: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

Т.В. Хилинская, Н.М. Пивовар

В педагогический вуз – через систему допрофессиональной подготовки

А.С. Макаренко неоднократно поднимал вопрос о необходимости изменения системы подготовки учителя, так как она не обеспечивает профессионализма учителя. Проблема, поставленная им, не решена окончательно и сегодня, хотя она актуальна и сегодня.

Мы считаем, что все усилия педагогического коллектива вуза будут напрасными при работе со слушателями, не имеющими склонностей к педагогической деятельности.

Нами накоплен положительный опыт ориентации школьников на сознательный выбор педагогической профессии через систему допрофессиональной подготовки, которая реализовывалась в рамках государственной комплексной программы «Учитель: школа – вуз – школа» под руководством академика И.А. Зязюна (1976-1985, 1986-1990 гг.).

Общая система допрофессиональной подготовки в полтавском регионе была нацелена на организацию такого взаимодействия вуза с другими организациями, когда за качество подготовленности учащихся, направляемых в вуз, и обеспечение условий работы для молодых специалистов в равной мере отвечали и органы народного образования и школы. Было принято решение вывести звено профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки в школы, где организовывались специальные факультативы «Юный педагог». Обучающую функцию приняли на себя педагогические коллективы школ. Вуз выступил в роли методического центра, занимающегося разработкой программ, методических рекомендаций, методической учёбой и переподготовкой руководителей факультативов, изучением эффективности системы. Координирующую и организационную функцию выполняли органы народного образования области.

Основной целью факультативов являлось не столько информирование учащихся о специфике педагогической деятельности, сколько формирование и углубление профессиональной направленности, обеспечение профессионального самопознания, в том числе постоянной самооценки и коррекции развития профессиональных качеств слушателями факультатива.

Была разработана и апробирована в школах учебная программа факультатива «Юный педагог». Соотношение теоретического и практического обучения в ней составило пропорцию 1:3. Каждая тема реализовывалась по единой, сквозной для всего факультатива, логике: первое занятие – теоретическое, – знакомит учащихся с формами работы педагогов. Второе – практическое, где будущие учителя учились разрабатывать и проводить занятия. Следующее занятие по теме посвящалось практической работе членов факультатива в реальных условиях школы, класса (микропреподавание, выполнение фрагментов деятельности учителя и классного руководителя). На последнем практическом занятии по каждой теме осуществлялся анализ выполненной работы. Таким образом, каждая тема отрабатывалась на четырёх занятиях. При этом использовались разнообразные формы активного включения школьников в работу: теоретический анализ, творческие дискуссии и т.д.

Важным организационным моментом являлась реализация гибкой программы, которая давала возможность варьировать работу. Так, ученик, избравший, например, специальность историка, мог пропустить ступень, готовящую будущих специалистов к работе с младшими школьниками. Разрешалось и прохождение программы в течение двух или одного года. Педагогический совет школы имел право принимать подобные решения, увеличивая объём работы в течение года. В целом программа позволяла организовывать факультативы в таких вариантах: 1) полный четырёхлетний срок обучения по одному часу еженедельно на всех 4-х ступенях; 2) трёхлетний срок обучения для тех, кто не ориентирован на работу в младших классах; 3) двухлетний срок обучения для поступающих в педагогические училища (1-2 ступени); 4) двухлетний срок обучения при двухчасовой нагрузке в неделю (1-4 ступени); 5) одногодичный сокращённый курс прохождения всех ступеней при еженедельном проведении занятий. По завершении учёбы на факультативе ученику выдавалась характеристика и качественная аттестационная карточка для предъявления при поступлении в вуз.

С целью усиления методического уровня преподавания, определения эффективности работы школьных факультативов и ранней профессиональной диагностики слушатели 4 цикла обучения включались в работу функционирующего при педвузе факультета будущего учителя (ФБУ). Занятия на факультете начинались с ноября. Периодичность – один раз в месяц.

Наряду с общей системой ранней профессиональной ориентации школьников при кафедре педагогического мастерства функционировал экспериментальный курс допрофессиональной подготовки будущих учителей. Со слушателями реализовывалась полная программа факультатива.

Важным моментом экспериментальной работы явилось определение критериев эффективности реализуемых педагогических систем. Известно, что эффективность деятельности можно определить по двум типам показателей: 1) объективным, отражающим внешние диагностируемые факты, выражающиеся в количественных параметрах; 2) субъективным, отражающим психологические изменения, происходящие в структуре личности, включённой в эту деятельность. Последние результаты зачастую трудно измерить, они имеют скорее качественный характер, не всегда переводимый в количественные эквиваленты. Однако в плане личностного развития именно эти изменения оказываются наиболее существенными.

Система допрофессиональной подготовки дала полтавскому региону возможность полностью укомплектовать штаты учителей. Практически полностью была решена проблема распределения педагогических кадров в село: большинство выпускников после окончания института вернулись в те школы, которые рекомендовали их в вуз. Среди слушателей, поступивших в вуз, практически не было «отсевов» из-за неудовлетворительной адаптации к содержанию обучения в школе. Выпускники факультативов проявляли большую активность на педагогической практике, инициативу при выполнении разного рода заданий (например, проведение уроков, школьных вечеров, экскурсий), более охотно включались в контакт с детьми.

Внутренние (субъективные) изменения оценивались по следующим показателям: 1) наличие устойчивой направленности на работу в качестве учителя школы (преимущественно сельской) на протяжении всех лет обучения в вузе; 2) наличие уровня сформированности профессионального идеала; 3) принятие активной профессиональной позиции, сдвиг локус-контроля в сторону интернальности при оценке педагогических явлений.

В процессе обучения значительная часть студентов нередко меняет первоначальную направленность. И если многие студенты всё же находят уже в процессе обучения своё призвание в деятельности учителя, то велика и доля лиц, разочаровавшихся в сделанном выборе. Особенно интенсивно этот процесс происходит после педагогической практики.

В процессе исследования студенты разных курсов пединститута указывали, где и кем хотели бы они работать после окончания вуза. Фиксировалось число лиц, обладающих тем или иным типом профессиональной направленности в зависимости от того, проходили ли они до поступления в вуз допрофессиональную подготовку. Оказалось, что студенты, прошедшие полный цикл допрофессиональной подготовки, в основном сохраняют педагогическую направленность на протяжении всего периода обучения в вузе. При этом сохраняется не только абстрактная ориентация на данный вид деятельности, но и желание работать в сельской школе, вернуться в тот коллектив, который рекомендовал студента на учёбу.

В исследовании была реализована программа изучения профессиональных идеалов школьников, абитуриентов и студентов, прошедших или не проходивших обучение в системе допрофессиональной подготовки. Анализ полученных данных показал, что учащиеся школы, не ориентированные на профессию учителя, обладают минимальным показателем насыщенности профессионального идеала, не видят сложности и многосторонности педагогической деятельности. Структурный состав их идеалов беден, малосодержателен. Но пассивная ориентация на педагогическую профессию не способствует качественным изменениям в профессиональном идеале. Несколько иная тенденция отмечается в группе школьников, в течение длительного времени ориентированных на профессию учителя и последовательно занимающихся самовоспитанием и самообразованием. Более глубокое знакомство с содержательным и функциональным составом педагогической деятельности приводит к существенному росту объёма профидеалов.

Межгрупповое сопоставление показателей, полученных от школьников, занимающихся на факультативе «Юный педагог» по сокращённой программе (в том числе с дополнительным включением в работу ФБУ при вузе), показывает, что эта форма работы также обладает определённой эффективностью. Можно сделать вывод, что отсутствие систематического предметного профилирования, абстрактная ориентация школьников на профессию учителя, преобладание групповых аудиторных форм над индивидуальными, отсутствие занятий соответствующей деятельностью, сокращение циклов обучения препятствуют проявлению резкого качественного скачка в формировании психологических основ профессиональной деятельности. Наиболее высокие показатели получёны в группе школьников, занимающихся в экспериментальном факультативе «Юный педагог», работающем по полной программе. Важным моментом профессионального становления учителя является овладение студентом активной ролевой позицией, принятие на себя ответственности за решение профессиональных задач. Обобщение результатов проведённого исследования позволило сформулировать следующие выводы:

1. Одним из способов повышения эффективности системы подготовки педагогических кадров может выступать ранняя профориентация школьников. Экспериментально показано, что чем раньше начинается и последовательнее проводится целенаправленная подготовка школьников к выбору педагогической профессии, тем более результативными оказываются её итоги. Эта тенденция отмечается как в случае самостоятельной работы над собой школьников, активно ориентированных на педагогические профессии, так и при включении их в функционирующую систему допрофессиональной подготовки.

2. Проведённый теоретический анализ и результаты формирующего эксперимента подтвердили высказанную гипотезу и высокую эффективность факультативов как средства допрофессиональной подготовки школьников, ориентированных на педагогические профессии, при условии их последовательного и методически оснащённого функционирования.

3. Требования к эффективной организации системы допрофессиональной подготовки через педагогические факультативы включают:

·        необходимость создания гибкой системы, возможность её вариативной реализации в зависимости от жизненных планов школьников и реальных возможностей функционирования;

·        участие в формировании педагогических кадров всех её звеньев, заинтересованных в качестве профессиональной подготовки учителей;

·        сочетание в работе теоретических и практических форм, включение школьников в систему активных действий по овладению структурой и содержанием педагогической деятельности;

·        ориентацию работы со школьниками в первую очередь на личностное развитие, создание условий для формирования потенциальных качеств будущего педагога на моделях педагогической деятельности.

4. Содержание факультативных занятий должно быть не только связано с текущей жизнью школы, но и должно обеспечивать последующую адаптацию студентов к вузовскому учебно-воспитательному процессу.

5. Система допрофессиональной подготовки учителя должна быть обеспечена текущими критериями оценки эффективности, в качестве которых могут быть приняты использованные в исследовании психологические показатели развития личности будущих педагогов.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению