: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

А.Б. Николаев

Педагогическое содружество поколений

В современной практике нет однозначного определения понятия «педагогическое содружество». О.И. Ожегов определяет «содружество» как взаимную дружбу, дружеское объединение, основанное на дружбе [3, с. 128].

Под педагогическим содружеством поколений мы понимаем:

       преемственность и взаимосвязь поколений;

       фактор личностной и профессиональной самореализации;

       средство передачи социально-значимого, личностного и педагогического опыта;

       взаимообмен педагогическими взглядами и приобщение к педагогической культуре прошлого и современности для воспитания будущего поколения.

Отсюда целью педагогического содружества поколений является взаимообмен социально и личностно значимым опытом между поколениями,

совместное преодоление отрицательного влияния на преобразование окружающей среды к лучшему.

Субъектами педагогического содружества выступают педагоги, родители как старшие товарищи и учащиеся как младшие.

Педагогическое содружество поколений строится на следующих принципах:

       единство поколений;

       целенаправленность;

       системность;

       практико-ориентированная деятельность;

       творческая активность старших и младших;

       перспектива радости [1, с. 160].

На практике особую роль в организации педагогического содружества поколений сыграл выдающийся советский педагог А.С. Макаренко (1888–1939). Он считал первоочередной задачей школы создание единого школьного коллектива. «Я не сумел бы работать, если бы у меня не было единого школьного коллектива», – сказано им по этому поводу [2, с. 295]. Он осмысливает и строит воспитание как содружество поколений на основе единого для взрослых и детей коллектива педагогического учреждения.

Анализ педагогической теории и воспитательной практики позволяет сделать вывод о возможности получения опыта социального взаимодействия в социальных институтах через содружество поколений, заботу об окружающих, совместное преодоление отрицательных воздействий со стороны.

Практическая реализация проекта «Педагогическое содружество поколений» осуществляется на факультете технологии и предпринимательства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена С-Петербурга совместно со студентами и преподавателями в виде конференций, лекций и тематических вечеров, посвящённых актуальным проблемам практики воспитания, в разных формах совместной деятельности.

 

Библиографический список

1.     Макаренко А.С. Педагогические сочинения [Текст]: в 5 т. / А.С. Макаренко. Т. 2. М., 1971.

2.     Макаренко А.С. Педагогические сочинения [Текст]: в 8 т. / А.С. Макаренко. Т. 4. М., 1985.

3.     Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. 2-е изд. /под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1975.

 

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению