: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Д.В. Бражкина, П.А. Зонтова

Преемственность идей А.С. Макаренко

в вопросах воспитания в труде и в коллективе

Советская педагогика всегда выступала за воспитание молодёжи в духе коллективизма. А.С. Макаренко создал стройную систему воспитания личности в коллективе и через коллектив. Под коллективом он понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде – объединение, отличающееся определённой системой полномочий и ответственности, чётким соотношением и взаимозависимостью своих отдельных частей. По Макаренко, именно через коллектив каждая личность входит в общество, становится его частью.

Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно через коллектив. Это положение он называл «принципом параллельного действия», который не исключает применения «принципа индивидуального действия» – прямого воздействия педагога на отдельного воспитанника.

А.С. Макаренко выделяет первичный коллектив (отряд, класс, семья) и общий коллектив, частями которого являются первичные коллективы. Такими коллективами были его воспитательные учреждения, таким коллективом должна быть школа. Однако он указывал, что у нас педагоги и учащиеся «замыкаются» в своём классе, что нередко школа представляет собой много отдельных классов, а школы как единого коллектива часто нет.

Одним из важнейших законов коллектива педагог считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив у него нет, наступает самоуспокоение, и развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить стремлением к определённой цели. В связи с этим А.С. Макаренко разработал принцип «системы перспективных линий». По его концепции, воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.

Главным фактором воспитания, по А.С. Макаренко, является труд. В его произведениях красной нитью проходит мысль о том, что правильное советское воспитание невозможно себе представить как нетрудовое. Он считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а формируются у него в процессе труда. Поэтому трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых А.С. Макаренко учреждениях. Начав в колонии им. Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, педагог переходит к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Высшей формы их трудовая деятельность достигла в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, где воспитанники в процессе производительного труда уже в условиях сложного производства делали для страны нужные вещи и получали высокие рабочие квалификации. Опыт соединения обучения с производительным трудом в условиях коммуны А.С. Макаренко мечтал применить и в общеобразовательной школе.

По сей день не теряют своей актуальности советы педагога родителям о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые трудовые поручения, а длительные задания, рассчитанные на многие месяцы и даже на годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате и всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в отдельной комнате или отдельной части комнаты, обрабатывать участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним. Именно в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность.

Проблемы коллективистского и трудового воспитания и сегодня являются в педагогике главными. В педагогических исследованиях последних десятилетий продолжается их активная разработка в таких аспектах, как выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (О.С. Богданова, М.Д. Виноградова, Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, И.Б. Первин и др.), разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л. Ю. Гордин, М. П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нём (В.М. Коротов, Я.Н. Левин и др.), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного коллектива рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нём принята (Т.А. Куракин, Я.Н. Левин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова). При этом детский коллектив рассматривается как модель, отражающая отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребёнка он выступает средой обитания и освоения опыта, накопленного старшими.

Незаменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. При её организации в условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощь. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения, узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов.

Педагогически ориентированный коллектив создаёт благоприятные возможности для формирования социально ценной сущности личности и проявления её индивидуальности. А это значит, что проблемы преемственности поколений всегда будут связаны с решением проблем коллектива и личности.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению