|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое наследие прошлого Материалы
6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений Екатеринбург, 9 апреля 2009 г. Раздел 4 ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО
МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКЕ И В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Е.В. Лошакова Педагогический анализ в управлении процессом Важнейшее
значение в управлении разными педагогическими процессами играет
информационно-аналитическая функция управления, предполагающая сбор и анализ
информации об управляемом объекте. При её осуществлении основополагающее
значение имеет педагогический анализ. Не случайно он был обоснован в своё
время Ю.А. Конаржевским как самостоятельная функция внутришкольного
управления, «направленная на изучение состояния и тенденций развития
педагогического процесса и объективную оценку его результатов с последующей
выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы и
переводу её в более высокое качественное состояние»1. С педагогического анализа начинается
и им заканчивается любой управленческий цикл. Его исключение из общей цепи
управленческой деятельности приводит к распаду её системы. Эффективность
управления во многом зависит от аналитических умений руководителей и
педагогов. Непрофессионально проводимый анализ на этапе выработки цели и
формирования задач приводит к неконкретности и необоснованности принимаемых
решений. Незнание истинного положения дел в школьном коллективе создаёт
трудности в установлении правильной системы взаимоотношений между участниками
педагогического процесса. Эта
функция одна из наиболее трудоёмких. В отличие от других функций управления
анализ требует большого интеллектуального напряжения, аналитического
мышления, умений обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать
педагогические факты и явления. По концепции Ю.А. Конаржевского, цель
педагогического анализа достигается за счёт решения следующих задач: а) анализа
состояния системы, её подсистем и элементов за определённые промежутки
времени; б)
определения путей развития педагогического процесса; в) изучения
путей достижения конкретных результатов работы школы, её подразделений,
классов, отдельных учителей и учеников в течение годичного цикла; г) выявления
основных факторов, влияющих на уровень успеваемости и воспитанности учащихся,
определения степени этого влияния; д) определения
причин несогласованности в деятельности подразделений школы, а также между
звеньями учебно-воспитательного процесса и выработки рекомендаций по
сохранению сбалансированного состояния в управляемой системе; е) анализа
взаимодействия школы с окружающей её внешней средой, определения мер по
локализации или ликвидации негативных влияний на учебно-воспитательный
процесс; ж) выявления
и обоснования внутренних резервов повышения качества деятельности педагогического
коллектива; з) анализа
передового педагогического опыта, выработки рекомендаций по его освоению; и)
разработки конкретных рекомендаций по итогам анализа. При
организации системы социально-педагогической деятельности решаются те же
аналитические задачи. Но при этом предметом педагогического анализа является
не весь учебно-воспитательный процесс, а социально-педагогическая
деятельность, осуществляемая образовательным учреждением в этом процессе. Она
включает в себя работу всех школьных подразделений по организации
взаимодействия воспитанников с окружающим миром, по их социализации и
социальной адаптации, работу с родителями учащихся, учреждениями
дополнительного образования, культуры и здравоохранения, с
правоохранительными органами, общественными и религиозными организациями. Педагогический
анализ позволяет видеть и оценивать изменения, происходящие в
социально-педагогическом процессе, прогнозировать пути его развития и
устранять причины обнаруженных недостатков. Благодаря педагогическому анализу
в каждой конкретной ситуации могут своевременно приниматься наиболее
эффективные решения тех или иных задач. Вывод
отсюда следует один: современный социальный педагог может успешно справиться
с созданием системы социально-педагогической деятельности в образовательном
учреждении, только в совершенстве овладев техникой и методикой проведения
педагогического анализа. |
|
||
|
|
|
|
|
1 Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа
управления школой [Текст] / Ю.А. Конаржевский. Челябинск, 1978. С. 3.