: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

В.П. Сидоров, Г.П. Селивёрстова

Повышение резервов здоровья
современной студенческой молодёжи средствами туризма

Современная педагогика всё чаще обращается к идеям А.С. Макаренко о разумной организации детской жизни. Международная макаренковская ассоциация поддерживает любой ценный опыт продуктивной занятости детей и подростков, – отмечает её президент Т.Ф. Кораблева [2, с. 12]. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема здоровьесберегающих форм воспитания, которыми отличалась педагогика А.С. Макаренко. В решении данной проблемы позитивная роль принадлежит туризму.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это отсутствие болезней в сочетании с состоянием полного физического, психического и социального благополучия [5, с. 430].

Современный социум требует выпускника вуза с высоким резервом здоровья, стрессоустойчивостью, способностью создать здоровую семью и воспитать здоровое потомство. Однако сегодня отмечается падение уровня жизни и экологическое неблагополучие, которые отрицательно сказываются на состоянии здоровья детей и молодёжи.

Учащиеся и студенты много времени проводят в учебных аудиториях в сидячем положении. В результате их мышечная система функционирует не в полную силу. Длительное пребывание в помещении приводит к напряжению механизмов регуляции физиологических функций организма, деятельности сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Отклонения в состоянии здоровья, возникающие при обучении, мешают достижению успехов в учёбе [5, с. 270]. Следовательно, сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся необходимо уделять больше внимания, используя и инновационные технологии, и имеющийся положительный опыт.

Здоровье – это количество резервов в организме человека, максимальная производительность его органов и функций. Учёными выделяются биохимические, физиологические и психические резервы [3, с. 71], позволяющие адаптироваться к учебным условиям. Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма и сохранения здоровья – это занятия физической культурой и спортом, активный отдых, спортивный и рекреационный туризм.

Спортивный туризм включает подготовку и проведение спортивных путешествий и служит эффективным средством физического оздоровления, нравственного развития и самосовершенствования, воспитания бережного отношения к природе и памятникам культуры, взаимопонимания и взаимоуважения между людьми, народами, нациями [1, с. 542]. Спортивное путешествие проводится автономной группой из 6-10 человек и в отличие от обычного путешествия включает определённый набор естественных препятствий. Бывает, что путешественники длительное время не встречают никаких следов цивилизации. Чтобы пройти маршрут, нужно быть не только сильным, ловким, смелым и упорным, но и владеть широким набором специальных знаний о технике преодоления препятствий и физиологии человека в экстремальных условиях. К видам спортивного туризма относятся:

·       пешеходный туризм – разновидность туристского путешествия, осуществляемого пешком;

·       велосипедный туризм – один из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма, дающий возможность полноценного отдыха;

·       водный туризм – это отдых на воде с использованием байдарок, лодок, катамаранов, теплоходов и других плавательных средств,

·       лыжный туризм – один из наиболее массовых видов активного туризма, поскольку большая часть России находится под снежным покровом несколько месяцев в году;

·       горный туризм – прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000-3500 м над уровнем моря, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников;

·       конный туризм – проводится в виде конных маршрутов, проходящих по заповедникам и национальным паркам, находящимся в очень красивых местах, отдалённых от транспортных путей;

·       автомобильный туризм – путешествие с использованием автотранспорта по основной части маршрута;

·       комбинированный туризм включает часть пути, преодолеваемого пешком и часть пути с использованием разных видов транспорта.

Неотъемлемой частью спортивного туризма являются соревнования, выявляющие лучшие команды при прохождении маршрута с преодолением

категорийных естественных препятствий. Они могут иметь различный ранг – международный, всероссийский, зональный, ведомственный и разнообразные формы организации: чемпионат, кубок, первенство, туриада, фестиваль, конкурс.

Спортивный туризм включает физические упражнения, игры, упрощённые виды спорта, развлечения, непрерывную смену игровой обстановки. Всё это позволяет получить удовольствие, отвлечься от процессов, вызывающих утомление, переключиться на другие виды деятельности, усиливающие физиологическую, восстановительную роль активного отдыха.

Пребывание на свежем воздухе, активная мышечная деятельность способствуют закаливанию организма, являются источником положительных эмоций, повышают настроение, вызывают прилив бодрости и сил, оказывают положительное воздействие на функциональное состояние нервной системы. Укрепляя нервную систему, спортивный туризм способствует и развитию интеллекта участников туризма.

Рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда [4, с. 13]. Рекреационный туризм – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Он является важным фактором компенсации отрицательных последствий городской жизни в условиях индустриализации и направлен на удовлетворение основных потребностей человека: восстановление жизненных сил посредством оздоровления, интеллектуального общения, занятий физической культурой.

Рекреационный туризм условно можно разделить на несколько типов:

туристко-оздоровительный-пассивный, познавательно-туристический, музей-

музейный, инвалидный.

Рекреационный туризм сочетает в себе различные природные и культурно-исторические факторы, способствующие созданию благоприятных условий для лечения и профилактики заболеваний, отдыха, релаксации.

Правильно организованное и хорошо проведённое путешествие укрепляет здоровье человека, закаляет организм, развивает силу, выносливость, мужество, настойчивость, дисциплинированность, инициативу, способствует повышению трудовой активности. Поэтому в развитии идей педагогики А.С. Макаренко следует уделять особое внимание организации и проведению в среде учащейся молодёжи спортивного и рекреационного туризма.

 

Библиографический список

1. География туризма [Текст]: учебник /под ред. А.Ю. Александровой. М., 2008.

2. Кораблёва Т.Ф. Детская беспризорность и безнадзорность как социальное явление [Текст] /Т.Ф. Кораблева // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 4-х Всерос. Макаренк. студ. пед. чтений /отв. ред. Н.Г. Санникова, Екатеринбург, 2008.

3. Решетников Н.В. Физическая культура [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицин. М., 2002.

4. Романов А.А. География туризма [Текст]: учеб. пособие /А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. М., 2004.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М., 2008.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению