: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению

 

 

«Психолого-педагогическое наследие прошлого
в современной социально-педагогической деятельности»

Материалы 6-х международных Макаренковских студенческих педагогических чтений

 Екатеринбург, 9 апреля 2009 г.

 

 

А.И. Ткаченко, П.С. Ивкин

Из опыта обучения аутичных детей навыкам коммуникации

В процессе работы с аутичным ребёнком социальный педагог сталкивается с трудностями в установлении контакта и в поиске эффективных приёмов и способов обучения таких детей.

Аутизм представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. Аутизм, возникший у ребёнка в раннем возрасте, называется ранним детским аутизмом (РДА). Его главный признак – неконтактность ребёнка. По данным современных исследователей, различные формы детского аутизма встречаются примерно в 3 – 6 случаях на 10000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек. В то же время, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития.

В зависимости от характера и степени нарушения взаимодействия с внешней средой в настоящее время принято выделять четыре группы РДА. Данная классификация предложена О.С. Никольской [2]:

Дети I группы отличаются отрешённостью от внешней среды, характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией. Детям II группы свойственно отвержение внешней среды. Для них характерны различные страхи, манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Для детей III группы характерны отвлечённые интересы и фантазии. Они имеют развёрнутую речь и более высокий уровень развития. Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостью. Им присуща робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности.

Для изучения этой проблемы мы провели исследование на базе «Социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов» и Специальной коррекционной общеобразовательной школы № 169 Екатеринбурга. Всего исследованием было охвачено 20 детей с аутизмом в возрасте от 7 до 18 лет. Работа осуществлялась в несколько этапов. В рамках первого этапа был проведён анализ психолого-педагогических и медицинских знаний по проблеме аутичных детей, изучалась документация учреждений: карты и дневники наблюдений, реабилитационные журналы, подбирались диагностические методики для конкретных детей. На втором этапе был проведён констатирующий эксперимент, что позволило выявить специфические особенности и уровни сформированности коммуникативных навыков у детей с аутизмом. Для исследования межличностных отношений аутичного ребёнка и его социализации использовались проективные методы: рисуночный тест «Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса [3, с. 41]; методика Рене Жиля [1, с. 157]; методика «Косвенного измерения системы самооценок» [1, с. 91].

Использование выше перечисленных методик удалось осуществить только для детей 10-18 лет на базе «Социально-педагогического центра реабилитации детей-инвалидов». С детьми же 7-8 лет на базе коррекционной общеобразовательной школы № 169 использование данных методик не дало никаких результатов.

Нами разработана программа деятельности социального педагога по обучению навыкам коммуникации детей с аутизмом. При её составлении учитывалось, что работа с аутичными детьми должна строиться в соответствии с группами РДА. Так, занимаясь детьми I группы, педагогу следует особенно чётко произносить все слова, при этом обращать внимание на те из них, которые ребёнок пытается проговорить. Называя предметы, необходимо их показывать. При работе с детьми II группы следует усиливать их речевую активность. Детей III группы нужно учить диалогической речи. На первых этапах педагог слушает ребёнка, потом начинает задавать ему вопросы. Затем ребёнку предлагается продолжить рассказ, сказку, историю. При этом важно эмоционально поддерживать ребёнка, не прерывая его. Речь детей IV группы, как правило, развивается гораздо легче, чем в трёх предыдущих. Но работа с такими детьми требует также чуткости и внимания педагога. Необходимо вселять уверенность в ребёнка, не подвергать сказанное им постоянной критике.

В любом случае независимо от группы аутизма с детьми следует как можно больше говорить, а занятия по развитию коммуникативных склонностей лучше проводить, используя игру. Перед тем, как начинать работу с ребёнком, педагогу также необходимо учитывать ряд важных положений.

На этапе налаживания контакта с ребёнком не рекомендуется настаивать на проведёнии конкретных игр, выполнении определённых заданий. Необходимо быть более чутким к реакциям ребёнка, действовать в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто ребёнок сам предлагает форму возможного взаимодействия. Всё происходящее на занятии должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого педагог проговаривает все действия и ситуации.

Необходимо помнить, что поведение ребёнка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, понять, чего ребёнок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Педагог должен быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с аутизмом может быть различной: на что один отреагировал дружелюбно, другой может отреагировать резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребёнок может вести себя по-разному в сходных положениях. В случае если ребёнок принял предложенное, нужно постараться развивать ситуацию; если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Это требует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.

Мы апробировали разные приёмы и способы работы по обучению навыкам коммуникации детей с аутизмом и пришли к выводу, что коммуникативные нарушения у таких детей можно эффективно преодолевать.

 

Библиографический список

1. Забрамная С.А. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.А. Забрамная. М., 1995.

2. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. М., 1991.

3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста [Текст] / С.С. Степанов. М., 1996.

 

 

 

 

: предыдущая

 

 

: следующая

 

 

к оглавлению