: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

А.М. Гофман

Воспитание как передача социального опыта

от поколения к поколению

Воспитание – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. В многочисленных произведениях А.С. Макаренко, особенно в таких его работах, как «Проблемы школьного советского воспитания», «Коммунистическое воспитание и поведение», «Проблемы воспитания в советской школе», «Воспитание характеров в школе», «Книга для родителей», «Лекции о воспитании» представлена целостная система его взглядов на воспитание как главный способ передачи социального опыта от поколения к поколению.

Этот опыт передаётся через взаимодействие ребёнка с педагогами, родителями, другими представителями старших поколений. Он содержится в знаниях, которые становятся основой для формирования взглядов и убеждений развивающейся личности.

На образах беспризорного детства в «Педагогической поэме» педагог показывает, что социальный опыт, который получают дети, может иметь как позитивный, так и негативный характер в зависимости от окружающих их социальных условий. В преступной среде ребёнок может сформироваться преступником, в нормальном детском коллективе формируются такие его социальные качества, благодаря которым он становится полноценным и полезным членом общества.

По произведениям великого педагога мы видим, что своими корнями любой общественный опыт связан с прошлым, с жизнью старших поколений. А эта жизнь может иметь как позитивную, так и негативную окраску.

Как истинный педагог и в то же время как истинный художник, А.С. Макаренко сумел образно и педагогически очень точно показать, каким должно быть воспитание, чтобы в прошлом опыте ребёнок ориентировался на ценности, не противоречащие установкам и нравственным нормам общества, в котором он живёт.

Первое – воспитание должно быть целесообразным, а его целевые установки должны соответствовать общественным и государственным целям.

Второе – воспитание должно представлять собой целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

Третье – процесс воспитания должен складываться в целенаправленную, управляемую и открытую систему воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником.

Четвёртое – воспитание должно давать ребёнку возможность предоставления альтернативных способов поведения в различных ситуациях.

Пятое – в процессе воспитания должно осуществляться целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода её в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учётом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности.

Это, по Макаренко, одни из главных условий, при которых воспитание может обеспечить передачу социального опыта от поколения к поколению.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению