|
|
|
|
|
|
«Психолого-педагогическое
наследие прошлого Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих
педагогических чтений Екатеринбург, 9
апреля 2009 г. Г.Н. Козлова, А.В. Кожевников Предпосылки для
разработки проблемы преемственности поколений в общей педагогике Проблема поколений в отечественном
социально-гуманитарном знании до сих пор рассматривалась главным образом в
связи с исследованием закономерностей общественного развития. В советский
период отечественной истории социологи активно пропагандировали идею
нерушимого содружества поколений. Они утверждали представление о прочном
моральном и идейно-политическом единстве «отцов и детей» в Советском Союзе,
обосновывали социальную детерминированность этого явления общностью идеалов,
целей и стремлений разных поколений советских людей. Во многом такой ракурс научной проблематики был
задан отечественным учёным зарубежной концепцией «конфликта поколений». Её
основоположник Хосе Ортега-и-Гассет рассматривал борьбу сменяющих друг друга
поколений в качестве движущей силы общественного развития. Этот подход
разделял и Герберт Маркузе. В подкрепление концепции «конфликта поколений»
американский социолог Л. Фойер издал «Поколенческий манифест»,
противопоставив его «Коммунистическому манифесту» К. Маркса и Ф. Энгельса.
Классовую борьбу Л. Фойер отнёс к вторичным факторам общественного развития,
которые лишь сопутствуют борьбе поколений. В полемике с такой трактовкой движущих сил
общественного развития советские социологи, историки, философы, специалисты
по теории научного коммунизма доказывали социально-экономическую
предопределённость конфликта поколений в антагонистических обществах и
акцентировали внимание на принципиальной разнице во взаимодействии поколений
в советской социальной системе. При этом учёные сосредоточили своё внимание
на разработке таких вопросов: роль политики в механизме обеспечения
преемственности поколений; воздействие социальной действительности на облик,
сознание и поведение различных поколений; идеологическая работа в механизме
обеспечения преемственности поколений; обычаи и традиции как формы
преемственности поколений. Классическая тема конфликта поколений французским
учёным Пьером Бурдьё трактовалась как борьба за наследование между
«держателями» капитала (богатств, власти, рабочих мест, социальных позиций) и
«претендентами», вступающими на «поле игры». Очевидно, что «держатели» в
целом биологически более старые. «Претенденты» – более молодые. Молодёжь
надолго приковывалась к подчинённым позициям, а «держатели» легитимировали
живучесть своего господства. Глубинной основой преемственности поколений в
нашей стране было признано развитие производительных сил. В советский период
считалось, что экономические отношения вынуждают людей вырабатывать в себе
духовные качества, которых требуют эти отношения. Для этого молодое поколение
должно было усвоить прежде всего опыт взрослых, содержание которого
незаменимо знанием. Последующая социально-гуманитарная практика со
всей очевидностью подтвердила ценность и объективность этих достижений
отечественного социально-гуманитарного знания в осмыслении явления
преемственности поколений. В этом же русле в отечественной педагогике ещё на
начальной стадии становления советской социальной системы была поставлена
задача накопления подростками жизненного опыта во взаимодействии со старшим
поколением в условиях производства. В 1928, 1958, 1984 гг. старшее поколение
пыталось в масштабе школьной системы страны использовать условия производства
для воспитания в молодом поколении духовных качеств, необходимость которых
настоятельно диктовали коренные преобразования в сфере собственности и
экономических отношений. До сих пор не принимается в расчёт
социально-демографический масштаб явления преемственности поколений. Изъяны в
такой постановке проблемы взаимодействия поколений ещё во второй половине
20-х гг. ХХ в. подметил А.С. Макаренко. Хотя тогда ведущим направлением
педагогической теории и практики являлось социальное воспитание,
взаимодействие поколений по традиции продолжало ограничиваться межличностными
рамками, искусственными педагогическими ситуациями. Взаимодействие взрослых и
подростков, по мнению А.С. Макаренко, приобретало «вид дешёвых развлечений,
на которые способны только педагоги». Основой социального воспитания зачастую
фактически оставались изобретательность старшего поколения, его «акробатика»
и «чудачество», энтузиазм и «доброе сердце» педагога. А.С. Макаренко внёс
педагогическую целесообразность в явления, которым традиционно отводилась
роль заданных для воспитания условий. В результате он подорвал педагогическую
инертность процессов финансирования, юридической практики, оплаты труда,
штатов и превратил их в мощные факторы активизации творческого потенциала,
созидательных возможностей взрослых и подростков. Наследие А.С. Макаренко –
ценный источник для разработки проблемы поколений в общей педагогике. А.А. Фролов важнейшим достижением А.С. Макаренко
называет преодоление трактовки преемственности поколений лишь в одном
направлении: от старшего – к младшему. А.С. Макаренко этот вектор дополнил
другим: от младшего поколения – к старшему. Это соответствует общей тенденции
развития педагогики, в которой «педагогическое воздействие» уступило место
«педагогическому взаимодействию». |
|
||
|
|
|
|
|