|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.М. Гофман Воспитание как передача
социального опыта от поколения к
поколению Воспитание
– сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым
поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными
институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и
культуры, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и
направленности. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность
поколений. В многочисленных произведениях А.С. Макаренко, особенно в таких его
работах, как «Проблемы школьного советского воспитания», «Коммунистическое
воспитание и поведение», «Проблемы воспитания в советской школе», «Воспитание
характеров в школе», «Книга для родителей», «Лекции о воспитании»
представлена целостная система его взглядов на воспитание как главный способ
передачи социального опыта от поколения к поколению. Этот
опыт передаётся через взаимодействие ребёнка с педагогами, родителями,
другими представителями старших поколений. Он содержится в знаниях, которые
становятся основой для формирования взглядов и убеждений развивающейся
личности. На
образах беспризорного детства в «Педагогической поэме» педагог показывает,
что социальный опыт, который получают дети, может иметь как позитивный, так и
негативный характер в зависимости от окружающих их социальных условий. В
преступной среде ребёнок может сформироваться преступником, в нормальном
детском коллективе формируются такие его социальные качества, благодаря
которым он становится полноценным и полезным членом общества. По
произведениям великого педагога мы видим, что своими корнями любой
общественный опыт связан с прошлым, с жизнью старших поколений. А эта жизнь
может иметь как позитивную, так и негативную окраску. Как
истинный педагог и в то же время как истинный художник, А.С. Макаренко сумел
образно и педагогически очень точно показать, каким должно быть воспитание,
чтобы в прошлом опыте ребёнок ориентировался на ценности, не противоречащие
установкам и нравственным нормам общества, в котором он живёт. Первое – воспитание должно быть
целесообразным, а его целевые установки должны соответствовать общественным и
государственным целям. Второе – воспитание должно представлять
собой целостный, сознательно организованный педагогический процесс
формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях
специально подготовленными специалистами. Третье – процесс воспитания должен
складываться в целенаправленную, управляемую и открытую систему
воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является
паритетным участником. Четвёртое – воспитание
должно давать ребёнку возможность предоставления альтернативных способов
поведения в различных ситуациях. Пятое – в процессе воспитания должно осуществляться
целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода
её в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие
индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и
природной среды, с учётом его потенциальных возможностей с целью
стимулирования его саморазвития и самостоятельности. Это, по Макаренко, одни из главных условий, при которых воспитание может обеспечить
передачу социального опыта от поколения к поколению. |
|
||
|
|
|
|
|