|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.Б. Николаев Педагогическое
содружество поколений В современной практике нет однозначного
определения понятия «педагогическое
содружество». О.И. Ожегов определяет «содружество»
как взаимную дружбу, дружеское объединение, основанное на дружбе [3, с. 128]. Под педагогическим содружеством поколений мы понимаем:
преемственность и взаимосвязь поколений;
фактор личностной и профессиональной самореализации;
средство передачи социально-значимого, личностного и
педагогического опыта;
взаимообмен педагогическими взглядами и приобщение к
педагогической культуре прошлого и современности для воспитания будущего
поколения. Отсюда
целью педагогического содружества поколений является взаимообмен социально и личностно значимым опытом между поколениями, совместное
преодоление отрицательного влияния на преобразование окружающей среды к
лучшему. Субъектами
педагогического содружества выступают педагоги, родители как старшие товарищи
и учащиеся как младшие. Педагогическое
содружество поколений строится на следующих принципах:
единство поколений;
целенаправленность;
системность;
практико-ориентированная деятельность;
творческая активность старших и младших;
перспектива радости [1, с. 160]. На практике особую роль в организации педагогического
содружества поколений сыграл выдающийся советский педагог А.С. Макаренко
(1888–1939). Он считал первоочередной задачей школы создание единого
школьного коллектива. «Я не сумел бы работать, если бы у меня не было единого
школьного коллектива», – сказано им по этому поводу [2, с. 295]. Он
осмысливает и строит воспитание как содружество поколений на основе единого
для взрослых и детей коллектива педагогического учреждения. Анализ
педагогической теории и воспитательной практики позволяет сделать вывод о
возможности получения опыта социального взаимодействия
в социальных институтах через содружество поколений, заботу об окружающих,
совместное преодоление отрицательных воздействий со стороны. Практическая
реализация проекта «Педагогическое содружество поколений» осуществляется на
факультете технологии и предпринимательства
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С-Петербурга
совместно со студентами и преподавателями в виде конференций, лекций и
тематических вечеров, посвящённых актуальным проблемам практики воспитания, в
разных формах совместной деятельности. Библиографический
список 1.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения
[Текст]: в 5 т. / А.С. Макаренко. Т. 2.
Макаренко А.С. Педагогические сочинения
[Текст]: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т. 3.
Ожегов С.И. Словарь русского
языка [Текст] / С.И. Ожегов. 2-е изд. /под ред. Н.Ю. Шведовой. М.,
1975. |
|
||
|
|
|
|
|