|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. А.В. Лазарев Чему сегодня нам надо учиться у Макаренко? Мы
являемся студентами педагогического вуза. И большинство из присутствующих
продолжит свою профессиональную деятельность в сфере педагогики. Поэтому для
нас очень остро стоит вопрос о том, каким должен быть педагог XXI века? В.О.
Ключевский мудро заметил, что без нашего прошлого не было бы будущего. Это
значит, что в любом проектировании и моделировании картины будущего просто
необходимо обращаться к истокам и урокам прошлого. Готовясь
стать педагогом, студент должен ориентироваться на какие-то образцы. Чтобы
добиться успехов в профессиональной деятельности, необходимо брать пример
прежде всего с великих педагогов. Стоит отметить, что в этом плане нам,
безусловно, повезло, так как наша отечественная педагогика изобилует
выдающимися личностями. Но для социальной педагогики в России, равно как и во
всём мире, был и остаётся образцом для профессионального развития А.С.
Макаренко. Это одна из ярчайших фигур отечественной педагогики, оставившая
неизгладимый след в её истории. Именно у Макаренко необходимо учиться тем
личностным и профессиональным качествам, которые должны быть присущи
настоящему педагогу. Так
каким же был Макаренко? Чему мы должны у него учиться? Одним
из важнейших качеств педагога была основательность во всём, которая
проявилась ещё в студенческие годы. Любое дело, за которое брался А.С.
Макаренко, он доводил до логического завершения. Уже
став учителем поместных школ, Антон Семёнович осознавал необходимость
личностного роста и совершенствования своих знаний. Поэтому, когда в 1914 г. открылся
Полтавский учительский институт, Макаренко поступает туда. Будучи студентом,
он значительно отличался от своих сокурсников. Никто из них не знал столько,
сколько знал Макаренко. «Даты, факты, события – всё это было ему хорошо
известно, всё вспоминалось к месту, являлось веским аргументом в споре», –
напишет о нём Т.Г. Кроль [1, с. 13]. При этом Антон никогда не выставлял свои
знания на показ, не кичился своей эрудицией. Упорно отстаивая в спорах свою
точку зрения, он всегда сохранял доброжелательный тон по отношению к
оппоненту, привносил в спор присущую ему нотку юмора. Сокурсников поражали не
только изумительная память Макаренко (он цитировал наизусть Толстого,
Чернышевского, Чехова, Горького), но и его желание всё узнать, всё прочитать,
всё увидеть. «Читал Антон Семёнович с поразительной быстротой. Но не
проглядывал книги, а вчитывался в них, делая пометки, выписки» [1, с. 14].
Готовясь к докладу, Макаренко пользовался не одной, двумя или тремя книгами,
а приносил кипы книг и успокаивался только тогда, когда каждая из них была
досконально изучена. По
окончании института Антон Семёнович продолжил свою профессиональную
деятельность. Сложившаяся в то время историческая обстановка в стране
заставила Макаренко искать новые формы обучения и воспитания детей. Многие из
них рождались спонтанно. А многим было суждено стать продуктом длительных,
кропотливых исследований, проводимых Макаренко. Но появлению и тех, и других,
безусловно, способствовали природная энергичность, любознательность и
основательность А.С. Макаренко. Многие
зададутся вопросом, а как же всё-таки Макаренко учит нас тому, как стать
компетентным, образованным педагогом? Ответ на этот вопрос прост: лучшее
средство – постоянное самообразование и саморазвитие. Всю свою жизнь Антон
Семёнович продолжал учиться и делал это с завидным упорством и
основательностью, которые проявлялись во всём, за что бы ни брался Макаренко,
будь то самообразование, профессиональная или научная деятельность. Ведь
Антон Семёнович никогда не отступал от того, за что он взялся, пока нельзя
было поставить точку. В
одной из своих лекций А.С. Макаренко делает революционное для своего времени
заявление. Он разделяет процессы воспитания и образования, выделяя воспитание
в отдельный самостоятельный блок. Сегодня эта точка зрения кажется вполне
естественной, но для периода становления советской власти и советской
педагогики это был переворот. И переворот этот можно связать именно с
личностными изысканиями Макаренко. В этой же лекции Антон Семёнович говорит о
тех качествах, которые необходимо развивать воспитателю. «Можно и нужно
развивать зрение, просто физическое зрение» [2, с. 235]. Связано это с
необходимостью уметь читать по лицу все душевные движения воспитанника.
«Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в
управлении своим лицом» [2, с. 235]. Макаренко говорит о том, что педагогу
просто необходимо играть. Играть голосом, выражением лица, в общем, быть
хорошим актёром. В статье «О моём опыте» А.С. Макаренко подробно описывает,
каким должен быть педагог, а особенно воспитатель. Он пишет о мастерстве: «Я
сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда»
с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица,
фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт или не
почувствует того, что нужно» [3, с. 154]. Лишь
будучи хорошим психологом, можно было прийти к таким выводам. Так, все свои
подходы к формированию и управлению развитием личности Макаренко
разрабатывает на основе знаний психологии. Несмотря на специфику работы
Антона Семёновича, эти подходы изначально были разработаны для обычного,
«нормального» коллектива. А их апробация на коллективе малолетних
преступников лишь доказала то, что они будут прекрасно работать и в
«нормальном» коллективе. Хорошее знание психологии помогло Макаренко стать
неординарным педагогом, способным искать и находить самые нестандартные
решения педагогических ситуаций. Говорить
о талантах Антона Семёновича можно много. Но чтобы чему-то учиться у
человека, нужно знать о нём всё. О Макаренко написано немало. Однако,
несмотря на многолетние изучения его наследия, до сих пор нельзя с полной
уверенностью сказать, что он полностью изучен. Ещё многое в его творчестве
остаётся неисследованным. Сегодня
очень важно вспомнить о самоотверженности Антона Семёновича, когда он готов
был своей жизнью пожертвовать ради своих воспитанников. В этом отношении
показателен момент его биографии, связанный с эпидемией тифа. Тогда он не
отгородился от больных ребят, а, наоборот, как и подобает настоящему
педагогу, всё время был рядом с больными, хотя это было смертельно опасно.
Через какое-то время инфекция сошла на нет, и дети начали выздоравливать.
Своей самоотверженностью педагог давал им силы бороться и победить. Можно
привести множество примеров, когда он заражал воспитанников своей
положительной энергией, получая взамен их добрую энергию. Не случайно А.С.
Макаренко часто сравнивают с Я. Корчаком, пожертвовавшим своей жизнью ради
того, чтобы поддержать детей в самые страшные, последние дни и часы их жизни. Подводя
итог сказанному, хочется подчеркнуть многогранность личности А.С. Макаренко,
его неутолимый энтузиазм, альтруизм и человеколюбие. Он любил своё дело и
всецело отдавался ему, стремясь добиться профессионализма в каждом аспекте. Именно
поэтому он и стал настоящим профессионалом, высочайшим мастером своего дела.
Такие примеры не могут не зажигать, они порождают стремление к
самосовершенствованию, желание творить и по-настоящему любить своё дело. Это
и является главным в ответе на вопрос, чему мы должны сегодня учиться у
Макаренко. Библиографический список
1. Кроль Т.Г. А.С. Макаренко. Биография
[Текст]: пособие для учащихся / Т.Г. Кроль М-Л., 1964. 2. Макаренко А.С. О воспитании [Текст] /
А.С. Макаренко; сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. М., 1988. 3. Макаренко А.С. Избранные
педагогические сочинения [Текст]: в 4 т. / А.С. Макаренко; сост. И.С.
Петрухин. Т. 1. М., 1949. |
|
||
|
|
|
|
|