|  |  |  |  |  | 
|  | «Психолого-педагогическое наследие прошлого  Материалы
  6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений  Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. И.С. Касаткина  Теория семейного воспитания от Макаренко до
  наших дней Проблема семейного воспитания – одна из вечных проблем
  человечества. Именно в семье рождается не только человек, но и гражданин.
  Следовательно, если мы хотим жить в здоровом обществе, нам необходимо уделять
  должное внимание семье и семейному воспитанию.  В современной науке нет единого определения семьи. По
  мнению А.В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве
  малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной
  ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм,
  санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между
  супругами, родителями и детьми, детей между собой» [7, с. 91]. Л.В. Мардахаев
  определяет семью как социокультурный феномен, играющий особую роль в
  социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе [6, с. 149]. Мы же будем опираться на формулировку Т.А. Куликовой,
  которая характеризует семью как малую социально-психологической группу, члены
  которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и
  взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой
  обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве
  населения [2, с. 22]. Что такое «семейное воспитание»? Это воспитание детей
  родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами) [3, с.
  392]. По определению А.В. Мудрика, семейное воспитание – это
  более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые
  старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи
  соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и
  стать ребёнок, подросток, юноша [7, с. 94]. О.Л. Зверева и А.Н. Ганичева определяют семейное
  воспитание как одну из форм воспитания подрастающего поколения в обществе,
  сочетающую целенаправленные действия родителей с объективным влиянием
  жизнедеятельности семьи [1, с. 31]. Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики
  со второй половине ХIХ в. и лишь к началу ХХ столетия начала оформляться
  теоретически. Одним из ведущих учёных, ставших основоположником этой науки в
  России, был П.Ф. Каптерев. По его инициативе в Петрограде зимой 1912 – 1913
  гг. прошёл I Съезд по семейному воспитанию. Главной темой Съезда было
  обсуждение вопроса о соотношении семейного и общественного воспитания, а
  также путей просвещения родителей. Основной акцент в исследовательских работах разных времен
  делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на
  изучении семьи (Т.А. Маркова), родительства (И. Кон), отдельных видов
  деятельности детей в семье (Г.Н. Гришина, Д.О. Дзинтаре), формировании силами
  родителей разных качеств личности ребёнка (В.П. Дуброва, Л.В. Загик).
  Некоторые исследователи (А.Ю. Гранки, И.В. Гребенников, И.В. Филин, и др.)
  обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского
  периода на семейное воспитание: Ш. Амонашвили, П.П. Блонского, Н.К. Крупской,
  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.  Однако целостной, системной и методологически
  проработанной теории семейного воспитания, способной дать ответы на
  многочисленные вопросы родителей и педагогов, пока не создано.  Рассмотрим подробнее теорию семейного воспитания А.С.
  Макаренко, по которой «Семья – важнейшая область, где человек проходит свой
  первый общественный путь!» [5, с. 11]. Эту теорию педагог строит в
  соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения о
  воспитательной роли коллектива. Каждая семья составляет коллектив, в котором
  ребёнок с малых лет приобретает опыт взаимной связи, взаимопомощи. Если в
  семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы
  в самых разнообразных формах. Жизнь в такой семье позволяет ребёнку
  упражняться в различных видах человеческих отношений. В этом коллективе не
  должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место
  быть в старые времена [2, с. 17].  Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.
  Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует
  его ложные разновидности [2, с. 17]. По его мнению, смысл родительского
  авторитета в том, что он не требует никаких доказательств, что он принимается
  как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая
  детским глазом [1, с. 35]. Макаренко говорит о разных видах ложного
  авторитета: авторитете подкупа, чванства, расстояния, подавления, любви. Он
  считал, что главным основанием родительского авторитета могут быть работа
  родителей, их гражданское лицо, поведение, знание интересов, склонностей
  своего ребёнка, его отношения к людям [1, с. 35]. В работах Макаренко говорится и о цели семейного
  воспитания. Он утверждал, что в некоторых семьях наблюдается полное бездумье
  в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети и надеются, что всё само
  собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определённой программы. В
  таком случае и результаты всегда будут случайными, так как никакое дело
  нельзя сделать хорошо, если неизвестно, чего хочешь достигнуть [4, с. 114]. А.С. Макаренко – педагог социалистической формации, и он
  строил свою теорию в соответствии с её идеологией, когда не так остро стоял
  вопрос выживания, и семья могла позволить себе переложить часть
  воспитательных функций на государство. Ребёнок постоянно находился в зоне
  чьей-то ответственности, и его жизненная траектория в зависимости от
  исходного положения семьи была более-менее предсказуема. От ребёнка требовалось
  лишь быть послушным, хорошо учиться и приносить пользу Отечеству. Взамен на
  это государство гарантировало социальную стабильность, предсказуемость и
  безопасность.  Однако современная ситуация поставила родителей перед
  необходимостью готовить ребёнка к нестабильному миру, вариативному
  образованию, альтернативным политическим идеям и посягательствам на его
  внутренний мир со стороны средств массовой информации, сект и продавцов
  наркотиков. Мир стал разнообразным и небезопасным, а попытки эвакуировать
  ребёнка от социальной действительности – тщетными. Иными словами, современным
  родителям приходится готовить ребёнка к той жизни, к которой они вряд ли
  хорошо готовы сами.  В настоящее время общество вновь стало обращаться к идеям
  А.С. Макаренко, пропагандирующего коллективизм, родительский авторитет,
  целенаправленность семейного воспитания.  Таким образом, можно сделать вывод о развитии и
  преемственности педагогических идей и в теории семейного воспитания.  Библиографический список 1. Зверева О.Л. Семейная
  педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. М.,
  2000. 2. Куликова Т.А. Семейная
  педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. М., 2000. 3. Психолого-педагогический словарь для учителей и
  руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / под ред. В.А.
  Мижерикова. Ростов н/Д, 1998. 4. Макаренко А.С.
  О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. М., 1988.  5. Макаренко А.С.
  Книга для родителей [Текст]: лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко. М.,
  1985. 6. Мардахаев Л.В.
  Социальная педагогика [Текст]: учеб. / Л.В. Мардахаев. М., 2005. 7. Мудрик А.В.
  Социальная педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик; под
  ред. В.А. Сластёнина. М., 2003.  |  | ||
|  |  |  |  |  |