могла позволить себе переложить часть
воспитательных функций на государство. Ребёнок постоянно находился в зоне
чьей-то ответственности, и его жизненная траектория в зависимости от
исходного положения семьи была более-менее предсказуема. От ребёнка требовалось
лишь быть послушным, хорошо учиться и приносить пользу Отечеству. Взамен на
это государство гарантировало социальную стабильность, предсказуемость и
безопасность. Однако современная ситуация поставила родителей перед
необходимостью готовить ребёнка к нестабильному миру, вариативному
образованию, альтернативным политическим идеям и посягательствам на его
внутренний мир со стороны средств массовой информации, сект и продавцов
наркотиков. Мир стал разнообразным и небезопасным, а попытки эвакуировать
ребёнка от социальной действительности – тщетными. Иными словами, современным
родителям приходится готовить ребёнка к той жизни, к которой они вряд ли
хорошо готовы сами. В настоящее время общество вновь стало обращаться к идеям
А.С. Макаренко, пропагандирующего коллективизм, родительский авторитет,
целенаправленность семейного воспитания. Таким образом, можно сделать вывод о развитии и
преемственности педагогических идей и в теории семейного воспитания. Библиографический список 1. Зверева О.Л. Семейная
педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. М.,
2000. 2. Куликова Т.А. Семейная
педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. М., 2000. 3. Психолого-педагогический словарь для учителей и
руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. В.А.
Мижерикова. Ростов н/Д, 1998. 4. Макаренко А.С.
О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1988. 5. Макаренко А.С.
Книга для родителей [Текст]: лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. М.,
1985. 6. Мардахаев Л.В.
Социальная педагогика [Текст]: учеб. / Л.В. Мардахаев. М., 2005. 7. Мудрик А.В.
Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под
ред. В.А. Сластёнина. М., 2003. |
|
||
|
|
|
|
|